Система оздоровления учащихся начальной школы в условиях работы группы продленного дня


Сегодня, в ситуации стремительного роста количества инноваций в
образовательных учреждениях, несовершенство системы обучения неблагоприятно
сказывается на состоянии здоровья школьников и организации всего
учебно-воспитательного процесса.

Новые требования к школе, предусмотренные ФГОС, призваны не только
качественно изменить образовательный процесс, но и повлиять на уменьшение
отрицательного воздействия физических, умственных, эмоциональных школьных
нагрузок, которые испытывает современный школьник.

Занятия по оздоровлению и физическому развитию детей должны носить
регулярный, планомерный характер и вырабатывать привычку к соблюдению норм
здорового образа жизни. Кроме того, необходимо формировать у учащихся
нравственное отношение к своему здоровью, частью которого и является разумная
физическая активность.

Ребенок должен придти к осознанию того, что его здоровье – это важнейшая
ценность, которая обеспечит ему достижение любых жизненных целей, и каждый сам
несет ответственность за сохранение и укрепление своего организма и здоровья в
целом. Нужно мотивировать учащихся на здравоохранительное поведение, стремиться
к созданию положительных эмоций, удовольствия от занятий физической культурой.

Физическая культура является мощным источником формирования норм здорового
образа жизни. Следует исходить из того, что удовольствие от двигательной
активности должно перерасти в привычку, а далее – в потребность. Для вовлечения
детей в занятия физической культурой используются разнообразные приемы.

Актуальность проблемы, неоднократный анализ статистических данных о состоянии
здоровья учащихся конкретно нашей школы заставила педагогический состав
задуматься об активном внедрении в образовательный процесс современных
здоровьесберегающих технологий и проследить, как их планомерное и
систематическое использование повлияет на состояние здоровья и успешности
учащихся. Поэтому новой методической темой школы стала тема “Формирование норм
ЗОЖ участников образовательного процесса на разных ступенях обучения в условиях
реализации ФГОС”.

Пребывание в группе продленного дня не должно быть исключением. Наоборот,
группа продленного дня – это форма организации досуга детей, оставшихся после
уроков в пределах школьной территории. Это время нужно организовать так, чтобы
нормализовать и уравновесить физические и духовные силы ребенка, установить
гармонию между ними.

Занятия в ГПД, направленные на оздоровление и физическую активность, по
сравнению с занятиями в урочное время имеют свою специфику. Это:

  • преобладание в них занимательности, состязательности, элементов игры над
    необходимостью формировать специальные физические способности. При
    организации двигательной деятельности опора делается на уже имеющиеся
    естественные и выработанные на уроках физического воспитания навыки;
  • щадящий режим занятий. В них в равной мере участвуют все школьники
    группы, даже освобожденные от физкультуры. Мы должны помнить, что каждый
    ребенок имеет индивидуальную формулу развития и право здоровьесберегающего
    сопровождения его персонального маршрута.
  • подвижный, меняющийся состав группы. Сюда входят школьники разных
    возрастов (рядом 1-е и 4-е классы), а также разнополые дети, имеющие разные
    двигательные возможности;
  • направленность занятий на выработку устойчивости организма младших
    школьников против неблагоприятных условий, излишних нагрузок, на
    приспособляемость их организма к различным влияниям окружающей среды;
  • возможность проведения активного отдыха на воздухе (школьный стадион,
    детская площадка возле школы и т.п.).

Режим питания младших школьников имеет большое значение в общей системе
оздоровления. Дети, находящиеся в ГПД, должны быть обеспечены полноценным
питанием. В нашей школе это возможно благодаря работе столовой и буфета до
15.00.Учащиеся получают горячий обед или самостоятельно покупают в буфете
выпечку, салаты, напитки, горячее блюдо. Можно сказать, что они “заряжены
энергией” для дальнейших занятий. Учащиеся, которые остаются в общей ГПД с 15 до
18 часов, приносят полдник с собой из дома. Это, обычно, фрукты, выпечка, чай,
йогурты, соки. Таким образом, ко времени ухода домой из ГПД (18–18.15) дети еще
не очень голодны и могут спокойно дождаться ужина дома. При составлении режима
дня воспитатели советуют родителям не переносить время ужина позже 19.30.

Прогулки на воздухе – важная составляющая оздоровления. Дети двигаются,
играют, дышат свежим воздухом. Возле нашей школы есть дорожки для прогулки,
полянки с травой, деревья, кусты. Здесь дети проводят 1 час днем и 1 час вечером
при хорошей погоде. Осенью и весной это – познавательные прогулки, они помогают
увидеть изменения в природе. Одновременно мы разучиваем игры на воздухе
(эстафеты, различные догонялки и т.п.) Зимой игры согревают и дают заряд
бодрости (взятие снежной крепости, катание с горки). А в целом, прогулки,
конечно же, способствуют развитию двигательных способностей, притоку кислорода и
общему оздоровлению детей.

Часто прогулки проходят на пришкольном стадионе. Во время этого спортивного
часа мальчики увлеченно играют в футбол, занимаются на тренажерах по возрасту
(под наблюдением воспитателя). Девочки устраивают соревнования по бегу, играют в
мяч, бадминтон.

После такого спортивного часа дети с удовольствием идут на обед, а потом
отдыхают, играют в настольные игры, занимаются самоподготовкой.

При плохой погоде спортивный час проходит в рекреации школы. Сначала дети
выходят на разминку, минут пять разминают ноги и руки (прыжки, бег на месте).
Затем, по сигналу воспитателя, начинаются командные игры (эстафеты со скакалкой,
игра с мягким мячом). После наступает черед обычных спокойных игр – “Море
волнуется раз…”, “Сова и мыши”, “Бадминтон 2*2”. К играм привлекаются не все, а
только желающие. Некоторые детки, особенно первоклашки, охотнее сидят или даже
лежат некоторое время на диванах, им необходим такой отдых.

Обязательным условием системы оздоровления является наличие чистой питьевой
воды во всех кабинетах начальной школы, включая кабинет общей ГПД. При поддержке
родителей класса, родительский комитет заказывает емкости с очищенной питьевой
водой и помпу к ним. Рядом с емкостью всегда есть одноразовые стаканчики. Дети
могут воспользоваться очищенной водой, особенно это бывает необходимо после
прогулки, спортивного часа, и вообще, при увеличении двигательной нагрузки.
Таким образом, родители помогают своим малышам избежать инфекций и потери
жидкости при физической активности. И, конечно, в целях профилактики, дети
обязательно моют руки с мылом после прогулки и перед едой (жидкое мыло есть так
же в каждом кабинете).



Учащиеся 2-х – 4-х классов, находящиеся в общей ГПД до 17–18 часов, после
прогулки или игр, как правило, занимаются самоподготовкой. Здесь задачей
воспитателя будет контроль за посадкой ребенка, за расстоянием от учебника до
глаз (некоторые детки любят просто лежа делать уроки), и, конечно же,
своевременно устраивать паузы для отдыха. За время самоподготовки можно устроить
1–2 паузы, с музыкой или без, с наклонами, поворотами головы влево – вправо,
разминанием пальцев. Все это, действительно займет 2–3 минуты, а пользу принесет
ощутимую. При наличии в каждом кабинете магнитофона и FM-радио физкультминутка
пройдет веселее под музыку, а такие настенные тренажеры для глаз, как в нашей
школе (например, в форме “лежачей восьмерки”), сделают паузу более продуктивной.



Здоровые привычки формируются с раннего возраста ребенка. Поэтому роль и
значение семьи, семейного воспитания трудно переоценить.

В нашей школе родители охотно взаимодействуют с учителями и воспитателями.
Поэтому, мы довольно часто вместе составляем режим дня для конкретного ребенка.
Например, уточняем, когда надо отправить ребенка на то или иное занятие, вносим
поправки в его режим питания, сна и отдыха. Многие дети посещают кружки и секции
вне школы и, таким образом составляется конкретный режим дня конкретного
ребенка. Например, если ребенок после уроков был в бассейне с няней, а потом
вернулся в школу и ожидает родителей, вряд ли он уже будет активно участвовать в
играх с большой двигательной активностью. Скорее, этот ребенок съест свой
полдник и займется самоподготовкой или настольной игрой.



В систему оздоровления младших школьников обязательно входит планирование
клубных часов (бесед, практикумов) о здоровом образе жизни и о безопасном
пребывании в школе. В плане работы ГПД всегда есть такие темы бесед, как
“Чистота как залог здоровья”, “Осторожно, грипп”, “А глаз – как у орла”,
“Гололед и его последствия”, ”Кто такой стоматолог?”…Беседы ведутся не в
назидательном тоне, а в форме доверительного разговора. Иногда практические
занятия проходят при участии школьной медицинской сестры. Дети активно участвуют
в беседах и в практических занятиях; рассказывают, как эти знания пригодились им
на практике (помощь в лесу, на воде, при падениях и ушибах). О безопасном
поведении в школе учащиеся узнают с первого дня обучения. Им зачитывают приказ
директора о поведении учеников для их безопасности. Приводятся примеры,
являющиеся следствием нарушения этого приказа – падения, ушибы, переломы… Таким
образом, беседы и практические занятия по профилактике здорового образа жизни,
могут иметь большое воспитательное значение, особенно, если проводятся
систематически, начиная с 1-го класса.

Уже говорилось о том, что вне учебных занятий, во время посещения ГПД и после
нее, многие наши учащиеся с удовольствием занимаются спортом и танцами. В нашей
школе работает танцевальная студия, и дети 3 раза в неделю занимаются там. Эти
дети становятся физически выносливыми, подают пример остальным, часто
рассказывают и показывают в ГПД, как они танцуют. Иногда “спортивный час в
помещении” у нас проходит в виде “танцевальный часа”. На базе нашей школы
учащиеся занимаются также общей физической подготовкой и карате, что особенно
нравится мальчикам. Другие секции – хоккей, баскетбол, футбол, плавание –
находятся на базе других учебных заведений и дети уходят туда в сопровождении
родителей. Таким образом, все эти занятия укрепляют здоровье, иммунитет,
усиливают физическую выносливость и просто приносят хорошее настроение. А что
может быть лучше для родителей, учителей и воспитателей, чем крепкое здоровье и
хорошее настроение детей!

Эффективность решения оздоровительных задач здоровьеформирующего воспитания
можно определить по динамике физического состояния детей, по уменьшению их
заболеваемости, по сформированности у них умений выстраивать отношения со
сверстниками, родителями, другими взрослыми, по проявлению готовности детей
сострадать, помогать окружающим, по снижению уровня детской тревожности,
агрессивности, нервного напряжения.

Список использованной литературы:

  1. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч.
    Ч.2.(Стандарты второго поколения) – М., 2011.
  2. Формирование здорового образа жизни у младших школьников. Вып. 2./
    авт.-сост. М.А.Павлова. – Волгоград, 2009 г.
  3. Учебно-воспитательные занятия в группе продленного дня: конспекты
    занятий, занимательные материалы, рекомендации. Вып.2./авт.-сост.
    Н.А.Касаткина.
    – Волгоград, 2007.
  4. Исаева С.А. “Организация переменок и динамических пауз в
    начальной школе: практическое пособие”. – М., 2004.
  5. Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных
    учреждениях: Санитарно-эпидемиологические правила СаНПиН 2.4.2. –1178-02.–
    М., 2002.
  6. Чупаха И.В. и др. “Здоровьесберегающие технологии”. – М., 2003.



Следующий: