Система оценки знаний, умений и навыков учащихся с девиантным поведением, обучающихся в школе закрытого типа

Несмотря на все изменения, которые
претерпевает система образования, ведущей
формой школьного обучения и воспитания
по-прежнему остаётся урок. Это центральный
компонент деятельности учителя, так как именно с
урока начинается учебно-воспитательный процесс,
на уроке происходит развитие ученика,
формирование его умственной и нравственной
культуры. Урок и внеурочная деятельность
подчинены триединой цели: обучению, развитию,
воспитанию. Если первые две можно определить,
запланировать, методически обеспечить, то с
третьей целью всё намного сложнее. Достаточно
трудно определить, достигнута ли эта цель на
уроке или нет, так очень сложно понять, повлияли
ли на ребёнка какой-либо момент или действие, что
он стал меняться в лучшую сторону. Особенно
трудно это осуществить с учащимися, обучающимися
в школах для детей с девиантным поведением, так
как, по словам Лизинского В. М. [1, с.52], “совершенно
точно известно, что три вещи всегда отрицаются
воспитанниками: насильственное воспитание (вам
же добра желают, а вы…), вербальное воспитание
(когда учитель берёт на себя окаянство
воздействовать на учеников словом, не зная, а
любят ли его ученики, а является ли он для них
авторитетом, а будет ли за словом дело) и
воспитание криком”.

Важными на уроке являются психологический
климат, учёт возрастных особенностей
воспитанников, толерантное отношение к учащимся,
стимулирование ситуации успеха, использование
оценки только в интересах ребёнка. Урок должен
быть личностно-ориентированным, то есть
строиться с учётом личностных особенностей
воспитанников, создания атмосферы для
проявления этих особенностей.

Говоря об учебном мониторинге (см. книгу
“Мониторинг качества учебного процесса:
принципы, анализ, планирование” [3]) выделяют
различные уровни:

- минимальный уровень (набор шаблонных заданий,
обязательных для решения всеми);

- общий уровень (задачи, представляющие собой
комбинации подзадач минимального уровня с
явными ассоциативными связями);

- продвинутый уровень (задачи, являющиеся
комбинациями подзадач минимального и общего
уровней, связанных явными ассоциативными
связями.)

Для спецшкол закрытого типа, работающих с
детьми и подростками девиантного поведения,
основными являются, безусловно, минимальный и
общий уровень.

Оценка в данных школах выражает не только
знания учащихся, но их активность, стремление к
познавательной, учебной деятельности.

Кроме того, следует помнить, что функция оценок
может быть разная. Оценочная система строится на
различных типах ориентации.

Во-первых, социальная. В этом случае при
выставлении оценки результат учащегося
сравнивается с установленными нормами, в этом
случае рост достижений слабых учащихся, их
личный прогресс не учитывается.

Во-вторых, индивидуальная. Индивидуальный тип
оценки подразумевает сравнение текущего ответа
учащегося с прошлым состоянием его учебной
деятельности. В этом случае любое повышение
качества работы слабоуспевающими учащимися
оценивается положительно. Следует отметить, что
у большинства данных учащихся несколько
завышенное требование к постановке оценки. Они
считают, что даже просто работа в тетради или
выход к доске должны оцениваться положительно.
Если же этого не происходит и учитель, как им
кажется, занизил оценку, может быть
спровоцирована агрессия. Поэтому задача учителя
создать рабочую обстановку, не потерять хотя бы
маленького интереса к учёбе, но в то же время не
завышать оценки, выставлять объективный балл,
который соответствует знаниям учащихся.
Выставляя оценку необходимо ориентироваться на
индивидуальную относительную норму в оценке,
когда определённой точкой отсчёта становится
сам учащийся, особенности его учебной
деятельности. Важно создать положительный
эмоциональный фон оценочной ситуации независимо
от того, какую оценку получает ученик, кроме того,
необходимо искать оптимальные методы и формы
поощрения, осторожно использовать отрицательные
оценки.

Конечный результат урока нельзя сводить только
к качеству знаний, умений и навыков, важен не
результат сам по себе, а пути его достижения, та
морально-психологическая обстановка, которая
возникает на уроке, помогает учащимся преодолеть
страх перед ошибкой, собственным незнанием.

Трудность состоит в подготовке таких заданий,
которые будут учитывать особенности знаний,
темпа работы разных учащихся. Кроме того, оценка,
как советуют методисты, должна выставляться не
за всю работу, а за различные этапы работы.
Например: учащийся, выполняя даже несложную
работу, основанную на списывании, допускает
много ошибок вследствие невнимательности. Если
всю работу оценить “2”, то через несколько
занятий обязательно возникнет вопрос: зачем мне
работать, если я всё равно получу двойку. Поэтому
намного целесообразнее разделить работу на
этапы: работа с упражнением, запись диктуемых
учителем словосочетаний с опорой на доску — и за
каждый этап выставлять в тетради оценку.

Методика подачи материала в школах для детей с
девиантным поведением, с одной стороны,
основывается на традиционной методической
системе, с другой – имеет целый ряд особенностей,
так как предполагает самые различные варианты
заданий: от выполнения полноценных упражнений до
элементарного списывания текста.

Лизинский В. М. предлагает: “Если ученик не
справляется с учебными заданиями, по отношению к
нему следует отменить текущие оценки до того
момента, пока он сумеет выйти на положительный
уровень” [1, с. 72] Следует помнить и то, что
неудовлетворительная оценка должна
выставляться за знания, а не за дисциплину.
Однако нельзя выставлять удовлетворительную
оценку только за присутствие, для того, чтобы
обеспечить видимость успеха. Легко доставшаяся
оценка развращает учащегося, заставляет его
переоценивать собственные знания, умения и
навыки.

Работая в специальных школах для детей с
девиантным поведением, следует помнить, что при
проведении мониторинга должны учитываться не
столько оценки, сколько знания учащихся. Замер
оценок, результатов контрольных работ не должен
являться самоцелью. Важно проводить углублённый
анализ и вырабатывать системные меры по
коррекции. Важно учитывать и то, что порой
успешность ученика может не проявляться в
оценке, особенно речь идёт о двойке, так как
разброс количества ошибок в работе на “двойку”
довольно велик. Одну и ту же оценку получит и
учащийся, допустивший 5 орфографических ошибок, и
тот, кто сделал 15 ошибок, так как “единица” в
практике работы учителей практически никогда не
выставляется. Оценивая успешность или
неуспешность учащихся, важно определить
временное и содержательное отставание, то есть с
одной стороны, выявить все те темы, по которым
учащийся имеет пробелы, а с другой – определить
тот временной промежуток, который потребуется
для ликвидации пробелов данного учащегося.

Основным при работе с воспитанниками остаётся
предметная уровневая дифференциация. Опыт
показывает, что большинство учащихся имеют
невысокий уровень обученности, они легко
усваивают конкретные знания: факты, сведения,
понятия с невысокой степенью обобщения. Однако
процесс усвоения абстрактных понятий, выявление
причинно-следственных связей, как правило,
бывает затруднён. Исходя из этого, важно найти те
обучающие технологии, дифференцированные
задания, которые помогли бы решить эти проблемы.
По каждой теме должны быть разработаны
дифференцированные задания не менее трёх
уровней. При объяснении нового материала
необходимо использовать как можно больше
наглядных средств обучения. Визуальный метод
поможет лучше сконцентрировать внимание детей;
используя наглядность, средства ТСО легче
преподать материал учащимся с проблемами
внимания. Работая в подобных классах, необходимо
помнить, что работа в данных группах требует
постоянной смены деятельности для актуализации
внимания.

Используя в работе всё выше перечисленное,
можно добиться определённых успехов в обучении.
Однако, на мой взгляд, глубоко заблуждаются те,
кто считает, что в процессе реабилитации все
учащиеся должны добиться положительных
результатов, выраженных в положительной оценке.
Задача педагогов – показать успешность
учащегося, его динамику в обучении.

В процессе анализа работы по русскому языку
была составлена диаграмма успеваемости
учащихся, которая показала степень усвоения
учащимися учебного материала.

Данная диаграмма не претендует на научность, но
всё-таки ясно показывает, что при
систематической работе уровень грамотности
учащихся повышается. В диаграмме не отражены
оценки, которые получили воспитанники (хотя
следует отметить, что почти у всех оценка
является неудовлетворительной). Были посчитаны
ошибки, допущенные при написании контрольных
диктантов. Максимальное количество ошибок взято
за 100%. И хотя оценка почти ни у кого не изменилась,
но ясно видно, что количество ошибок уменьшается.

Таким образом, дифференцированное обучение,
оценочная система, построенная не только на
социальной ориентации, но и учитывающая
индивидуальные особенности ребёнка, поможет
создать на уроке ту ситуацию успеха в учебном
процессе, которая наиболее благоприятна для
воспитанников.

Литература

1. Лизинский В.М. Приёмы и формы в учебной
деятельности. — М.: Центр “Педагогический поиск”,
2004. – 160 с.

2. Личностно-ориентированный урок:
конструирование и диагностика:
учебно-методическое пособие / Под ред. М.И.
Лукьяновой. – М.: Центр “Педагогический поиск”,
2006. – 176 с.

3. Мониторинг качества учебного процесса:
принципы, анализ, планирование/ авт.-сост. Г.П.
Попова и др., — Волгоград: Учитель, 2007. – 124 с.

4. Никишина И.В. Диагностическая и методическая
работа в образовательных учреждениях. –
Волгоград: Учитель, 2007. – 91 с.

5. Шоган В.В. Технологии
личностно-ориентированного урока:
учебно-методическое пособие для учителей,
методистов, кл. руководителей, студентов пед.
учеб. заведений, слушателей ИПК. – Ростов-на-Дону:
изд-во “Учитель,, 2003. – 160 с.

Следующий: