Система обучения учащихся на уроках литературы

Увы! Чего не мог
постигнуть ты душой,
не объяснить тебе
винтом и рычагами
. (Гете.)

. . . Было начало нового учебного года. Были
распланированы уроки, даны опережающие задания:
прочитать, рассмотреть, продолжить знакомство. . .

В 5-м классе мы путешествовали с Летчиком и
Маленьким принцем, в 6-м — с Митрашей и Настей, с
героями произведений Ж. Верна, говорили о влиянии
взрослых на судьбы людей, об ответственности за
будущее планеты, находили сокровища, которые
людям надо беречь: «честность»,
«взаимовыручка», «природа»,
«знания», «доброта». Мы освоили такие
формы урока, как урок-исследование,
урок-спектакль, урок-конференция. Мы научились
обсуждать прочитанное, увиденное, не боясь
спорить, объяснять свою позицию. Главное, наши
уроки строились на взаимном доверии друг к другу,
в духе комплементарности.

И вдруг . . . 7 класс. Мои дети изменились, как Кай
из сказки Андерсена «Снежная королева».
Кто-то разбил зеркало, множество осколков
разлетелось по миру, принеся зло. Несколько
попало в Воронеж. . . Моими учениками был поднят
вопрос: «Мы говорим одно, а делаем другое. Нам
не помогают такие уроки, они не нужны. Мы
рассуждаем о благородстве, о доброте, о внимании
к людям, но за пределами школы мы хуже, чем вы о
нас думаете». Да, они повзрослели, столкнулись
с непонятными ситуациями, кто-то с
предательством, завистью; они услышали мнение
других взрослых (не учителей), сверстников (не
одноклассников), увидели различие. «Мы познаем
культуру, а нужно ли нам это? Люди живут неплохо и
без этих знаний». Они пришли ко мне с вопросом:
«Как жить?» Мне захотелось прочитать
стихотворение:

Два мира есть у человека:
Один, который нас творил,
Другой, который мы от века
Творим по мере наших сил. (Н. Заболоцкий.)

Да, я понимала их растерянность. Они оказались
как бы в разных мирах: в одном были мы и наши
уроки, в другом — окружающая среда. Эти миры у
некоторых не просто не пересекались, они были
параллельными. И тогда нами были подняты те
вопросы, ответив на которые, мы не просто
«сотворили бы наш мир», научились бы
управлять им, но и смогли бы ориентироваться в
обществе. А передо мной встал выбор: с помощью
каких технологий, методик научить своего ученика
адаптироваться к жизни в социокультурном
пространстве?

Для формирования системы знаний, нравственного
становления личности, развития гражданской
позиции был выбран системный подход,
обеспечивающий разностороннее развитие ребенка.
Такой подход позволяет раскрыть своеобразный
путь литературного героя, определяющий роль и
значение человека в решении проблем своей личной
жизни, своего Отечества.

Литература — предмет, который располагает
воспитательными возможностями через усвоение
программного материала. Современному человеку
необходимо знать историю отечественной и
зарубежной литературы, понимать, как разрешали
нравственные проблемы авторы и герои
классических произведений. При этом ученик
должен осознавать, что человек, носитель
определенной культуры, обретает духовность не
только в процессе познания. При развитии
личности ребенка необходимо обеспечить
синхронное функционирование как системы
обучения (расширение информации), так и системы
воспитания (формирование
эмоционально-ценностного отношения), бережного
отношения к культурному наследию прошлого и
настоящего.

Прежде всего, учитель — это воспитатель. В
настоящее время воспитание является
приоритетным направлением в образовательном
процессе. Становится понятным, что
учитель-гуманитарий занимает ведущее место в
школьной жизни.

Мы считаем важным воспитание в детях доброты,
ответственности за себя, своих близких, за свой
жизненный выбор. Воздействуя только на ум
ребенка, такой цели достичь невозможно.
Необходимо призвать на помощь его чувства,
затронуть его душу. Для этого на уроках звучит
музыка, используются репродукции художников, что
позволяет учащимся раскрыть все лучшие и добрые
черты своего характера.

Модель обучения знаниям на уроках литературы
разработана нами на основе целей
социально-гуманитарного образования,
обозначенных для развития общества и школы на
современном этапе исторического времени:

  1. Формирование у учащихся адекватного их уровням
    знаний целостногпредставления о культуре
    общества и о месте человека в нем.
  2. Воспитание патриотизма, гуманизма, свободы,
    ответственности засудьбу Родины.
  3. Ориентация учащихся на нравственные ценности
    общества.
  4. Развитие у учащихся познавательного интереса к
    будущему развитиюкультуры через прошлое и
    настоящее в литературе.
  5. Содействие становлению активной жизненной
    позиции учащихся.

Каждый урок литературы превращается в урок
жизни. Мы стараемся, чтобы мир воспринимался
учащимися в целостности. Для этого были
предприняты следующие действия:

1). Была апробирована модель интегрированных
уроков (литература — биология; литература -
экология в соавторстве с учителем высшей
категории Т. А. Козыренко; история — литература в
соавторстве с учителем высшей категории В. И.
Поплавской). Каждый из уроков велся
учителями-предметниками совместно: это
способствовало профессиональному освещению
своего предмета, расширению кругозора учителя и
учащихся, возможности предоставления
нравственного выбора учащимися. Взаимодействие
учителей положительно сказывалось на обучении и
воспитании школьников, так как были разработаны
единые требования, выбраны одинаковые формы
ведения как интегрированных уроков, так и
самостоятельных.

Например, интегрированный урок по истории и
литературе на тему “Движение декабристов”
предполагает следующие цели:

  1. Рассказать о дальнейшей судьбе участников
    движения, доказать, что подавление восстания не
    сломило их.
  2. Раскрыть значение деятельности декабристов для
    последующих поколений.
  3. Показать мужество декабристов и их жен,
    самоотверженность, бесстрашие.
  4. Научить учащихся самостоятельно работать с
    дополнительной литературой по теме.
  5. Научить обобщать материал из разных источников.
  6. Показать многообразие жанров произведений о
    декабристах и созданных самими декабристами.
  7. Выяснить отличие художественной литературы от
    научной.

Данный урок проводится в форме семинара. Все
вопросы, предложенные учителями, решаются с
учетом исторического и литературного планов.

  1. Загадки в движении декабристов.
  2. Казненные декабристы.
  3. Жизнь декабристов в ссылке.
  4. Восстание декабристов в литературе и искусстве.
  5. Жены и дети декабристов.

Читая научно-популярную и художественную
литературу к семинару, ученики сделали для себя
открытие, что в движении декабристов много
загадок и с исторической, и с литературной точек
зрения. Ведь большинство декабристов были не
только мужественными, но и талантливыми людьми.

Такие уроки показали учащимся, что знания,
которые они получают, не оторваны от жизни,
взаимосвязаны.

Как объяснить проведение интегрированных
уроков биологии и литературы, предметов, которые,
на первый взгляд, вовсе не совместимы? Во-первых,
биология – наука о природе, а природа всегда была
источником вдохновения для художников,
композиторов, писателей и поэтов. Во-вторых,
некоторые темы (экологические проблемы в
современной публицистике) сами предполагают
освещение с позиции биолога и литератора.

2). С 7-го класса систематически уроки
моделируются с учетом групповой
работы учащихся. Ученики могут проявить себя как
думающие, интеллектуальные и
духовно-нравственные личности. Например, при
изучении повести
Лермонтова «Княжна Мери» (роман «Герой
нашего времени») одна группа готовила материал
об отношении Печорина с Грушницким, другая — с
Вернером, третья — с женщинами, четвертая
рассматривала роль пейзажа в произведении, пятая
подбирала музыкальное сопровождение к эпизодам.
Группы были созданы с учетом индивидуальных
особенностей учащихся (у одних лучше получается
работать с текстом, у других — обобщать, третьи
обладают актерским мастерством, четвертые -
талантом лидера). Проведение такой работы
позволило обстоятельно говорить о характере
Печорина.

3). Часто формулировка темы урока заключает в
себе вопрос, требующий раз решения. На уроках
предлагаются проблемные задания, побуждающие
учащихся определить свою жизненную позицию.
Когда дети задумались над несоответствием
«слова» и «дела», то их познакомили с
необычной формой урока — судом. (Параллельно
урокам литературы шли факультативные
занятия по риторике, дети знакомились с видами
ораторской речи, в том
числе и судебной). Было выбрано произведение М. Ю.
Лермонтова «Песня. . .
про купца Калашникова».

За две недели дети получили роли (адвоката,
прокурора, судьи, присяжных заседателей,
Калашникова, соседок, Алены Дмитриевны, Ивана
Грозного), подготовили речи. Урок прошел
интересно, хотя к окончательному решению ученики
не смогли прийти. Они оправдали купца
Калашникова, так как он защищал нравственные
ценности: любовь, семью, свою честь; остался
честен перед собой и государем; но все же не
простили ему убийства. Для лучшего понимания
произведения и ситуации, изложенной в нем, на
уроке звучал исторический комментарий. На
подобных уроках ученики, наряду с детальным
изучением текста, имеют возможность заявить свое
мнение, проявить актерское мастерство, развить
умение владеть собой в различных ситуациях.
Также у учеников складывается представление о
русском национальном характере, о его духовной
мощи.

4). Уже стало обычным сравнивать изучаемые
тексты с изученными ранее, находить сходство и
различие в разрешении одной проблемы, поднятой
писателями разных веков, направлений. Так, урок
по рассказам И. А. Бунина мы назвали «Я вас
любил. . . «, а разговор о любви вели, привлекая
не только его строки, но и стихотворения А. С.
Пушкина, М. Ю. Лермонтова, вспомнили «Повесть о
Петре и Февронии Муромских». На уроках мы
говорим о нравственной позиции как героев
произведений, так и их авторов.

5). Изучая классические и современные
произведения, можнонайти следы знакомства их
авторов с мифологией, Библией,
древнерусскойлитературой, подсознательного
переосмысления многих известных сюжетов.

Поэтому на уроках обращаемся к
мифологическому, библейскому, древнерусским
текстам, рассматриваем влияние прошлого на
будущее через настоящее.

Изучение творчества Н. А. Заболоцкого мы
завершаем чтением стихотворения “Завещание”
(1947). Наша задача: понять его основную мысль,
рассматривая лексическое значение слова
“завещание”. Что же мог передать поэт своим
потомкам в наследство? Прежде всего, свой опыт
познания взаимоотношений человека и природы.

Я не умру. Дыханием цветов
Себя я в этом мире обнаружу.
Многовековый дуб мою живую душу
Корнями обовьет, печален и суров.

В стихотворении отражена вера Заболоцкого в то
же, во что верили древние славяне: душа человека
после смерти переселяется в дуб, благословенное
дерево. А так как дерево у славян считалось
символом мироздания, то Заболоцкий учил своего
“далекого правнука” понимать природу и
оберегать ее, ведь человек и природа – единое
целое.

О, я недаром в этом мире жил!
И сладко мне стремиться из потемок,
Чтоб, взяв меня в ладонь, ты, дальний мой потомок,
Доделал то, что я не довершил.

На таких уроках мы говорим и об охране
памятников. Д. С. Лихачев, вводя термин
«экология культуры», предостерегал, что
погибшие памятники, хотя и восстановленные, уже
не являются памятниками, потому что лишаются
документальности.

6). Положительные эмоции дети могут получить не
только на уроках. Своеобразным продолжением их
является посещение театральных постановок по
изученным произведениям, музеев известных
писателей. В то же время и урок можно провести как
спектакль или заочную экскурсию по местам,
связанным с жизнью и творчеством авторов
произведений.

Для того чтобы воспитательные цели не
оставались недостижимыми, изменена система
воспитания: задания учащимся продумывались с
учетом их индивидуальных, возрастных
особенностей, в соответствии с их желаниями и
внутренними потребностями, так как подлинное
обучение и воспитание — это не принудительное
наставление неподготовленного,
невосприимчивого разума. Учителю необходимо
пробуждать интерес к познанию, создавать
ситуации стремления к духовному росту.
Спланированные таким образом уроки развивают у
учащихся не потребительское, а
активно-творческое отношение к жизни. В процессе
работы происходит формирование духовного мира
ученика.

Воспитание — открытая система, которая не дает
результатов сразу. Мои дети уже в одиннадцатом
классе. «Осколки зеркала» постепенно
выпадают из их глаз. Учащиеся стараются
воспринимать жизнь во всех ее проявлениях («. . .
принимаю тебя, неудача, и удача, тебе мой
привет»), умеют противостоять ей, выдвигают
свои решения, разбираются в проблемах. Ученики
все чаще говорят о том, что они стремятся хранить
в себе Человека. Я думаю, что моя «педагогика
гармонического развития» тоже способствовала
этому. Приятно читать детские сочинения,
написанные в разные годы обучения.

«Мне кажется, что причины снижения
отзывчивости людей заключаются в том, что
сегодняшние люди потеряли многие ценности своей
души, передаваемые от родителей к детям как самое
драгоценное наследство. Но никогда не стоит
отчаиваться. Человеку необходимо быть
отзывчивым и добрым, чтобы найти в себе силы и
волю помогать всем, кто в этом нуждается». (П.
Наталья).

«В самом человеческом обществе произошли
глубокие изменения. Люди ожидают от каждого
человека только негативных действий. Они боятся
проблем, не могут позволить себе лишние
хлопоты». (Х. Людмила).

«У нас нет общей цели, которая объединила бы
всех и заставила думать не только о себе, но и об
окружающих». (П. Александр).

«Слово «милосердие» означает доброе
сердце, которое отзывается на боль, горе,
страдание другого человека. Общими усилиями
человечество сможет вернуть благородство в наши
сердца, и милосердие будет согревать нашу
жизнь». (Г. Виктория).

«Хочется, чтобы общество было добрее,
терпимее друг к другу, люди умели выслушать и
посочувствовать нуждающимся, ведь помощь не
обязательно должна быть какая-то
материальная». (П. Екатерина).

«Пусть даже будут плохие времена, Родину я
буду защищать, так как здесь моя семья, дом,
друзья, природа, к которым я привык и не смогу
забыть никогда». (Я. Вячеслав).

«Для меня Родина — мать. Моя Родина — Россия. Ей
нельзя изменить, потому что Родина может не
простить, а если даже простит, то человека будут
мучить совесть и чувство незащищенности. В конце
концов, Родина — это, как правило, жизнь. . . » (Р.
Марина).

«Родина — это самое счастливое место в
душе». (Ч. Алексей).

Ученики не только дают оценку происходящему, но
и пытаются его изменить.

Мне нужны мои уроки. Они нужны мне, чтобы
сохранить веру в те задачи, с которыми мы
приходим в школу, они нужны моим детям, чтобы
сберечь культурные ценности, передаваемые из
века в век, помогающие людям выжить.

Следующий: