Система организации научно-исследовательской деятельности в школе

Введение

Актуальность: Исходя из реалий сегодняшнего
дня, возросших требований к универсальности
знаний, для более полного раскрытия возможностей
и способностей школьников учащимся
предоставляется возможность заниматься
проектной деятельностью, где они приобретают
навыки и умения в научно-исследовательской
деятельности под руководством педагогов и
других специалистов. Приятно отметить, что с
каждым годом число желающих ребят растёт, с
удовольствием соглашаются и оказывают посильную
помощь специалисты различных отраслей, таких как
органы здравоохранения, внутренние органы
милиции, учреждения культуры, специалисты
администрации, промышленные организации.

Ребёнок появился на свет, открыл глазки,
потянул что-нибудь в рот, делает первые шаги и уже
шире кругозор, с самого рождения ребёнок
является первооткрывателем, исследователем того
мира, который его окружает, для него всё впервые.
Это нам взрослым всё как нам кажется известно.
Познавательная активность детей очень высокая
особенно в младшем возрасте, каждый ответ
педагога на детский вопрос рождает новые
вопросы. Для полноценного существования в
интенсивно меняющейся среде современному
человеку всё чаще приходится проявлять
исследовательское поведение.

«Парадоксом исследовательского обучения
является то, что педагог, работающий в русле идей,
может научить ребёнка даже тому, чего не умеет
сам. Он должен, безусловно, быть
творцом-исследователем всех знаний на свете. В
условиях исследовательского обучения педагог не
обязан всегда знать ответы на все вопросы, но он
должен уметь исследовать разные проблемы,
находить любые ответы и уметь научить этому
детей».[1]

Я думаю, что не за горами
обязательное исследовательское обучение. Широко
в школах внедряется проектная деятельность. Метод проектов актуален и очень
эффективен. Он даёт учащемуся возможность
экспериментировать, синтезировать полученные
знания, развивать творческие способности и
коммуникативные навыки, что позволяет ему
успешно адаптироваться к изменившейся ситуации
профессионального обучения.

[1] ж-л Директор школы №9/2008 г.

Проектная деятельность

«Мои ученики будут узнавать новое не от меня,
они будут открывать это новое сами. Моя главная
задача — помочь им раскрыться, развить
собственные идеи». Песталоции

Метод проектов можно представить как способ
организации педагогического процесса,
основанный на взаимодействии педагога и ученика,
поэтапная практическая деятельность по
достижению поставленной цели.

Однако овладение проектной деятельностью
нередко вызывает затруднения у учащихся.
Необходимо определить проблемные зоны, выявить
трудности, барьеры.

Обобщив опыт разработки метода проектов, можно
выделить следующие этапы:

Поиск проблемной области: обсуждение
проекта — это совместная работа, обмен мнениями,
согласование интересов. Педагог на этом этапе
должен корректировать ход мыслей, выдвижение
идей. Для бесконфликтного согласования
интересов, учителю рекомендуется поставить
чёткие цели и добиваться их принятия учащимися,
помня, что детям нужны ориентиры. Им нужно знать,
какова структура проблемы, какие потребуются
сведения и как их можно добыть. Учителю
предлагается помочь в следующем: имеющиеся
знания о исследуемой проблемной области тезисно
зафиксировать в тетради; выяснить, какая
потребуется информация, как, когда и где можно её
найти.

Стимулирование идей: вопросы,
проблемы для учащихся, стимулирующие выдвижение
наиболее интересных идей, но в тоже время реально
осуществимых. Создать условия для доверительной
атмосферы. Для оценивания предложений нужно
вести деловой разговор и критику по существу.

Необходимо правильно подобрать,
сформулировать тему проектной деятельности.
Различают открытые и закрытые формулировки темы
проекта. Открытая даёт большую степень свободы в
способах решения проблемы, позволяет ученику
больше экспериментировать. Закрытая
формулировка темы предлагает чёткое конкретное
обозначение того, что будет сделано.

  • Целеполагание:
  • педагог помогает учащемуся
    выбрать наиболее актуальную и посильную для него
    задачу.

  • Разработка проекта:
  • план деятельности по
    достижению цели.

  • Выполнение проекта:
  • практическая часть

  • Заключительный этап:
  • учащиеся осмысливают
    полученные данные и способы достижения
    результата; подготовка и обобщение материала для
    презентации; определить удовлетворенность
    выполненной работой; выявить самооценку

  • Защита проекта:
  • способствовать обмену
    мнениями и дискуссиям, возникающим после
    проведённой презентации; выработать совместно с
    учащимися возможные перспективы продолжения
    работы над этим проектом, пути перехода к работе
    над следующим проектом и предварительные сроки.

Взаимодействие участников
образовательного процесса в проектной
деятельности:

  1. Ученик определяет цель деятельности — учитель
    помогает;
  2. Ученик открывает новые знания — учитель
    рекомендует источники знаний;
  3. Ученик экспериментирует — учитель раскрывает
    возможные формы и методы эксперимента;
  4. Ученик выбирает — учитель содействует
    прогнозированию результатов выбора;
  5. Ученик активен — учитель создаёт условия для
    проявления активности;
  6. Ученик субъект обучения — учитель-партнёр;
  7. Ученик несёт ответственность за результаты
    своей деятельности — учитель помогает оценить
    полученные результаты и выявить способы
    совершенствования деятельности.

Научное общество ССОШ

ПОЛОЖЕНИЕ о научном обществе учащихся и
учителей ССОШ

Научное общество учащихся (далее Общество) -
добровольное творческое объединение учащихся,
стремящихся совершенствовать знания в
определённой области науки, искусства, техники и
производства, развивать свой интеллект,
приобретать умения и навыки
научно-исследовательской и опытнической
деятельности под руководством учёных, педагогов
и других специалистов.

Цель:

познание окружающего, видеть
«удивительное в обыденном»

Задачи Общества:

  • формирование единого научного сообщества со
    своими традициями;
  • раннее раскрытие интересов и склонностей
    учащихся к научно-поисковой деятельности;
  • профессиональная ориентация учащихся;
  • углубленная подготовка членов общества к
    самостоятельной исследовательской работе;
  • создание условий для вовлечения в коллективную
    поисково-исследовательскую деятельность
    учащихся разных возрастов для их совместной
    работы с профессиональными исследователями;
  • проведение исследований, имеющих практическое
    значение;
  • разработка и реализация исследовательских
    проектов;
  • пропаганда достижений науки, техники,
    литературы, искусства.

Содержание и формы работы:

  1. Организация и проведение исследовательских
    работ
  2. Разработка и реализация межшкольных
    научно-исследовательских проектов
  3. Организация лекториев по темам проектов
  4. Проведение заседаний и научных конференций
  5. Создание бригад для решения конкретных
    исследовательских задач
  6. Публикации статей и выпуск листовок
  7. Изготовление видео-пособий, учебных пособий

Членство в обществе

Участвовать в работе Общества могут ученики и
учителя школы, сотрудники учреждений

Состав научного Общества ССОШ

  • Председатель научного Общества — Дорогая
    Надежда Михайловна учитель географии и экологии
    высшей категории, руководитель общественной
    организации «Голубая планета», эксперт НПК
    «Шаг в будущее»
  • Сопредседатель — Плахутина Татьяна ученица 9
    класса, дипломант II степени улусной
    научно-практической конференции «Шаг в
    будущее» 2008 г.
  • Коскина Светлана Григорьевна — заместитель
    директора по научно-исследовательской работе,
    учитель черчения, ИЗО, природоведения.
    Председатель КДН и ЗП п.Солнечный
  • Тобонов Евгений Викторович — учитель ин.языка,
    молодой специалист. Участник региональных,
    республиканских и всероссийских
    научно-практических конференций «Шаг в
    будущее»
  • Заланская Елена Юрьевна — учитель истории и
    обществоведения первой категории, общественный
    инспектор по правам ребёнка
  • Шапочка Лариса Григорьевна — учитель
    технологии 1 категории, руководитель
    методического объединения
  • Чемова Марина Аркадьевна — социальный педагог,
    библиотекарь
  • Заключение

    Проект — это цель, принятая и освоенная детьми,
    актуальная для них, — это детская
    самодеятельность, это конкретное практическое
    творческое дело, поэтапное движение к цели, это -
    метод педагогически организованного освоения
    учащимися новых знаний, это звено в системе
    воспитания. В цепи развивающей личности
    программы.

    Учитывая возрастные особенности учащихся, не
    следует ставить перед ними слишком отдалённые
    задачи, требовать охватить одновременно
    несколько направлений деятельности. Но
    индивидуальные кратковременные проекты могут
    быть объединены в определённую систему -
    сложные длительные проекты или программы.
    Спецификой проекта является его комплексный
    интегрированный характер.

    Взаимодействие участников образовательного
    процесса в проектной деятельности вырабатывает
    у ребят чувство ответственности и
    самостоятельности. Педагог должен уметь
    исследовать разные проблемы, находить любые
    ответы и уметь научить этому детей.

    Литература

    1. ж-л Директор школы №9 2008 г. /А.Савенков/
    2. Матяш Н.В. Проектная деятельность школьников. -
      М.: Высшая школа, 2000.
    3. Нельке Матиас. Техника креативности. — М.:
      ОМЕГА-Л, 2006.
    4. Чечель Н.Д. Управление исследовательской
      деятельностью педагога и учащегося в
      современной школе. — М.: 1998 г.
    5. Щуркова Н.Е. Педагогическая технология. -М., 1999
      г.

    Приложение.

    Следующий: