Система работы ДОУ по художественно-эстетическому развитию детей


В настоящее время в образовательном
пространстве дошкольного образовательного
учреждения особое внимание уделяется
художественно-эстетическому развитию
дошкольников. Исходя из цели Российской
образовательной политики, прописанной в
Концепции модернизации российского образования
на период до 2010 года — «развитие личности,
способной к самоопределению и самореализации»,
а также значимости развития эмоционального мира
ребенка работа нашего ДОУ направлена на
оптимизацию художественно-эстетического
развития дошкольников.



Актуальность проблемы определяется тем, что
художественно-эстетическое развитие -
важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно
способствует обогащению чувственного опыта,
эмоциональной сферы личности, влияет на познание
нравственной стороны действительности, повышает
и познавательную активность. Эстетическое
развитие является результатом эстетического
воспитания. Составляющей этого процесса
становится художественное образование -
процесс усвоения искусствоведческих знаний,
умений, навыков, развития способностей к
художественному творчеству.

Искусство является незаменимым средством
формирования духовного мира детей: литература,
скульптура, народное творчество, живопись. Оно
пробуждает у детей дошкольного возраста
эмоционально-творческое начало. Оно также тесно
связано с нравственным воспитанием, так как
красота выступает своеобразным регулятором
человеческих взаимоотношений.

В «Концепции дошкольного воспитания»
отмечается, что «искусство является уникальным
средством формирования важнейших сторон
психической жизни — эмоциональной сферы,
образного мышления, художественных и творческих
способностей».

Ведущая педагогическая идея
художественно-эстетического воспитания -
создание образовательной системы,
ориентированной на развитие личности через
приобщение к духовным ценностям, через
вовлечение в творческую деятельность.

Теоретической базой являются исследования
ученых психологов Л.С.Выготского, Н.Н.Волкова,
Е.И.Игнатьева, Ц.И.Кириенко, Б.М.Теплова, П.М.
Якобсона о психологической природе детского
творчества, его развития средствами искусства. А
также исследования Т.С.Комаровой, Т.Я.Шпикаловой,
Л.В.Куцаковой, Б.М.Неменского о развитии
художественно-творческих способностей детей.

Одним из приоритетных направлений
деятельности ДОУ является
художественно-эстетическое развитие. Работа по
данному направлению проходит через все разделы
программы.

Основная цель педагогического коллектива ДОУ:
Создание системы работы по
художественно-эстетическому воспитанию,
обеспечивающих эмоциональное благополучие
каждого ребенка и на этой базе развитие его
духовного, творческого потенциала, создание
условий для его самореализации.

Для достижения поставленной цели нами
сформулированы следующие задачи:

  1. Изучение современных подходов к проблемам
    художественно-эстетического развития
    дошкольников.
  2. Создание условий, способствующих, реализации
    художественно-эстетического развития
    воспитанников, их творческого потенциала.
  3. Использование современных технологий по
    художественно-эстетическому развитию детей.

Система работы по художественно-эстетическому
воспитанию состоит из взаимосвязанных между
собой компонентов:

  • обновление содержания образования (выбор
    программ и технологий);
  • создание условий для
    художественно-эстетического воспитания
    (кадровое обеспечение, учебно-методическое
    обеспечение, создание предметно — развивающей
    среды);
  • организация образовательного процесса (работа
    с детьми и родителями);
  • координация работы с другими учреждениями и
    организациями.

Обновление содержания образования.

Работа в
ДОУ строится в соответствии с требованиями
комплексной образовательной программы
«Детство» в сочетании с программами:
«Приобщение детей к истокам русской
национальной культуры» (авт.О.Л.Князева,
М.Д.Маханева ), «Наш дом — Южный Урал» Программа
воспитания и развития детей на идеях народной
педагогики; Бабунова Е.С., Градусова Л.В., Лопатина
Е.Г., Турченко В.И..

Использование данных программ дает
педагогическому коллективу возможность
творческого подхода к организации работы с
детьми, интеграцией образовательного содержания
при решении образовательных задач, приобщению к
искусству, музыке, литературе, народной культуры.

Создание условий для
художественно-эстетического воспитания.

Кадровое обеспечение. Эффективной работе
учреждения в художественно-эстетическом
развитии детей способствует профессиональный
педагогический коллектив.

Работа по совершенствованию педагогического
мастерства осуществляется в нескольких
направлениях:

  • повышение квалификации в рамках курсовой
    подготовки.
  • повышение квалификации педагогов по
    художественно-эстетическому развитию в рамках
    дошкольного учреждения через педагогические
    советы, семинары — практикумы, консультации,
    открытые занятия, смотры — конкурсы.

В ДОУ ведется работа по единой методической
теме: «Развитие творческих способностей детей в
художественно-эстетической деятельности».

Систематически проводятся тематический
контроль, открытые просмотры, взаимопосещения
педагогов, конкурсы детского творчества.

Одним из направлений совершенствования
педагогического мастерства является: участие
педагогов в ДОУ городских методических
объединениях, представление своего опыта на
городских мероприятиях. Педагоги активно
участвуют в работе городских методических
объединений, представляя свой опыт работы.

В дошкольном учреждении имеется
учебно-методическое обеспечение:

  • программы художественно-эстетического
    воспитания и методические рекомендации;
  • перспективные планы кружковой работы, планы
    организации культурно-досуговой деятельности
    детей по всем группам;
  • картотека занятий, сценарии досугов и
    праздников;
  • картотеки дидактических музыкальных игр;
  • фонотека, медиатека по данному направлению;
  • создается библиотека познавательной
    литературы по знакомству детей с миром
    искусства.

Одним из важных условий реализации системы
художественно-эстетического воспитания в
дошкольном учреждении является организация
предметно-развивающей среды. В каждой возрастной
группе созданы условия для
художественно-речевой и музыкальной
деятельности: имеются театральные, игровые
уголки, художественные уголки. Центры содержат
разнообразный материал, пособия, игры.
Используются технические средства обучения. Для
реализации поставленных задач в ДОУ имеются
помещения для работы по
художественно-эстетическому направлению:
музыкальный зал, Русская изба. Эффективно
используются раздевалки в групповых комнатах и
коридоры: в них размещаются выставки фотографий,
рисунков детей, поделок из природного материала.
Созданная в детском саду предметно-развивающая
среда способствует познавательному развитию,
развитию интереса к миру искусства, навыков в
изобразительной, музыкальной, театрализованной
деятельности, творчеству.

Следующим компонентом системы работы по
художественно-эстетическому воспитанию
является организация образовательного
процесса.

В детском саду система педагогического
взаимодействия педагогов и детей, направленная
на эстетическое развитие, строится в ДОУ в трех
направлениях:

  • организованная деятельность (занятия,
    экскурсии, развлечения, индивидуальная работа,
    игры);
  • совместная деятельность педагогов и детей;
  • самостоятельная деятельность детей,
    направленная на укрепление интереса к
    художественной деятельности и развитие
    творческих способностей (игры, концерты,
    инсценировки, продуктивная деятельность).

Работа с детьми ведется в данных направлениях
не изолированно, а в интеграции:

  • музыкальное воспитание,
  • художественно-речевая деятельность,
  • изобразительная деятельность

Взаимодействие педагогов и детей
осуществляется через следующие формы работы:
групповые и подгрупповые занятия, праздники,
развлечения, тематические музыкальные вечера,
театрализованные представления, дидактические
игры, выставки рисунков и поделок и др.

Знания, полученные на занятиях эстетического
цикла, отражаются в игровой деятельности
воспитанников. Они с удовольствием музицируют,
показывают мини-спектакли, танцуют,
пересказывают сказки, занимаются собственным
сочинительством.



Организация разнообразных форм работы с детьми
отражается на результатах: дети проявляют
интерес и творчество в изобразительной,
музыкальной, художественно-речевой,
театрализованной деятельности; участвуют в
выставках и конкурсах; продолжают обучение в
кружках и студиях.

Дополнительное образование реализуется через
работу кружков эстетической направленности,
которые способствуют раннему выявлению и
разностороннему развитию способностей детей,
помогают их проявлению и дальнейшему
совершенствованию.

Цель кружковой работы — обогащение духовного
мира детей различными средствами; формирование
эстетического отношения к окружающему миру;
развитие природных данных детей.

Эффективность деятельности по приоритетному
направлению во многом определяется
взаимодействием всех педагогических работников
ДОУ. Для каждого сотрудника ДОУ определены
направления работы в области художественно -
эстетического образования. Во взаимодействии
специалистов наблюдается преемственность в
осуществлении задач, в тематике, содержании
педагогического процесса, что обеспечивает
ребенку условия для максимальной творческой
деятельности.

Каждый специалист, действуя в своем
направлении, работает на общую цель, выполняя
государственные стандарты дошкольного
образования, помогает воспитателю решать задачи
всестороннего развития.

Для осуществления полноценного развития и
воспитания ребенка дошкольника необходимо
согласование усилий дошкольного учреждения и
семьи, в которой он воспитывается.

Сотрудничество с семьей строим по следующим
направлениям:

  • вовлечение семьи в образовательный процесс,
    организованный дошкольным учреждением.

При работе в данном направлении используются
различные приемы и формы: дни открытых дверей;
организация выставок — конкурсов, поделки для
которых изготавливаются совместно родителями и
детьми; привлекаем их к участию в праздниках,
театральных спектаклях, к изготовлению костюмов.
Все это помогает сделать их своими союзниками и
единомышленниками в деле воспитания детей.

  • повышение психолого-педагогической культуры
    родителей осуществляется через родительские
    собрания и конференции, консультации. Педагоги
    оформляют папки — передвижки, выпускаются
    информационные листы для родителей.
  • обеспечение единства воздействий детского сада
    и семьи в вопросах художественно-эстетическом
    развитии воспитанников;

Работа носит целенаправленный,
систематический, планомерный характер.

  • доброжелательность, открытость.
  • целенаправленность, систематичность,
    плановость.

Использование разнообразных форм работы
способствует вовлечению родителей в организацию
педагогической деятельности.

Эффективность работы по
художественно-эстетическому воспитанию зависит
от координации работы с другими учреждениями.

Все участники педагогического процесса
находятся не в вакууме, а живут в определенном
социуме, который действует на детей, педагогов,
родителей. Достижение приоритетных задач работы
ДОУ по художественно-эстетическому развитию
реализуется коллективом педагогов детского сада
на основе сотрудничества с другими учреждениями
образования и культуры. Коллектив детского сада
сотрудничает с детской библиотекой, МОУ СОШ № 6,1,
Детской школой искусств, ЦДОдД, городским музеем,
заводом «Кристалл» другими дошкольными
учреждениями города: проводятся
взаимопосещения, организуются в библиотеке
занятия с детьми старших групп, посещение
выставок, экспозиций. Дети ежегодно принимают
участие в городских фестивалях детского
творчества: «Рождественская звезда», «Пасху
радостно встречаем», «Домисолька», «Звонкий
голос детства» и занимают призовые места.

Оценка эффективности работы по
художественно-эстетическому воспитанию детей
осуществляется с помощью педагогической
диагностики, проводимой по всем разделам. Далее
представлены результаты диагностики по
разделам: «Мир искусства и художественная
деятельность», «Театрализованная
деятельность», «Ребенок и музыка»

Мир искусства и художественная
деятельность

Театрализованная деятельность

В процессе театрализованной деятельности
формируется интерес к театрализованной
деятельности, желание выступать в коллективе
сверстников. Театрализованная деятельность
побуждает детей к импровизации с использованием
средств выразительности (мимики, жестов,
движений).

Слайд 28.

Ребенок и музыка

В процессе музыкальной деятельности создается
положительно-эмоциональный фон, формируются
простейшие исполнительские навыки: вокальные,
двигательные и другие, запас музыкальных
впечатлений.

По данным диаграмм видно, что с 2007 по 2010 год
результаты работы по художественно -
эстетическому развитию воспитанников в течение
3-х лет показывают устойчивую положительную
динамику, которая проявляется в результатах
усвоения программ «Детство» и «Наш Дом — Южный
Урал». Прослеживается положительная тенденция к
увеличению показателей в данных разделах. Этому
способствует: использование различных форм
работы, нетрадиционных методов и приемов,
творческое сотрудничество детей и педагогов,
участие в выставках и конкурсах, сотрудничество
с другими учреждениями.



К концу дошкольного возраста дети любят и
понимают искусство. Большинство детей
продолжают занятия в детской школе искусств,
посещают кружки и студии и добиваются
значительных результатов.

В перспективе планируем совершенствовать
систему работы по художественно-эстетическому
воспитанию в соответствии с федеральными
государственными требованиями к структуре
основной общеобразовательной программы ДОУ.




Следующий: