Система письменного контроля по истории России ХХ века в 10–11-х классах

Из всех видов письменного контроля, имеющихся в
арсенале современного учителя, наибольшее
распространение и популярность приобрели тесты.
Это легко объяснимое явление: тесты упрощают
проверку, позволяют диагностировать уровень
усвоения и степень осознанности знаний. С каждым
годом всё большее количество учащихся проходит
централизованное тестирование. Всё больше
областей, краёв, республик вводит у себя единый
государственный экзамен (ЕГЭ). Всё большее число
высших учебных заведений зачисляет абитуриентов
по результатам тестирования. Поэтому учителя
должны готовить учащихся к новой форме
проведения экзамена. Разумеется, тесты – это не
только инструмент контроля. Задания такого типа
способствуют и усвоению новой информации, и
формированию интеллектуальных умений, и
систематизации знаний.

Основной недостаток тестов – опасность
чрезмерного упрощения, схематизации изучаемого.
Абсолютизация любых средств преподавания, будь
то использование опорных конспектов, схем,
диаграмм, таблиц, графиков или тестов, может
серьёзно исказить процесс усвоения
гуманитарного знания, немыслимого без сложной
игры нюансов, без неоднозначных интерпретаций и
спорных суждений. Чтобы избежать подобной
опасности, необходимо чувство меры,
подсказывающее, когда и в каких количествах
уместно использовать тесты. Поэтому в дополнение
к тестовому контролю я провожу письменные работы
по достаточно сложным вопросам, прямого ответа
на которые нет в школьных учебниках. Возможны
различные комбинации тестовых заданий, а также
их использование в сочетании с контрольными
вопросами, творческими заданиями и т.п.

Сегодня в распоряжении учителя имеется
обширный корпус учебно-методических пособий,
содержащих тестовые задания практически по
всему курсу отечественной истории. Поэтому нет
необхо димости приводить
здесь авторские тесты в дополнение к
опубликованным. Остановимся на других типах
заданий, которые в отличие от тестов встречаются
в пособиях гораздо реже. Это – вопросы к
контрольным работам и творческие задания,
которые используются мною уже более 10 лет. Они
сообщаются учащимся в начале изучения темы
вместе со списком литературы. Но на какие из
предложенных вопросов каждый из них будет
отвечать, учащиеся узнают только на контрольном
уроке.

I. Контрольная работа по теме “Первая русская
революция 1905–1907 г.г.”

(Четыре варианта)

  1. Перечислите 10 важнейших событий революции с
    указанием дат.
  2. Сопоставьте Всероссийскую Октябрьскую
    политическую стачку и Декабрьское вооружённое
    восстание в Москве (1905 г.) Какое из этих событий
    представляется вам более важным для развития
    революции и решения её основных задач? Объясните
    – почему.
  3. Можно ли считать Государственную Думу
    полноценным парламентом? Объясните – почему.
  4. За какую из партий вы бы проголосовали на
    выборах во Вторую Государственную Думу.
    Объясните – почему.
  5. Сопоставьте Россию до и после революции. Что
    изменилось? Как преобразился политический,
    социальный и экономический облик страны?
  6. Распределите перечисленных ниже исторических
    деятелей по политическим лагерям, сложившимся в
    ходе первой русской революции (консервативный,
    либеральный и революционный): Азеф, Булыгин,
    Вернадский, Витте, Гапон, Головин, Горький,
    Гучков, Дубровин, Ленин, Мартов, Милюков, Николай
    Второй, Плеханов, Пуришкевич, Столыпин, Трепов,
    Троцкий, Ухтомский, Хрусталёв-Носарь, Чернов,
    Шипов, Шмидт
    .
  7. Какие новые средства борьбы за демократизацию
    России появились и были использованы в ходе
    революции. Перечислите и прокомментируйте их
    (кем применялись, против кого или чего были
    направлены, какое значение имели).
  8. Можно ли считать случайным то, что революция
    произошла в начале ХХ века? Могла ли она начаться
    десятью годами раньше? Могла ли она произойти в
    1860-е годы? Сочетание каких факторов и условий
    позволило вспыхнуть революции в 1905 году?
  9. Назовите не менее трёх писателей, которые были
    свидетелями или участниками революции?
  10. Назовите не менее трёх литературных
    произведений, в которых нашли отражение
    революционные события 1905 – 1907 гг.

Комментарий:

  • Ответ на первый вопрос требует
    самостоятельного определения критерия важности
    событий революции. Не должно допускаться
    приведение нескольких пусть даже важных событий,
    но относящихся к одному смысловому ряду
    (например: восстание на броненосце “Потёмкин”,
    восстание на крейсере “Очаков”).
  • Ответ на третий вопрос предполагает
    предварительное выяснение признаков
    полноценности парламента.
  • При оценке ответа на четвёртый вопрос учитель
    принимает во внимание не выбор партии учащимся, а
    глубину аргументации этого выбора.
  • Каждый вариант состоит из четырёх вопросов. Два
    последних из них – общие для всех вариантов. Они
    позволяют актуализировать знания учащихся,
    полученные на уроках литературы, установить
    межпредметные связи.

II. Контрольная работа по теме “Реформы П.А.
Столыпина”.

  1. Какие феодальные пережитки сохранились в
    деревне после 1861 года? Как они влияли на развитие
    капитализма в России?
  2. Что представляла собой крестьянская община?
  3. В чём состояли плюсы общины (для крестьян, для
    государства, для революционеров)?
  4. В чём состояли минусы общины (для крестьян, для
    помещиков, для экономического развития страны)?
  5. Кто и почему добивался ликвидации общины в
    период между реформами 1861 и 1906 гг.? Кто и почему
    стоял за её сохранение?
  6. Когда и почему правительство решило разрушить
    общину?
  7. Составьте таблицу по аграрной реформе П.А.
    Столыпина (Мероприятия – Результаты).
  8. Решила ли столыпинская аграрная реформа
    поставленные перед нею задачи? Объясните –
    почему.
  9. Составьте таблицу по другим реформам П.А.
    Столыпина (по схеме вопроса № 7).
  10. Ваша оценка деятельности П.А. Столыпина. Можно
    ли считать его великим реформатором?

Комментарий:

Помимо учебника можно рекомендовать учащимся
следующую литературу –

  • Аврех А. Столыпин и судьбы реформ в России.
    М., 1991 (главы 3–5).
  • ж. “Звезда”, 1990, № 12 (статья В. Дякина “Был ли
    шанс у Столыпина?”) Или его же статью в ж. “Знание
    – сила” 1991, № 2.
  • ж. “Вопросы истории”, 1993, № 2, С. 34–46.
  • ж. “Октябрь”, 1994, № 4, С. 167–179.

III. Контрольная работа по теме “Гражданская
война в России”.

  1. Дайте определение понятий: террор,
    интервенция, гражданская война, реквизиция,
    продотряд, комбед, комиссар, диктатура, анархия,
    ВЦИК, трудармия, “зелёные”, ВЧК
    .
  2. За что боролись участники белого движения?
  3. Докажите, что важнейшей целью красных в годы
    гражданской войны была мировая революция.
  4. Назовите причины, по которым развалился союз
    большевиков с левыми эсерами в 1918 году.
  5. Дайте характеристику важнейших мероприятий
    “военного коммунизма”.
  6. Как связаны между собой Брестский мир и
    гражданская война?
  7. “Военный коммунизм” был следствием или
    причиной гражданской войны?
  8. Как объяснить победу красных в гражданской
    войне?

IV. Контрольная работа по теме “Строительство
социализма в СССР”.

  1. Укажите причины перехода от “военного
    коммунизма” к новой экономической политике
    (НЭП). Можно ли назвать такой переход вынужденным
    и временным? Объясните – почему.
  2. Сравните политику “военного коммунизма” и НЭП.
    Найдите общие черты и отличия.
  3. В чём причины отказа от НЭП в конце 1920-х годов?
    Можно ли назвать такой отказ вынужденным?
    Объясните – почему.
  4. Какие слои советского общества были
    заинтересованы в сохранении и углублении НЭП, а
    какие – нет. Объясните – почему.
  5. Как связаны между собой форсированная
    индустриализация и насильственная
    коллективизация?
  6. Сравните систему НЭП и сталинскую
    командно-административную систему. Найдите
    общие черты и отличия.

V. Контрольная работа по теме “Великая
Отечественная война 1941–1945 гг”.

Для зачётной контрольной работы учитель даёт
задание каждому ученику придумать 2–3 вопроса
своим одноклассникам, используя материал
учебника. Предварительно он разъясняет им –
какие бывают типы учебных вопросов. До
проведения зачётной работы учитель собирает
вопросы учащихся, выбирает из них наиболее
интересные и составляет из них варианты
контрольной работы. При оценке выполненной
работы наряду с ответами учитывается и качество
приготовленных учениками вопросов
(проблемность, разноплановость, точность
формулировки, оригинальность и т.д.), о чём им
сообщается заранее.

VI. Контрольная работа по теме “Славное
десятилетие” Н.С. Хрущёва”.

1. Составьте оценочную таблицу по основным
направлениям деятельности Хрущёва:


Направления деятельности

Положительное

Отрицательное
  • политическая жизнь страны
  • сельское хозяйство
  • экономика в целом, управление ею
  • идеология
  • культура
  • социально-бытовая сфера
  • внешняя политика

2. В чём советское общество изменилось по
сравнению со сталинским периодом, а в чём
осталось прежним?
3. Что в политическом стиле Хрущёва напоминает
вам Сталина, а что – Ленина? В чём самобытность
Хрущёва как политика?
4. Почему Хрущёв сумел победить своих
политических противников в 1957 г. и почему
потерпел крах в 1964 г.?
5. Кто вам представляется более успешным
политиком – Сталин или Хрущёв? Объясните –
почему.

Комментарий:

Работа состоит из двух частей, которые
оцениваются учителем отдельно. Первая –
составление таблицы дома. Вторая – написание
контрольной работы в классе по вариантам. Помимо
учебника можно порекомендовать учащимся
прочитать статью Г. Попова “Два цвета времени,
или уроки Хрущёва” (ж. “Огонёк”, 1989, № 42).

VII. Повторительно-обобщающий урок-зачёт
“Эпоха Брежнева 1964–1982/85 г.г.”

Подробное описание моего урока смотреть на
компакт-диске “Фестиваль педагогических идей
“Открытый урок”. Материалы участников. 2003/2004
учебный год”. Интернет-адрес: http://festival.1septiber.ru

VIII. Творческое задание по теме “Четвёртая
русская революция 1985–2005”.

Учащимся предлагается самостоятельно
обнаружить и описать, какие изменения произошли
в нашей стране за 20 последних лет в результате
демократической революции. Учитель
ограничивается рекомендацией примерных тем и
форм работы.

Сравнительный анализ:

  1. Высшие государственные должности страны –
    Генеральный секретарь ЦК КПСС (1985) и Президент
    Российской Федерации (2005).
  2. Два номера журнала “Ровесник” – за 1985 и за 2005.
  3. Облик моей улицы в 1985 и 2005.
  4. Программа телевидения в 1985 и 2005 (по газетам).
  5. Облик моей квартиры в 1985 и 2005 (на основе интервью
    с родителями).
  6. Что и как мы праздновали 7 ноября 1985, 2000, 2005 (по
    газетам).
  7. Церкви нашего города в 1985 и 2005.
  8. Карта нашей страны в 1985 и 2005.
  9. Высшие учебные заведения города в 1985 и 2005 (тип,
    количество, специальности, обязательные для всех
    специальностей предметы, число студентов).
  10. Учебник по отечественной истории для 10 (11)
    класса средней школы 1985 и 2005 и т.д.

Выбор темы и форма изложения – свободные.
Поощряется снабжение текста работы
иилюстративным и документальным материалом.
Работа должна быть выполнена в двухнедельный
срок. Рекомендуется провести презентацию лучших
работ учащихся и по возможности опубликовать их
в школе.

Мой опыт применения всех этих форм письменного
контроля убедил меня в их эффективности при
условии их комплексного использования. Прежде
всего, повышается интерес к предмету, учащиеся
становятся более внимательными на уроке, задают
вопросы, вступают в дискуссию, учатся выражать
свои мысли в письменной форме. Такие задания
ориентируют их на понимание сути учебного
материала, а не на механическое заучивание его
“для оценки “.

Следующий: