Система работы с одаренными детьми на уроках татарского языка и литературы и во внеурочное время


Я, как учитель, работающий в школе не один
десяток лет, убедилась в том, что в разные годы к
преподаванию предметов предъявляются разные
требования, планка из года в год повышается. Но
перед школой всегда стоит вопрос о
конкурентоспособности сельского школьника. А
как быть в условиях национальной школы? Эта
проблема заставила меня, учителя сельской
татарской школы, подойти к дифференциации и
индивидуализации образовательного процесса в
целом. Если раньше я, как все, занималась
знаниевым подходом и думала, что этого
достаточно, то сегодня для меня приоритетом
является деятельностный подход к преподаванию
своего предмета. Именно этот подход стал
индикатором выявления одаренности, как явления.

Создание психолого-педагогических условий,
обеспечивающих выявление и развитие одаренных
детей и реализацию их познавательных
возможностей и интересов, является на
сегодняшний день приоритетным направлением
российской педагогики. Данная проблема стала
актуальной в связи с изменением приоритетов в
системе образования. В XXI веке произошла
модернизация российского образования, в основу
которого положена концепция
личностно-ориентированного и
практико-ориентированного образования,
предполагающая обеспечение индивидуальных
образовательных потребностей обучающихся. Тем
не менее, задачей педагога и в современных
условиях остается диагностика личных качеств
ребенка, выявление его познавательных интересов
и образовательных возможностей. Так, по
последним данным социологических исследований,
примерно пятая часть детей в школьном возрасте,
т. е. 20% может быть отнесена к способным
(одаренным) детям. Но они, как правило, лишены
необходимой поддержки для развития их талантов.
И поэтому всего лишь 2-5 % от общего числа
школьников действительно проявляют себя
самостоятельно как одаренные дети.

Определение одаренности — трудная задача, т. к.
в настоящее время не существует четкого
определения одаренности. В
психолого-педагогической науке считается, что
оценка конкретного ребенка как одаренного
является в значительной степени условной.
Поскольку носит временной субъективный
характер.

В научных трудах В. Д. Шадрикова, А. М. Матюшкина,
Н.И. Панютиной и других педагогов-исследователей
разработана концепция детской одаренности,
которая рассматривает одаренность как системное
и развивающееся в течение всей жизни человека
качество психики, позволяющее достигать
отдельному индивиду достаточно высоких
жизненных результатов в разнообразных видах
деятельности по сравнению с другими людьми.
Концепция творческой одаренности позволяет
раскрывать одаренность как результат
комплексного взаимодействия наследственных и
социальных факторов, реализуемых в процессе
целенаправленного педагогического воздействия
на ребенка. Соответственно, детский возраст
является наиболее сензитивным периодом для
выявления и развития одаренности. Следовательно,
перед каждым педагогом в современных
образовательных условиях поставлена задача по
активизации познавательной мотивации в процессе
индивидуально-дифференцированного подхода в
обучении.

Я, как педагог, стремясь реализовать
современные образовательные задачи, перед собой
поставила следующую цель:

Разработать механизм выявления и развития
индивидуальной одаренности учащихся в процессе
личностно-ориентированного подхода в обучении
школьников родному (татарскому) языку и
организовать индивидуальную работу с одаренными
учащимися, стимулируя их познавательные
интересы и потребности.

Чтобы реализовать данную цель, поставила следующие
задачи
:

- изучить современные научные подходы к работе
с одаренными детьми;

- разработать диагностические критерии оценки
уровня одаренности ребенка;

- на основе диагностической и аналитической
деятельности сформировать группу наиболее
способных детей;

- разработать механизм работы с одаренными
детьми с учетом специфики преподаваемого
предмета и индивидуальных особенностей каждого
ребенка;

- осуществление системной педагогической
деятельности и совершенствование системы работы
с данной группой через урочную и внеурочную
деятельность;



- оказание необходимой консультативной
педагогической помощи одаренным учащимся с
целью обеспечения жизненного и
профессионального самоопределения к
определенному виду деятельности.

В целях реализации вышеизложенных задач, мною
определены этапы деятельности:

1. Диагностика выявления одаренных детей;

2. Осуществление деятельности с конкретным
учеником;

3. Отработка системы работы по развитию
одаренности;

4. Выход на результат.

Выявление одаренных детей дело довольно
сложное. Для этого нужно отработанная система
совместной деятельности не только
учителя-предметника, но и классного руководителя
и школьного психолога. Иногда при работе с этими
детьми возникают педагогические и
психологические трудности, которые я
преодолеваю благодаря взаимному доверию и
взаимопониманию с учеником. Таким образом,
работу я начинаю с диагностики для определения
одаренности по методике Н.И. Панютиной
«Характеристика ученика», где характеристика
ученика рассматривается с 4-х позиций:

  • «Учебные характеристики»
  • «Мотивационные характеристики»
  • «Творческие характеристики»
  • «Лидерские характеристики»

Данная методика помогает реально
систематизировать собственные представления о
различных сторонах развития ребенка.

Нужно охарактеризовать типичное поведение
ученика, поставив на свободном месте каждой
строчки «да» или «нет». Для практической
работы никакой дополнительной обработки к тому,
что сделано, не нужно. Результаты налицо. С
помощью этой методики я получаю дополнительную
информацию об ученике. Параллельно диагностирую
и родителей учащихся по методике Н.И.Панютиной
«Родительские исследования».

Далее идет конкретная индивидуальная работа с
каждым по различным направлениям развития
личности ученика: по методике «Карта
одаренности» (по Н.И.Панютиной). В последующем
карта одаренности помогает выстроить содержание
деятельности с каждым ребенком в отдельности.
Для меня, как учителю гуманитарного цикла, важны
интеллектуальная, творческая, академическая и
литературные виды одаренности.

Урок как основная форма работы с учениками
является для меня самым важным элементом в моей
деятельности. А начинаю работу с самих же
учащихся, исходя из возможностей и способностей.
Учитывая желания учащихся, я разделяю их на 3
условные группы: сильные, средние и слабые.
Перемещение из одной группы на другую возможно в
любое учебное время.

Индивидуальные способности сильных учеников
позволяют быстрее и лучше усваивать материал по
сравнению с их сверстниками из базовой группы.
Построение уроков на основе внутриклассной
дифференциации позволяют решать следующие
задачи:

  • максимально использовать творческие
    возможности способных, неординарных ребят,
    подтягивание средних и слабых;
  • путем углубления и путем опережения развивать
    умственные способности и потребности
    самостоятельного добывания знаний.

Расширение содержания учебного предмета
происходит в следующих направлениях:

  • более полное, всестороннее изучение ключевых
    вопросов учебной программы;
  • выполнение учениками заданий, способствующих
    развитию интеллектуальных умений (сравнение,
    классификация, определение закономерностей и т.
    д.), формирование надпредметных умений и навыков
    (умение планировать свою деятельность, соотнести
    результат с целью и т. д.);
  • включение в процесс обучения творческих
    заданий;
  • расширение кругозора учеников в процессе
    работы с дополнительной литературой.

На разном этапе урока я стараюсь использовать
потенциальные возможности ученика.

Ниже привожу некоторые виды работ, в которых
участвуют способные учащиеся.


Тип урока Работа с одаренными детьми
на уроках татарского языка и литературы
1. Урок изучения нового материала.

2. Урок формирования умений и навыков.

3. Урок обобщения и систематизации знаний.

4. Урок контроля.

- более полное всестороннее изучение
ключевых вопросов учебной программы;

-
подготовка информации о писателе и т. д.

- упражнения трудные, большие по объему;

- разноуровневые задания и т.д.

- система проблемных вопросов и вопросов
исследовательского характера и т.д.



- задания сложные, требующие творчества;

- разные темы сочинений;

- разные тесты и т.д.

Методы и формы работы с одаренными учащимися,
прежде всего, органически сочетаю с методами и
формами работы со всеми учащимися в классе и в то
же время отличаю определенным своеобразием.

Одаренных учащихся обучаю в классах вместе с
другими тоже хорошо подготовленными и
способными школьниками. Это позволяет создать
условия для дальнейшей социальной адаптации
одаренных детей и одновременно для выявления
скрытой до определенного времени одаренности,
для максимально возможного развития всех
учащихся. Такая систематическая работа дает свои
результаты: за последние 3 года качественная
успеваемость по татарскому языку возросла с 52% до
66%, а по татарской литературе — с 62% до 80%.

Подготовка учащихся к олимпиаде по татарскому
языку и литературе как одна из форм проявления
одаренности.

Олимпиадное движение по
татарскому языку и литературе в Бардымском
районе Пермской области началось в 1988 г. среди
учащихся 5-7 классов. С каждым годом это движение
охватывало более старшие классы, становилось
интереснее, шире, глубже. Подготовка к олимпиаде
требует от учителя татарского языка и литературы
большой отдачи, длительной подготовки, поиска
нового, современного.

При подготовке к предметной олимпиаде я
выделяю следующее:

  • Желание самого ученика. Если оно есть, ученик
    может достичь многого.
  • Индивидуальная работа с учеником в урочное и во
    внеурочное время.
  • Самостоятельная работа самого ученика со
    справочной и научной литературой.

Ниже приведу разработанный мною пакет
тренировочных заданий, которые использую при
подготовке к олимпиаде по татарскому языку и
литературе.

Татарский язык.

1. Грамматический анализ (фонетический,
лексический, морфологический, морфемный,
синтаксический и т. д.)

2. Лексикология.

3. Вопросы языкознания.

4. Прямая и косвенная речь.

5. Сложносочиненные и сложноподчиненные
предложения.

6. Сложные конструкции.

7. Виды деловых бумаг.

8. Стили речи.

9. Ученые — языковеды.

10. Практическая работа со справочной и научной
литературой.

11. Различные тестовые задания и т. д.

Задания по родной литературе я группирую по
следующим направлениям:

Задания информационного характера. Знакомство
с творчеством татарских писателей, творчество
которых не входит в учебную программу.
(Репрессированные писатели, писатели-корчагинцы
Г. Сагиров, Ф. Яруллин и др., женщины-писатели,
писатели-просветители, различные премии,
присуждаемые татарским писателям и т. д.).

Творческие работы (анализ художественных
произведений, практическая работа по
стихосложению, работа по определению в контексте
идейно-художественной роли
изобразительно-выразительных средств языка,
различные жанры сочинений и т. д.).

Литературное краеведение (знакомство с жизнью
и деятельностью знаменитых людей родного края, о
творчестве писателей, жизнь которых связана с
нашим краем: Г. Тукай, С. Сунчелей, А. Маликов, Р.
Ишмурат, Х. Туфан и т.д.).

Новинки литературы (писатели-юбиляры,
возвращенные имена, например, творчество Г.
Исхаки, И. Салахова и т. д.).

Работа с научной и справочной литературой
(теория литературы).

Взаимосвязь татарской и русской литератур
(сравнительный анализ творчества Г. Камала и М.
Горького, Х. Такташа и В. Маяковского, Г. Тукая и А.
Пушкина и т. д.).

Для того, чтобы ученик мог чувствовать себя на
олимпиаде целеустремленным, собранным,
раскрепощенным, мог конкурировать с другими, он
должен быть тщательно подготовленным.
Подготовка к олимпиаде требует ежедневной
систематической работы, иногда не 1 год. Я
стараюсь готовить учащихся именно так. Поэтому
мои учащиеся всегда подтверждают свои знания,
полученные на уроках татарского языка и
литературы, творческие способности на
олимпиадах разного уровней.

Олимпиады по татарскому языку и литературе
проводятся на муниципальном и региональном
уровнях 1 раз в 2 года, а межрегиональные
олимпиады (г. Казань) — каждый год, начиная с 1994
года. (Приложение № 1)

Результаты моих учащихся на олимпиадах
показывают мою работу с одаренными детьми более
чем достаточно, а так же в 2003 и в 2004 годах
Мустаева Юлия, а в 2006 году Аптукова Айгуль
являлись лауреатами премии губернатора
Пермского края за победу на межрегиональной
олимпиаде по татарскому языку и литературе.

В 2003 году Мустаева Юлия стала именным
стипендиатом целевой программы «Одаренные дети
Прикамья» в номинации «Интеллект».

Мои учащиеся — победители регионального
конкурса «Юные дарованья Прикамья» в номинации
«Интеллект» (губернаторские стипендиаты):

- Аптукова Айгуль — 2007 год;

- Илькаева Сельвина — 2009 год;

- Юрушбаева Виктория — 2010 год.

Дополнительное образование учащихся
является эффективной формой работы с одаренными
детьми. Начиная с 90-х годов, в школе под моим
руководством ведется кружок «Каурый калэм»
(«Золотое перо»), целью которого является
приобщение учащихся к азам журналистской и
писательской деятельности.

За это время на страницах районной газеты
«Тан» («Рассвет»), газеты для детей республики
Татарстан «Сабантуй», газеты для детей



г. Набережных Челнов «Комеш кынгырау»
(«Серебряный колокольчик») вышли заметки,
интервью, очерки, стихотворения и другие виды
работ около 80. А за последние 3 года их количество
составляет около 20.

В кружок «Каурый калэм» («Золотое перо»)
входят учащиеся 9-11 классов. На занятиях кружка,
как и на уроках татарского языка и литературы,
обеспечивается дифференциация и
индивидуализация, в частности в
отредактировании заметок, статей отдельного
ученика и т. д.

Направления деятельности кружка следующие:

  1. Знакомство с татарской периодической печатью и
    рубриками в них.
  2. Терминология в периодической печати (статья,
    рубрика, фельетон, шарж, заметка, репортаж,
    интервью и т. д.). Работа со справочной
    литературой.
  3. Сходство и различие заметки и статьи. (Виды
    статей: статья — информация, статья -
    благодарность, статья — вопрос, статья -
    рецензия, статья — просьба).
  4. Подготовка заметки в районную газету «Тан»
    («Рассвет») и в детскую газету «Сабантуй».
  5. Письмо и отредактирование разных жанров
    сочинений учащихся (репортаж, интервью, заметки и
    т.д.).
  6. Экскурсия в редакцию районной газеты «Тан»
    («Рассвет») с целью знакомства с деятельностью
    журналистов.
  7. Издание школьной газеты «Кынгырау» («Звонок»)
    и т.д.

Включение в районный сборник «Первые
ласточки» (Творчество детей — проба пера) стихов
и рассказов Хисматуллиной Гузель, Юлаевой
Гульназ и издание школьной газеты «Кынгырау»
(«Колокольчик») 1 раз в четверть — вот результат
работы в данном направлении с кружковцами.

Работа педагога с одаренными детьми — это
сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он
требует от него личностного роста, хороших
знаний в области психологии одаренных и их
обучения. Я стараюсь соответствовать этим
требованиям. Диагностическая оценка степени
развития у ребенка видов творческой и
артистической одаренности дают мне возможность
работать с учащимися и при подготовке к
конкурсам чтецов и самодеятельных поэтов. Выбор
репертуара по определенной тематике, работа по
поставке голоса, подбор костюма — все это
делается под моим руководством. Эта работа
направлена на привитие интереса у учащихся к
художественной литературе, к искусству слова,
выраженному на сцене и позволяет осуществлять
художественно-эстетического развития личности
учащихся. (Приложение № 2) В 2006
году учениками 10 класса подготовлены 2 спектакля
на татарском языке великого татарского
драматурга Г. Камала «Беренче театр» («Первый
театр»), «Б?л?к ?чен» («В подарок»),
посвященные 100-летию татарского театра.

Большие возможности содержатся в такой форме
работы с одаренными детьми, как организация
научно-исследовательской работы учащихся,
предоставляющая учащимся возможность выбора не
только направления исследовательской работы, но
и индивидуального темпа и способа продвижения в
предмете. Исследовательская деятельность
обеспечивает более высокий уровень системности
знания, что исключает его формализм.

Целью работы в этом направлении является
развитие творческих способностей, привитие
исследовательских умений, интересов к науке.
Этим видом деятельности я начала заниматься в
последние 3 года. В организации
исследовательской деятельности школьников я
вижу следующий системный подход:


Ученик Учитель
1 Индивидуально выбирает тему Мотивирую запрос
2 Выполняет исследования Обучаю способам
исследовательской деятельности, консультирую
3 Устраняет недостатки в
исследовательском проекте, представляет работу
Анализирую проект, даю
рекомендации

За последние 8 лет учащиеся добились хороших
результатов. (Приложение № 3)

Учебная и внеурочная работы с одаренными
детьми ориентирует меня на подготовку
выпускников для поступления в ВУЗы и ССУЗы
по
татарскому языку и литературе, т.к.
педагогическая деятельность, которой я
занимаюсь, способствует жизненному и
профессиональному самоопределению выпускников
школы.

Подготовка учеников для поступления в средние
специальные учебные заведения и в ВУЗы -
системная и трудоемкая работы, которая требует
самоотверженности, больших знаний, эрудиции как
от учителя, так и самого ученика.

Подготовить выпускника к вступительным
экзаменам происходит за долго до окончания
школы. Перед учениками должна быть поставлена
конкретная цель: поступить в ВУЗ или ССУЗ. Ученик
должен знать всю информацию о ВУЗах, должен быть
знаком с программным материалом.

В моей творческой лаборатории имеется папка, в
которой имеется довольно обширный
информационный материал о ВУЗах данного
направления, где накоплены программы различных
ВУЗов и средних специальных учебных заведений.
Ученик работает с данной программой, где идет
самосовершенствование и саморазвитие ребенка
через справочно-научную литературу, выполнение
исследовательских и творческих заданий по схеме:

Консультация учителя
|
Творческая работа самого ученика
|
Взаимообогащение ученика с учителями

Существуют разные формы поступления в ВУЗы:

- на конкурсной основе

- через участие в конкурсе «Татфак»,
организованном газетой «Мэгърифэт».

Программы ВУЗов и ССУЗов постоянно
обновляются, параллельно перестраивается и
программа работы с учеником. Кроме этого при
подготовке организую:

- участие учащихся в днях открытых дверей в
национальном отделении

Осинского педагогического училища;

- встречу со специалистами ВУЗов и деятелями
культуры в школе;

- участие в «Ярмарке учебных мест»;

- профориентационную работу в школе и т.д.

Эта работа подтверждается следующими данными: 5
учениц из последних выпускников, окончив ВУЗ и
ССУЗ работают в области образования, одна из
которых продолжает обучение в аспирантуре по
татарской филологии.

Процесс развития и обучения детей «с
признаками одаренности» в условиях сельской
татарской школы, — это целостная система в моей
педагогической деятельности. Выявление,
обучение и развитие одаренных детей — дело
хлопотное и кропотливое. Только имея системный
подход к данной проблеме можно добиваться
хороших результатов.




Следующий: