Система работы по воспитанию и развитию качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, через использование методик КСО

I. Введение

21 век нередко называют информационной эпохой. На мой взгляд, народная мудрость: «Кто владеет информацией, тот владеет миром» очень точно отражает суть происходящих в современном мире процессов.

В эпоху, когда информация быстро устаревает, когда для полного ее обновления требуется менее двух лет, человеку, который хочет быть в курсе происходящих событий, всегда «держать руку на пульсе времени» необходимо уметь быстро перестроиться и быть открытым для новых знаний.

Ведущая цель образования в информационную эпоху – мотивация к обучению, познанию и творчеству в течение всей жизни, формирование «компетентности к обновлению компетенций».

Школа, как социальный институт, призванный реализовывать цели образовательной политики государства, должна научить ребенка учиться, сформировать в нем внутреннюю потребность к саморазвитию, самообразованию.

Как это сделать? Ведь дети, которые приходят в школу, очень разные. Как сделать процесс обучения интересным для каждого ребенка, как вызвать и закрепить в нем потребность к процессу познания? Как сделать так, чтобы ребенок «не испугался» того объёма информации, которой он еще не знает, но должен узнать? Как сделать так, чтобы процесс получения знаний не был здоровьезатратным? Вопросов «как сделать так, чтобы…» много, а каковы же ответы?

Проработав учителем много лет, я начала искать в педагогической литературе методики, которые позволяли бы усваивать большие объемы информации за относительно короткий промежуток времени, методики, которые позволяли бы эффективно работать над развитием познавательных процессов, сохраняя здоровье ученика. Мне кажется, что мой поиск увенчался успехом.

В 1999 году мне посчастливилось принять участие в работе районной творческой группы КСО, руководителем которой была Майорова Тамара Александровна, методист информационно-методического центра Гурьевского района. Там я впервые познакомилась с методиками КСО (коллективного способа обучения) и поняла «Вот оно, вот то, что я так долго искала!».

На своих уроках, уроках русского языка и литературы, я начала постепенное внедрение методик КСО, ко мне присоединились мои коллеги, учителя биологии, химии, физики, истории. Появилась школьная творческая группа КСО.

Я с уверенностью могу сказать, что методики КСО эффективны, сегодня мне бы хотелось поделиться некоторыми своими наработками в этой области.

II. Система работы по формированию качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества через использование методик КСО

Цель: воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава.

Задачи:

  1. Формировать умение работать с разнообразными источниками информации;
  2. Развивать личность обучающихся на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира;
  3. Воспитывать толерантность и эмпатию – понимание и принятие чувств, мыслей, переживаний других людей.

В основе моей системы работы по формированию качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества через использование методик КСО лежат следующие принципы:

  1. Принцип системности – соответствие содержания, принципов и форм деятельности поставленным целям;
  2. Принцип комплексности – использование целого комплекса методик и приемов при организации деятельности обучающихся;
  3. Принцип индивидуальности – учет индивидуально-типологических особенностей учеников при организации деятельности;
  4. Принцип личностно-ориентированности – опора на уже сформированные личностные структуры обучающихся (мотивацию, ценностные ориентиры, Я-концепцию);
  5. Принцип позитивности – позитивная ориентация работы (указывать на то, чего сумел добиться ребенок, а не на то, что у него «западает»);
  6. Принцип гуманистичности – ребенок не пассивный объект воздействия, а активный субъект, вера в способность обучающихся сделать правильный выбор;
  7. Принцип системно-деятельностной организации воспитательно-образовательного процесса – организация урочной и внеурочной деятельности обучающихся.

Формирование качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества через использование методик КСО осуществляю по следующим направлениям:

  1. Организация работы на уроках русского языка и литературы с использованием методик КСО;
  2. Применение методик КСО при организации внеурочной деятельности;
  3. Участие в работе организационно-деятельностных игр;
  4. Применение методик КСО в работе с родителями обучающихся.

III. Содержание деятельности

На уроках русского языка и литературы я начинаю применять методики КСО с пятого класса. Методик КСО достаточно много. В своей совокупности они позволяют осуществлять:

  1. Изучение и первичное закрепление новых знаний;
  2. Закрепление новых знаний;
  3. Комплексное применение знаний;
  4. Обобщение и систематизацию знаний;
  5. Контроль, проверку и оценку освоения учебного материала.

С 1999 года мною апробированы и используются следующие методики КСО:

  • Оргдиалог
  • ВД (взаимодиктант)
  • ВОЗ (взаимообмен заданиями)
  • ВТ (взаимотренаж)
  • ВОЧП ((взаимообучение чтению, пересказу)
  • Ривина
  • Опрос мнений
  • РК (развивающая кооперация)

Методику «Оргдиалог» я использую на уроках развития речи, например, при изучении темы «Текст», так как она позволяет развивать коммуникативно-речевые умения обучающихся.

Методики «Взаимотренаж», «Взаимообмен заданиями» и «Взаимодиктант» наиболее эффективно использовать, на мой взгляд, при проведении уроков повторения и закрепления изученного материала.

На уроках, когда требуется проверить технику чтения, умение пересказывать, выделять главную мысль в прочитанном, отвечать на вопросы, я использую методику «Взаимообучение чтению, пересказу».

При изучении стихов наиболее целесообразно использовать методику Александра Григорьевич Ривина. Она предполагает следующие шаги:

  • обучающиеся выразительно читают текст,
  • анализируют лексику,
  • учат наизусть текст по строфам.

Методика КСО «Опрос мнений» хорошо «работает» при изучении художественного текста (например, я применяю ее на уроках при изучении повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» и романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»). Методика позволяет выявить знание сюжета, развивает умение делать выводы, четко формулировать свою мысль при ответе на вопросы.

Методику «Развивающая кооперация» применяю при написании выборочного изложения (например, так мы пишем изложение по повести Н.В. Г оголя «Тарас Бульба»). При этом обучающиеся работают в ППС (парах постоянного состава) и ПСС (парах сменного состава). Происходит поабзацная проработка текста изложения, взаимообсуждение прочитанного и взаимопроверка.

В целом же хотелось бы отметить, что для работы в малых группах, можно предлагать ребятам задания различного типа:

  • обсуждение вопросов по содержанию почитанного;
  • лексическую работу;
  • речевую и цитатную характеристику героев;
  • выявление литературно-художественных особенностей текста.

Работа в малых группах позволяет выстраивать на уроке

содержательную коммуникацию, обеспечивает эффективное взаимообучение и проверку сформированности универсальных учебных действий.

Во внеурочной деятельности я тоже применяю методики КСО и считаю, что они «работают» здесь не менее эффективно, чем в урочной деятельности. Так, на мой взгляд, работа в парах сменного состава и в сводных отрядах позволяет вовлечь в обсуждение актуальных проблем, волнующих коллектив, всех ребят. Ни у кого из участников нет возможности «отсидеться». Наиболее эффективны они при обсуждении, вопросов нравственных норм и моральных ценностей. Так, например, у нас проходят классные часы:

  • Как ты понимаешь дружбу?
  • Любовь – всему начало.
  • Лидер. Кто он?
  • Вверх по лестнице успеха! (профориентационный классный час) и другие.

В МОУ «ООШ №26» проходят оргдеятельностные игры (ОДИ), к участию в которых привлекаются обучающиеся, их родители, педагоги. Работа идет в деятельностном режиме с использованием методик КСО. Так у нас обсуждаются вопросы:

  • Современная школа. Чему учить и как учить?
  • Образ современного ученика.
  • Образ современного учителя.

Учащиеся и их родители всегда откликаются на предложение поучаствовать в ОДИ, активно включаются в процесс работы.

Нередко методики КСО я применяю и в работе с родителями, например, при проведении родительских собраний. Так, например, одним из первых родительских собраний, проведенных с использованием методик КСО, стало собрание по теме «Взаимоотношения в семье и их влияние на формирование нравственных качеств детей». Классные собрания, проведенные по этим методикам, заставляют родителей по-другому посмотреть на проблемы воспитания собственных детей и взаимоотношения со школой.

IV. Заключение

В заключение хотелось бы сказать о преимуществах использования методик КСО.

  • Методики КСО носят общепредметный характер, то есть реализуются на любом предметном содержании;
  • В результате повторяющихся упражнений совершенствуются навыки логического мышления, понимания смысла полученной информации;
  • Развивается память, монологическая и диалогическая речь, актуализируется предшествующий опыт и знания детей;
  • Совершенствуется умение слушать и слышать партнера, культура постановки вопросов;
  • Каждый ученик чувствует себя раскованно, работает в индивидуальном темпе;
  • Повышается ответственность не только за свои успехи, но и за результат коллективного труда;
  • Формируется адекватная самооценка личности, своих возможностей и способностей;
  • Обсуждение информации в ПСС обеспечивает более прочное и качественное усвоение знаний.
  • Методики КСО позволяют познакомиться с большим массивом информации за относительно короткий промежуток времени;
  • Комфортный микроклимат, создаваемый на уроке с использованием методик КСО, способствует качественному усвоению знаний и сохранению здоровья обучающихся;
  • Использование методик КСО делает учебную деятельность учащихся более привлекательной.

Приложения.

Следующий: