Система практических работ по географии: их роль в усилении прикладной направленности школы

В методике географии накопилось достаточное
количество проблем, которые нуждаются в
постановке специальных исследований. Среди них
такие, как определение в содержании предмета
соотношения фактов и теоретических положений,
проблема интеграции разветвленной системы
географических знаний, реализации в содержании
предмета страноведческого подхода, обновление
методов, средств и форм организации обучения.

Современный дидактический принцип
личностно-ориентированного обучения требует
учета психологических особенностей обучаемых,
использования системно-деятельностного подхода,
особой работы по организации взаимосвязанной
деятельности учителя и ученика, которая
обеспечивает достижение четко спланированных
результатов обучения.

Специфика географии как школьного предмета
заключается в том, что необходимым условием его
усвоения является наличие у школьников умений
пользоваться различными источниками
географической информации для получения знаний:
текстовыми, картографическими, статистическими
и др. Овладеть этими умениями можно только в ходе
выполнения практических работ.

Практические работы – неотъемлемая часть
процесса обучения географии. Выполнение
практических работ обеспечивает формирование
умений применять теоретические знания на
практике, вооружает жизненно важными умениями,
такими как чтение, анализ, сопоставление
физических карт, статистических материалов и т.п.
Практические работы способствуют воспитанию у
школьников трудолюбия, развитию
самостоятельности.

Программные практические работы ориентированы
на формирование следующих умений: называть и
показывать различные географические объекты;
описывать и характеризовать объекты, явления,
территории, взаимосвязи между компонентами,
определять направления, географические
координаты; измерять расстояния, азимуты;
наблюдать за различными компонентами природы,
различные географические, экологические и
другие ситуации; прогнозировать изменения,
взаимоотношения различных явлений и процессов.

Выполнение системы практических работ,
предусмотренных программой, способствует
овладению школьниками картографическими,
сравнительно-историческими, геоэкологическими,
геосистемными подходами и методами.

Чтобы избежать у учеников перегрузки, низкой
успеваемости по предмету, я выдвигаю следующие
требования:

  1. Знакомлю школьников с целью проведения каждой
    практической работы, возможными формами
    отражения ее результатов.
  2. Использую инструктивные карточки для успешной
    реализации принципов дифференцированного
    обучения.
  3. Создаю творческую атмосферу сотрудничества, не
    сковывая инициативу школьников, а предлагаю им
    различные пути достижения намеченной цели.
  4. Использую игровые элементы, творческие задания,
    оригинальные способы фиксации результатов
    работы (по желанию ученика).

Организуя практические работы, помню, что
программа задает лишь общее направление работы,
а я, как учитель, конкретизирую содержание,
определяю конкретную территорию, объем задания.

Психологи утверждают, что реальный смысл
учения определяется не столько целями, сколько
мотивами, отношением школьников к предмету.

Мотивы – внутренняя побудительная сила,
заставляющая человека переходить к действию.

Все практические работы я оцениваю. Причем
оценки за работу всему классу ставлю сразу,
одновременно, проверяя результаты работы у всех,
или поэтапно, проверяя работу по мере готовности
её у разных школьников.

Важно, чтобы все работы были оценены
объективно. Для этого я предлагаю следующие
примерные нормы оценок:

  • “5” – правильно даны ответы по содержанию, нет
    погрешностей в оформлении;
  • “4” – погрешности в оформлении, несущественные
    недочеты по содержанию;
  • “3” – погрешности в раскрытии сути вопроса,
    неточности в измерениях, небрежность в
    оформлении;
  • “2” – серьезные ошибки по содержанию,
    отсутствие навыков оформления;
  • “1” – полное отсутствие знаний и умений,
    необходимых для выполнения работы, грубые ошибки
    по содержанию, непонимание сути задания.

6 класс – “Начальный курс физической
географии”.

Учащимся очень нравятся практические работы.
Программа начального курса физической географии
предусматривает работы по каждой теме. При
проведении практических работ я всегда стараюсь
дать не только программные знания и умения, но и
такие, которые значительно дополняют их
кругозор, заинтересовывают новым содержанием.

Все практические работы я разделяю на две
группы: первые – задания, отражающие программные
требования, но они могут быть новыми по
содержанию; вторая – творческие практические
задания.

Как я организую практические работы? Приведу
примеры.

По теме “Литосфера” программой предусмотрено
проведение двух практических работ, имеющих
общую цель: определение географических
координат объектов, высоты отдельных вершин,
формирование умений определять объекты на
контурной карте. Дополнительно ребятам я
предлагаю выполнить и такую работу, которая не
только отвечает программным требованиям, но и
интересна по содержанию.

Практическая работа № 1. Тема:
“Вулканы. Горячие источники”

Цели работы:

  • Изучить строение вулканов и причины их
    возникновения.
  • Выяснить, как горячие источники используются в
    хозяйственной деятельности человека.
  • Определить роль вулканизма в формировании
    рельефа Земли.
  • Обозначить на контурной карте полушарий
    действующие вулканы.

Оборудование: атлас, контурная карта,
учебник.

ХОД РАБОТЫ

  1. Как используются воды горячих источников
    человеком?
  2. Сделайте схематический рисунок вулкана в
    разрезе. Изобразите: а) конус; б) жерло; в) очаг
    магмы; г) кратер. Правильно сделайте надписи,
    выполните все аккуратно.
  3. Какую форму имеет вулканические горы?
  4. Отметьте на контурной карте местонахождение
    вулканов: Этна, Везувий, Ключевская Сопка,
    Килиманджаро, Котопахи.
  5. Почему в вулканических областях источники,
    часто бывают минеральными и с высокой
    температурой?
  6. Какова роль вулканизма в формировании рельефа
    Земли?
  7. Расскажите о вулкане Ключевская Сопка?

По этой же теме я предлагаю творческую работу.
Учащиеся по группам готовят доклады: первая – о
магматических, вторая – об осадочных, третья – о
метаморфических породах, четвертая – о
землетрясениях. Темы даются заранее, проводится
консультация по работе с литературой,
видеоматериалами, содержанию докладов,
использовании материалов кабинета.

Практическая работа № 2. Тема:
“Основные формы рельефа Земли”.

Цели работы:

  • Изучить основные формы земной поверхности.
  • Развить практические умения работать с картой.

Оборудование: атлас, учебник.

ХОД РАБОТЫ

1. По картам атласа определите:

а) горные системы: Уральские, Кавказские,
Верхоянские, Гималаи, Кордильеры, Памир.
б) вершины: пик Коммунизма, Джомолунгма (Эверест).

2. Что свидетельствует о происходящих в
настоящее время процессах горообразования?

3. Пользуясь физической картой полушарий,
приведите примеры низких, средневысотных и
высоких гор.

4. По каким признакам можно установить, что
потухший вулкан раньше был действующим?

5. Сделайте схематический рисунок горста,
грабена.

6. Заполните таблицу: “Различие гор по
строению” (приведите примеры).


Складчатые

Глыбовые

Складчато-глыбовые

7. На каком материке расположены горы: Гималаи,
Кордильеры, Уральские, Памир, Альпы, Анды,
Атласские?

По теме “Гидросфера” программа
предусматривает проведение трех практических
работ, имеющих главным образом цель: определение
по картам географического положения объектов
гидросферы и их глубин. Приведу в качестве
примера практическую работу.

Практическая работа № 3. Тема:
“Гидросфера”.

Цели работы:

  • Изучить строение гидросферы и ее частей.
  • Развивать практические умения работать с
    картой, атласом, контурной картой.

ХОД РАБОТЫ

1. На контурной карте океанов подпишите:

а) Материки: Евразия, Северная Америка, Африка,
Австралия, Антарктида, Южная Америка.
б) Океаны: Северный Ледовитый, Индийский,
Атлантический, Тихий.
в) Моря: Черное Средиземное, Берингово, Карское,
Балтийское, Красное, Карибское.
г) Заливы: Бискайский, Бенгальский, Мексиканский.
д) Проливы: Бернигов, Гибралтарский, Дрейка.
е) Острова: Гренландия, Гавайские, Мадагаскар,
Сахалин, Исландия, Огненная Земля.
ж) Полуострова: Камчатка, Индостан, Аравийский.

2. Пользуясь физической картой полушарий,
заполните таблицу:


Название океана

Какие части света (материки)
омывает

Наибольшая глубина

3. Распределите приведенные ниже моря по тем
океанам, к которым они относятся. Результат
оформите в таблицу:


Название моря

Океан, к которому относится

Какие материки омывает

Окраинное или внутреннее

Моря: Чукотское, Азовское, Баренцево,
Белое, Красное, Черное, Желтое, Японское,
Балтийское, Южно-Китайское, Мраморное,
Аравийское, Средиземное, Карибское, Берингово.

4. Правильно выберите проливы, которые
соединяют следующие моря: Черное и Азовское,
Мраморное и Эгейское, Баренцево и Карское,
Чукотское и Берингово, Черное и Мраморное.

Проливы: Дарданеллы, Керчинский, Босфор,
Карские Ворота, Берингов.

5. Выпишите в таблицу, в каких океанах
расположены следующие острова и полуострова:

Острова: Новая Земля, Британия, Исландия,
Сахалин, Большие Зондские, Новая Гвинея,
Мадагаскар, Гренландия, Антильские, Огненная
Земля, Гавайские.

Полуострова: Кольский, Скандинавский,
Пиренейский, Аравийский, Индостан, Камчатка,
Лабрадор.


Океаны

Острова

Полуострова

Тихий
Атлантический
Индийский
Северный Ледовитый

6. Прочитайте, вставляя пропущенные слова.
Озаглавьте текст. _____________________________.

С поверхности суши и Мирового океана
непрерывно ______________ вода. В атмосфере водяные
пары _______________ и образуют облака, которые ветром
______________ на тысячи километров. Из облаков осадки
выпадают на сушу и в океан. Со временем осадки,
выпавшие на сушу, _______________ в океан по рекам или с
подземными водами.

Слова для вставок: возвращаются, выпадают,
испаряется, конденсируется, переносятся.

По темам “Атмосфера” и “Географическая
оболочка”
я провожу такую практическую
работу, чтобы повторить знания, полученные по
темам.

Практическая работа. Тема:
“Атмосфера. Географическая оболочка”.

Цели работы:

  • Повторить знания по изученным темам.
  • Учиться работать с различными источниками
    географической информации.

Оборудование: учебник, атлас.

ХОД РАБОТЫ

1. Назовите тепловые пояса земного шара.

  1. Вычислите среднюю суточную температуру по
    следующим показателям:
    • В 1 час ночи – 3оС
    • В 7 часов утра 0оС
    • В 13 часов + 6оС
    • В 19 часов + 1оС
  2. Объясните, от чего зависит скорость (сила) ветра.
  3. Объясните, какой воздух называется насыщенным
    водяным паром.
  4. Сделайте схематический рисунок, объясняющий
    происхождение берегового (ночного) бриза.
  5. Перечислите признаки устойчивой ясной погоды в
    вашей местности.
  6. Сделайте схематический рисунок строения
    атмосферы и пояснительные надписи к нему.
  7. В каких тепловых поясах расположены острова:
    Гренландия, Мадагаскар, Новая Гвинея, Сахалин?
  8. Что означает термин полярный круг?
  9. В Москве выпадает 600 мм осадков год, а в
    Копенгагене – 1000 мм. Оба города находятся на
    одинаковой широте. Объясните причины различия в
    выпадении осадков.

Таким образом, разрабатывая практические
работы, я стараюсь разнообразить их по
содержанию, сделать их многофункциональными, т.е.
я ставлю задачу – не только закреплять знания, но
и взаимоувязывать их, заставлять размышлять,
приобретать необходимые умения и навыки.

7 класс – “Физическая география
материков и океанов”.

Умения – это синтез личностных качеств
человека, сложное сочетание чувственных,
интеллектуальных, волевых и других качеств
личности. Известно, что качество знаний
определяется тем, что умеет с ними делать
обучаемый. Поэтому при выполнении практической
работы по теме “Как люди открывали мир”,
каждый из учеников получает возможность через
учебную деятельность проявить свой интеллект,
качества своей личности.

Практическая работа. Тема: “Как
люди открывали мир”.

Цели работы:

  • Изучить эпоху Великих географических открытий.
  • Учиться работать с большими объемами
    информации, изучая книгу и атлас.

Оборудование: учебник (§ 2), атлас.

ХОД РАБОТЫ

1. Внимательно прочитайте раздел учебника,
посвященный важнейшим географическим
путешествиям и открытиям, рассмотрите карту,
портреты путешественников, ученых, рисунки и
заполните в тетради таблицу.


Имена путешественников или
ученых

Страны, где развивались
географические знания

Этапы накопления знаний

Открытые географические объекты
и научные открытия

2. Если в вашей местности путешественники или
исследователи вели свои исследования, запишите в
таблицу и сведения о них.

Все практические работы я ориентирую на
выполнение требований школьного образования к
знаниям и умениям учащихся 7 класса.

Работы делятся на обучающие (см. Приложение
№ 1
), которые выполняются впервые
учениками под моим руководством (см. Приложение
№ 25)
, тренировочные, выполняемые по
образцу, т.е. в сходной ситуации (см. Приложение
№ 2
), и итоговые (см. Приложение № 3, 4).
Последний тип работы предназначен для проверки
овладения тем или иным умением учениками, я
провожу оценку качества работы, оценки выставляю
в журнал.

Задания для выполнения носят различный уровень
трудности. Некоторым работам я придаю творческий
характер, они ориентированы на внимательное
чтение текста учебника, на развитие
воссоздающего воображения, на творческий подход
к решению нестандартных учебных ситуаций.
Например, заполни таблицу “Из истории открытия и
освоения материка” (см. Приложение № 1, 2, 3,
4
).

8 класс – “Физическая география
России”.

Главное назначение курса – показать место
России на карте мира, сформировать представление
о разнообразии, красоте, величии природы Родины
(см. Приложение № 5). С учетом
особенностей класса (общего уровня развития,
уровня предшествующей подготовки и т.д.) я
пытаюсь найти оптимально привлекательные для
учащихся формы и методы обучения (см. Приложение
№ 6
).

Обязательным условием освоения знаний и умений
является активная работа с картами атласа
(чтение, анализ, сопоставление), а также работа с
контурными картами (см. Приложение № 7).

Включенные мною в практикум задания
разнообразны по содержанию, форме фиксации
результата; видам источников географической
информации, по уровню познавательной
самостоятельности учащихся (см. Приложение
№ 8
). Образец выполнения практической
работы “Географическая карта: решение задач”
находится в приложении (см. Приложение № 26).

В наше время, когда отношения “человек –
природа” все более обостряются, что выражается в
экологических катастрофах и техногенных
авариях, каждому культурному и образованному
человеку важны географические знания, особенно
знания о своей стране, родном крае. Составляя
карточки, я надеялась, что они помогут лучше
понять физическую географию России и Якутии,
осознать ответственность каждого человека за
разумное и бережное отношение к природе.

9 класс – “Экономическая и социальная
география России”.

Практические работы являются составной частью
курса “География России: население и
хозяйство”. Они решают ряд учебных задач:
развивают и углубляют теоретические знания,
формируют практические умения, учат
анализировать, сравнивать, сопоставлять,
оценивать, прогнозировать географические
территории, факты, явления.

Часть практических работ ученики выполняют
самостоятельно (см. Приложение № 9),
другие работы выполняются в классе при моем
непосредственном участии (см. Приложение
№ 10
). Образец выполнения практической
работы “Изучение особенностей структуры
хозяйства России” находится в приложении (см. Приложение
№ 23
). Практическая деятельность учеников
мною оценивается. В этой оценке я отмечаю
сформированные знания и умения, даю советы по
совершенствованию практических умений и
навыков. Пытаюсь помочь ученикам овладеть
требуемыми практическими знаниями и умениями по
географии, для этого предлагаю разные варианты
выполнения практических работ (см. Приложение
№ 11, 12
).

Мой четкий и грамотный инструктаж к выполнению
школьниками практической работы способствует
успешному её завершению. Ученик должен
ясно представлять, что он выполняет, как
ему работать, какие действия выполнять, какое
оборудование использовать; зачем
необходимо выполнить эту работу.

Главная моя задача – это научить школьников
пользоваться ранее полученными географическими
знаниями при выполнении практических работ (см. Приложение
№ 11
).

Для большинства практических работ затраты
времени на их проведение составляют от 10 до 25
минут.

География Саха (Якутии) – 8–9-е классы.

География является традиционным школьным
предметом с большим образовательным и
мировоззренческим потенциалом, единственным
естественно-общественным, что в условиях
интегративных тенденций в науке и практике, еще
больше повышает его потенциал. Кроме того,
природу, хозяйство и население мира, страны,
своего региона надо знать не только для общего
кругозора, но и для дела, как в юном возрасте, так
и в последующем, кем бы ни работали в будущем
выпускники школы.

Изучение курса “География Якутии” происходит
в течение двух лет и реализацией части часов в
курсе: “Природа России” (10–12 часов) и
“Население и хозяйство России” (10–12 часов).

Учебно-методический комплекс формируется из
географического атласа “Республика Саха
(Якутия)”, изданного осенью 2000 года, учебника
“География Якутии” и методического пособия
“Олимпиады по географии в Якутии”.

Изучение географии Якутии предполагает знания
конкретных данных и теории. Практические работы
в виде решения задач, ситуационных игр, экскурсий
на предприятия, изучения географической
номенклатуры – неотъемлемая часть географии
Республики Саха (Якутии) (см. Приложение №
12, 13, 14, 15, 16, 17
). Примеры выполнения
практических работ по физической и
экономической географии Якутии находятся в
приложении (см. Приложение № 22, 24).

Мой опыт работы по теме “Практические работы
по экономической географии Якутии” обобщен на
всероссийском конкурсе “Я иду на урок” (газета
“География” № 25–26/2003, № 29/2003 г.).

10 класс – “Экономическая и
социальная география мира”.

Используемые мной практические работы весьма
разнообразны по содержанию, по используемым для
их выполнения источникам географической
информации, по уровню самостоятельности
учащихся, по форме фиксации результатов.
Определяю, я это разнообразие, прежде всего
особенностями содержания изучаемого материала,
используемыми источниками географической
информации, уровнем предшествующей подготовки
учащихся.

Например, прошу выслушать выпуски “Новостей”
по телевидению и:

а) на контурную карту нанести объекты, о которых
упоминалось в выпуске;

б) условными знаками прошу обозначить причину
их упоминания (см. Приложение № 27).

Или предлагаю учащимся инструктивные
карточки
, в которых обозначены содержание
работы, ее цели, показана последовательность
выполнения работы, приведены формы фиксации
результатов (таблицы и др.) (см. Приложение
№ 18
), даны памятки, планы, характеристики,
образцы построения диаграмм, графиков и т.д. (см. Приложение
№ 19
), а также ссылки на учебники и атласы.

Практические работы состоят из отдельных
заданий. Я составила их таким образом, чтобы
ученики выбирали, и выполняли всю работу целиком
(см. Приложение № 20).

Предложенные практические работы помогают мне
успешно выполнять требования программы,
выбирать оптимальный вариант работы с учетом
особенностей конкретного класса и ученика.

Естественно, что в зависимости от имеющихся в
школе учебно-методических комплектов по разным
курсам географии, от особенностей
национально-регионального содержания, от моего
методического стиля и особенностей подготовки
класса, предложенные варианты практических
работ я корректирую и изменяю.

Новые подходы к обучению, а именно большое
внимание к развитию познавательной
самостоятельности, творческой активности
школьников, привели к тому, что последние годы в
школьной географии довольно широкое
распространение получили школьные
практикумы
.

Главную задачу школьного
географического практикума сегодня я вижу в
развитии широких практических знаний и умений,
необходимых учащимся для ориентации в природных,
социально – экономических и политических
условиях современной жизни.

Важным является также то, что обязательные
требования к подготовке учащихся по предмету,
выраженные в деятельностном подходе (называть,
описывать, объяснять и т.д.) предполагают
многократную тренировку учащихся, необходимую
для лучшего усвоения практической части
содержания курсов. В этой связи школьный
географический практикум выполняет роль
своеобразного географического тренажера.

Такой оперативный контроль дает возможность
держать в поле зрения всех учащихся и не
допускать пробелов в их знаниях. Очень много дает
учащимся анализ сделанных ими ошибок в процессе,
которого становится очевидным недостаточность
или несовершенство самостоятельной работы.

При таком способе контроля все функции
проверки знаний, умений и навыков осуществляется
довольно полно и эффективно.

Применение практических работ посильно всем и
позволяет показать свои знания. Некоторым
учащимся, у которых проблемы с монологической
речью и слабо развито логическое мышление, очень
трудно получить хорошие и отличные оценки за
устные ответы (тогда как они хорошо усваивают
теоретический материал). Применение системы
практических работ позволяет им получать
отличные, и хорошие оценки, что компенсирует их
неудачи в устных ответах.

Проанализировав географические знания
учащихся, я пришла к выводу, что происходит более
глубокое усвоение прочитанной информации.

Работая над темой: “Система практических
работ: их роль в усилении прикладной
направленности в школе” я вижу, что качество
знаний учащихся составляет 51–56%, что является
неплохим результатом для общеобразовательных
классов и 70–86% в гимназических и профильных
классах (Приложение № 21).

Этот метод работы позволил учащимся поверить в
свои силы, повысил интерес к предмету и углубить
их знания. С 1998 года мои ученики являются
призерами и победителями городских олимпиад.

Список используемой литературы:

  1. “Тесты и практические работы по географии”
    (под ред. И.А. Родионовой) М.: “Московский
    лицей”,1997.
  2. Игнатьева Г.А., Фролова Н.В. “Практические
    работы в курсе “География России”. М.:
    “Просвещение”, 1996.
  3. Пугач Р.В., Кравченко Ж.Б. “Рабочая тетрадь
    по географии мира” 7 класс. Запорожье,
    “Просвiта”, 2000.
  4. Максаковский В.П. “Рабочая тетрадь по
    географии” 10 класс. М.: “Просвещение”, 1997.
  5. “Современный урок географии”. Якутск, 1999.
  6. Петрова Н.Н. “Методика преподавания
    географии в дифференцированной школе”. Москва,
    “БЛИК и Ко”, 2000.
  7. “Современный урок географии”. (Часть 2). Москва,
    “Школа-Пресс”, 2001.
  8. Душина И.В. “Школьный практикум: География
    материков и океанов”. 7 класс. Москва, “Дрофа”,
    1998.

Приложения

Следующий: