Система работы по формированию культуры здорового образа жизни у дошкольников Наша традиция – быть здоровыми!

Понятие “здоровье” имеет множество
определений. Но самым популярным, и, пожалуй,
наиболее емким следует признать определение,
данное Всемирной организацией здравоохранения:
“Здоровье- это состояние полного физического,
психического и социального благополучия, а не
просто отсутствие болезней или физических
дефектов”[7].

Данное определение крайне сложно применить к
здоровью граждан России, живущих в условиях
экономической нестабильности и социального
напряжения. С учетом этого современным условиям
более адекватно сформулированное профессором С.
М. Громбахом[4] определение здоровья как “степени
приближения” к полному здоровью, которая
позволяет человеку успешно выполнять социальные
функции.

Важным в этом и других определениях здоровья
считается отношение к нему как к динамичному
процессу, что допускает возможность
целенаправленно управлять им.

Именно поэтому любое общеобразовательное
учреждение (и в первую очередь Детский сад)
должно стать “школой здорового стиля жизни”
детей, где любая их деятельность (учебная,
спортивная, досуговая, а также прием пищи и
двигательная активность и др. ) будет носить
оздоровительно-педагогическую направленность и
способствовать воспитанию у них привычек, а
затем и потребностей к здоровому образу жизни,
формированию навыков принятия самостоятельных
решений в отношении поддержания и укрепления
своего здоровья.

В последнее время как часть общей культуры
человека выделяется валеологическая культура -
социально-психологическая деятельность
индивидуума, направленная на укрепление и
сохранение здоровья, освоение норм, принципов,
традиций ЗОЖ, превращение их во внутреннее
богатство личности [7].

Неотъемлемой частью любой культуры являются
традиции сложившиеся на основе длительного
опыта групповой деятельности и прочно
укоренившиеся в повседневной жизни,
передающиеся вновь приходящим в коллектив,
социальную общность правила, нормы и стереотипы
поведения, действий, общения людей, соблюдение
которых стало общественной потребностью каждого
[7].

Создание традиций — это долговременный процесс,
требующий порою смены не одного поколения. Ведь
важно не только накапливать знания, но и находить
им практическое и постоянное применение на
уровне естественных потребностей, привычек,
привязанностей. Недостаточно знать и понимать,
важно жить этим.

Исходя из этого И. Ю. Жуковин [3] рекомендует
изменять отношение людей к ЗОЖ на основе
формирования традиций и ценностных мотиваций.

Создание традиций ЗОЖ — это то, что должно
лежать в основе валеологической работы в
образовательных учреждениях, и то, к чему нужно
стремиться в конечном итоге.

Вокруг детей с самого раннего детства
необходимо создавать такую
учебно-воспитательную среду, которая была бы
насыщена атрибутами, символикой, терминологией,
знаниями, ритуалами и обычаями валеологического
характера. Это приведет к формированию
потребности вести ЗОЖ, к сознательной охране
своего здоровья и здоровья окружающих людей, к
овладению необходимыми для этого практическими
навыками и умениями. Таким образом,
сформированные традиции ЗОЖ становятся
достоянием нации, государства, неотъемлемой
частью жизни людей.

Формирование культуры ЗОЖ является главным
рычагом первичной профилактики в укреплении
здоровья населения через изменение стиля и
уклада жизни, его оздоровление с использованием
гигиенических знаний в борьбе с вредными
привычками, гиподинамией и преодолением
неблагоприятных сторон, связанных с жизненными
ситуациями [9].

При этом необходимо учесть, что образ жизни
человека не складывается сам по себе в
зависимости от обстоятельств, а формируется в
течение жизни целенаправленно и постоянно.

Зачастую у детей отсутствует
заинтересованность в занятиях оздоровительного
характера. По мнению Г. К. Зайцева [4], это связано с
тем, что, во-первых, рекомендации по здоровому
образу жизни насаждаются детям чаще всего в
назидательной категорической форме и не
вызывают у них положительных эмоциональных
реакций, а во-вторых, сами взрослые редко
придерживаются указанных правил в повседневной
жизни, и дети хорошо это видят. Кроме того,
выполнение необходимых правил здорового образа
жизни требует от человека значительных волевых
усилий, что крайне затруднительно для
ребенка-дошкольника, имеющего недостаточно
сформированную эмоционально-волевую сферу.
Поэтому в работе с детьми важно помнить и
соблюдать заповеди, сформулированные гениальным
русским режиссером К. С. Станиславским: трудное
надо сделать привычным, а привычное — легким и
приятным.

Исходя из этого занятия
оздоровительно-педагогического характера
должны быть систематичными и комплексными,
вызывать у ребенка положительные эмоциональные
реакции, по возможности содержать элементы
дидактической игры и двигательные упражнения.
Кроме того, материалы подобных занятий должны
находить отражение во всех режимных моментах
дошкольного учреждения (учебных занятиях, режиме
дня, занятиях физической культурой,
воспитательных занятиях, в мероприятиях общего
масштаба для всего детского сада).

По словам Б. Н. Чумакова [9], купить здоровье
нельзя, его можно только заработать собственными
постоянными усилиями. Но для того, чтобы
сохранить здоровье ребенка необходимо
объединить усилия всех взрослых, окружающих его
(родителей, воспитателей, врачей, учителей и др. ),
с целью создания вокруг него атмосферы
наполненной потребностями, традициями и
привычками здорового образа жизни. Таким
образом, с ранних лет формируется определенная
культура поведения и соответствующий стиль
жизни. Знания, умения и навыки валеологического
характера, заложенные в детском возрасте, станут
прочным фундаментом для создания положительной
мотивации к охране собственного здоровья во
взрослой жизни.

Решая одну из насущных проблем современного
общества – сохранение и укрепление здоровья
детей, в 1999-2001 г. г. д. п. н. , профессором А. А.
Дмитриевым, к. п. н. , доцентом И. Ю. Жуковиным, была
разработана концепция валеологической работы
для специальных (коррекционных) школ и успешно
апробирована программа “Наша традиция – быть
здоровыми!” на базе школ VIII вида г. Красноярска
[2;3].

На сегодняшний день реалии жизни таковы, что
увеличивается процент детей относящихся к
группе риска в ДОУ и общеобразовательных
массовых школах. Подобная ситуация привела к
необходимости адаптировать программу “Наша
традиция – “Быть здоровыми!” для дошкольных
образовательных учреждений.

В результате научного исследования проблемы
формирования культуры здорового образа жизни у
дошкольников нами были уточнены цели, задачи и
содержание валеологической работы, а
адаптированная программа внедрена в практику
МДОУ № 103 г. Красноярска.

Основная цель предлагаемой программы –
создание устойчивой положительной мотивации к
сохранению и укреплению собственного здоровья;
формирование психологического здоровья
дошкольника как важного фактора здоровья
человека в целом; профилактика
психосоматических заболеваний.

Система работы построена с учетом возрастных,
психофизических и психологических особенностей
детей дошкольного возраста, опирается на
основные принципы психологии и дошкольной
педагогики.

Значительное место отведено повышению
психоэмоциональной устойчивости: элементы
релаксации под музыку и звуки природы,
гимнастика на основе упражнений детской
хатха-йоги, обучение пониманию своего
эмоционального состояния.

Большая роль в работе отводится созданию
информационной “Среды здоровья” (схемы,
рисунки, стенды), которая не только напрямую, но и
опосредованно влияет на формирование
мировоззрения ребенка.

Проведение занятий совместно с родителями дает
возможность выявить проблемы в общении Родитель-Ребенок
и найти совместные пути их решения через
использование игровых и двигательных методик,
телесной терапии.

Таким образом, создается благоприятная база
для формирования не только соматического, но и
психического и психологического здоровья
ребенка.

Основные положения работы:

Опора на концепцию формирования культуры и
традиций здорового образа жизни, предложенную А.
А. Дмитриевым и И. Ю. Жуковиным [2]:

  • целостность и систематичность приобретаемых
    учениками знаний валеологического характера;
  • формирование практических навыков и умений
    валеологического характера;
  • систематичный контроль за состоянием
    здоровья и развития учащихся;
  • система валеологической работы подразумевает
    ответственность всего педагогического
    коллектива за уровень физического развития,
    состояние здоровья и формирование культуры ЗОЖ
    детей и требует научно-методического подхода в
    учебно-педагогическом процессе.
  • Опора на “Программу обучения и воспитания в
    детском саду” под ред. М. А. Васильевой,В. В.
    Гербовой,Т. С. Комаровой [1]
  • Многоэтапная, постоянная, непрерывная
    воспитательная работа
  • Создание устойчивой мотивации к здоровому
    образу жизни и самоконтролируемой активности в
    создании своего здоровья
  • Определение цели по каждому блоку занятий
    совместно с дошкольниками (начиная со средней
    группы)
  • Создание и накопление в детском коллективе
    традиций и обычаев здорового образа жизни
  • Формирование ассоциативных связей с понятиями
    и символами культуры здорового образа жизни
  • Формирование у дошкольников элементарных
    анатомических и гигиенических знаний, выявление
    через практику значимости режима дня и
    оптимальной двигательной активности
  • Профилактика вредных привычек
  • Повышение психоэмоциональной устойчивости
  • Использование на занятиях дидактических игр,
    изобразительной деятельности, аппликации,
    двигательных упражнений и творческих заданий
  • Постоянный контроль за изменениями и поощрение
    положительных сдвигов в стиле жизни ребенка.

Содержание работы по технологии “Наша
традиция – быть здоровыми!” отражено в
структурной модели (См.
Приложение 1).

Структура работы по системе формирования
культуры здорового образа жизни у дошкольников
“Наша традиция – быть здоровыми!” предполагает
тесное сотрудничество всего коллектива ДОУ, а
также научного консультанта и родителей
воспитанников ДОУ.

Рассмотрим кратко основные задачи работы по
данному направлению каждого участника процесса:

  • Научный консультант – научно-методическая
    поддержка, консультации, контроль
  • Заведующая ДОУ и старший воспитатель
    контроль за созданием необходимых условий
    работы, организацией педагогического процесса,
    консультации, контроль
  • Педагог-психолог – научное изучение и
    методическая разработки по данной проблеме,
    проведение практических занятий, консультаций
    для коллектива ДОУ, выявление особенностей детей
    и сообщение их педагогическому коллективу в
    целях учета в работе
  • Воспитатели – учет особенностей детей,
    проведение закаливающих процедур, включение по
    возможности элементов занятий и их программного
    материала в общеобразовательный процесс и
    режимные моменты
  • Медицинский персонал ДОУ – выявление
    особенностей детей и их сообщение воспитателям,
    проведение профилактических мероприятий,
    контроль за соблюдением санитарно-гигиенических
    норм
  • Инструктор по физическому воспитанию
    учет особенностей детей, проведение
    закаливающих процедур, включение по возможности
    элементов занятий и их программного материала в
    общеобразовательный процесс и режимные моменты,
    использование соответствующих возрасту детей
    двигательных упражнений и оздоровительных
    методик
  • Музыкальный руководитель – учет
    особенностей детей, включение по возможности
    элементов занятий и их программного материала в
    общеобразовательный процесс, повышение
    психоэмоциональной устойчивости через
    объяснение особенностей музыки, ее влияния на
    эмоциональное состояние человека
  • Педагог дополнительного образования – учет
    особенностей детей, включение по возможности
    элементов занятий и их программного материала в
    общеобразовательный процесс, повышение
    психоэмоциональной устойчивости через
    использование произведений искусства, рисование
    и т. п.
  • Логопед - – учет особенностей детей,
    включение по возможности элементов занятий и их
    программного материала в общеобразовательный
    процесс, использование коррекционной работы для
    исправления недостатков речи, тем самым повышая
    уверенность ребенка в себе, следовательно,
    повышая его социальный статус,
    психоэмоциональную устойчивость
  • Обслуживающий персонал – соблюдение
    санитарно-гигиенических норм и требований
  • Родители – использование дома упражнений
    гимнастики, элементов занятий, закаливающие
    процедуры, учет особенностей ребенка, повышение
    психоэмоциональной устойчивости

Следует отметить, что в первую очередь, каждый
участник процесса должен быть личным примером
для детей, поддерживать единую линию поведения и
выполнять основные требования, которые
предъявляются к детям и остальным участникам
педагогического процесса

Информация для родителей оформляется на
специальных стендах, проводятся консультации,
совместные занятия с детьми.

Для персонала ДОУ организуются консультации,
семинары, педагогические советы, деловые игры.

Таким образом, совместная работа всех взрослых,
окружающих дошкольника, через выбор методов,
средств и форм обучения, а также контроля за
изменениями в стиле жизни создает фундамент
культуры ЗОЖ, включающий в себя положительную
мотивацию и знания, умения, навыки
валеологического характера.

В работе широко используется наглядная
агитация – уголок здоровья в группах, стенды в
ДОУ, альбомы индивидуальной работы с детьми.

В детском саду постепенно создаются традиции
ЗОЖ – минутки здоровья на занятиях, дни здоровья
в ДОУ, семейный клуб “Здоровячок”.

Формирование культуры ЗОЖ проходит на
протяжении всего времени пребывания ребенка в
ДОУ:

  • Режимные моменты: утренняя гимнастика,
    прогулка, режим питания, послеобеденный сон.
  • Учебно-воспитательный процесс: занятия “Наша
    традиция – быть здоровыми!” (гимнастика,
    познавательная часть, релаксация),
    учебно-воспитательные занятия (минутки здоровья,
    физминутки, минутки психологической разгрузки),
    физкультурные занятия, музыкальные занятия
    (физминутки, повышение психоэмоциональной
    устойчивости), логопедические занятия
    (физминутки, словарная работа), рисование
    (физминутки, повышение психоэмоциональной
    устойчивости).

Таким образом, осуществляется комплексный
подход в формировании культуры ЗОЖ у
воспитанников ДОУ.

Организация работы с детьми строится с учетом
следующих методических требований:

1. Структура занятий:

  1. Организационный момент
  2. Гимнастика
  3. Дидактическая игра или игра-беседа на
    повторение изученного ранее
  4. Познавательный блок
  5. Сообщение нового материала через игру-беседу
    или самостоятельные выводы детей на основе
    наблюдения, опыта и т. п.
  6. Дидактическая или подвижная игра на
    закрепление
  7. Релаксация под музыку

Продолжительность занятия

: 2-я младшая группа
– 15-20 минут; средняя группа – 20-25 минут; старшая и
подготовительная к школе группа – 25-30 минут.

Продолжительность каждого блока занятия может
варьироваться в зависимости от
психо-физиологического и эмоционального
состояния детей на данный момент.

2. Выполнение санитарно-гигиенических
требований

:

  • Занятия проводятся в хорошо проветренном,
    чистом помещении
  • Уровень освещения соответствует
    санитарно-гигиеническим требованиям
  • Дети должны быть одеты в удобную одежду, которая
    не стесняет их движения
  • Занятия проводятся не раньше чем через 30 минут
    после еды и не позднее чем за 1 час до еды
  • Музыка для релаксации должна быть не громкой
  • Подбор упражнений должен соответствовать
    возрастным особенностям детей
  • Контроль условий пребывания ребенка в ДОУ
    осуществляется мед. работниками

3. Учет психо-физиологических и
эмоционально-личностных особенностей детей.

  • Соответствие уровня материала познавательным
    возможностям и интересам детей данного возраста
  • Соответствие упражнений двигательным
    возможностям детей
  • Учет индивидуальных особенностей ребенка
    (темперамент, анамнез, эмоциональное состояние и
    др. )
  • Учет социального анамнеза и опыта ребенка,
    тактичное упоминание о любых фактах жизни
    ребенка
  • Учет индивидуальных особенностей
    познавательной сферы каждого ребенка (уровень
    внимания, памяти, мышления и др. ) и уровня его
    работоспособности
  • Особое внимание уделяется детям “группы
    риска” (ППЦНС, дети, родившиеся при помощи
    кесарева сечения, дети, перенесшие травмы,
    соматически ослабленные и т. п. )
  • Единство требований всех членов
    педагогического коллектива по отношению к
    каждому конкретному ребенку с учетом всех выше
    названных особенностей детей.

Программа оздоровительно-педагогических
занятий с дошкольниками состоит из 6 блоков,
каждому блоку соответствует графическое
изображение (См. Приложение 2):

Знай свое тело:

На занятиях по этому блоку дети получают
элементарное представление о строении и
функциях некоторых органов своего организма
(сердца, мозга, костей и др. ), кроме того,
рассматривается влияние на работу этих органов
различных форм поведения.

Соблюдай правила гигиены:

Особое внимание уделяется формированию
практических умений и навыков соблюдения правил
гигиены.

Скажи “НЕТ” вредным привычкам

:

В работе по данному блоку широко используются
психологические приемы; параллельно
профилактике вредных привычек идет закрепление
полезных привычек.

Занимайся физкультурой

:

Совместно с детьми выявляются значимость
движения для здоровья, польза подвижных игр и
занятий спортом.

Соблюдай режим дня:

Работа направлена на воспитание
самостоятельности при выполнении основных
режимных моментов. Также в данный блок включены
знания о правильном питании, т. к. прием пищи
является одним из режимных моментов в детском
саду.

Следи за датчиком настроения:

Дети получают представление о настроении,
эмоциях и чувствах, об их влиянии на здоровье.
Основная цель занятий – повышение
психоэмоциональной устойчивости (см. Приложение 3 – Конспекты
занятий по блоку “Следи за датчиком настроения”
для подготовительной группы детского сада).

Результатом работы по технологии “Наша
традиция – быть здоровыми!” за 2005-2006 учебный год
стало следующее:

  • Система работы презентована на семинаре
    “Использование здоровьесберегающих технологий
    в ДОУ” для старших воспитателей Центрального
    района г. Красноярска, где получила высокую
    оценку старших воспитателей и методиста
    Управления образования
  • На районном конкурсе “Педагогические
    инновации в системе сопровождения ДОУ”
    технология признана победителем в номинации
    “Лучший исследовательский проект”.
  • В конкурсе на лучшую публикацию, проводимом
    журналом “Психолог в детском саду”, авторам
    системы работы “Наша традиция – быть
    здоровыми!” присуждена вторая премия [5].

Проведение экспериментальных занятий по блоку
“Следи за датчиком настроения”, направленных на
формирование психологического здоровья
воспитанников дало следующие результаты:

  • Процесс адаптации вновь прибывших детей прошел
    легко: дезадаптивных детей не было отмечено ни в
    одной возрастной группе; полная адаптация прошла
    у 63% детей во 2-й младшей и 75% детей в средней
    группе, у 100% детей в старшей и подготовительной к
    школе группе; средняя степень адаптации отмечена
    у 37% детей во 2ой младшей группе и 25% детей в
    средней группе.
  • Согласно опроснику “Отношение к школе”
    высокий уровень сформированности положительной
    мотивации к школьному обучению отмечен у 51,9%
    выпускников подготовительной к школе группы,
    средний уровень – у 44,4% детей.
  • У 29,6% выпускников подготовительной к школе
    группы выявлен креативный (высший) уровень
    психологического здоровья, у 70,4% детей –
    адаптивный (средний) уровень психологического
    здоровья, дезадаптивного
    (ассимилятивно-аккомодативного-низшего) уровня
    не отмечено (согласно методике О. В. Хухлаевой[8]).

Положительные результаты пилотажного
эксперимента позволили с сентября 2006 г.
осуществить полное экспериментальное внедрение
системы работы во всех возрастных группах МДОУ №
103 г. Красноярска.

Список литературы.

  1. Программа воспитания и обучения в детском саду.
    Под ред. М. А. Васиьевой,В. В. Гербовой, Т. С.
    Комаровой. М. ,2005.
  2. Дмитриев А. А. , Жуковин И. Ю. Некоторые
    концептуальные положения валеологической
    работы во вспомогательной школе//Московские
    педагогические чтения. Актуальные проблемы
    специальной педагогики и специальной
    психологии. 1999. с. 190 – 193.
  3. Жуковин И. Ю. Валеология в учебно-воспитательном
    процессе вспомогательной школы//Диагностика,
    коррекция, валеология в специальном
    (коррекционном) образовании. Красноярск: РИО
    КГПУ, 1999. с. 54 – 59.
  4. Зайцев Н. К. , Колбанов В. В. Стратегия понимания
    здорового образа жизни у учителей//Валеология:
    Диагностика, средства и практика обеспечения
    здоровья. Выпуск 3. Владивосток: Дальнаука, 1996. с.
    148-153.
  5. Карепова Т. Г. , Жуковин И. Ю. Программа
    формирования культуры здорового образа жизни у
    дошкольников “Наша традиция – быть здоровыми!”.
    -Психолог в детском саду. -2006. -№3. -с. 52-80.
  6. Колбанов В. В. Валеология: Основные понятия,
    термины и определения. СПб. : ДЕАМ, 1998. 232с.
  7. Торохова Е. И. Валеология: Словарь. М. : Флинта:
    Наука. 1999. 248с.
  8. Хухлаева О. В. Основы психологического
    консультирования и психологической коррекции:
    Учеб. пособие д/студ. Высш. пед. уч. завед. -2-е изд.
    -М. :Изд. центр “Академия”,2004. -208с. педагогическое
    агентство, 1997. 245с.
  9. Чумаков Б. Н. Валеология. Избранные лекции. М. :
    Российское педагогическое агентство, 1997. 245с.

Следующий: