Система методов и форм обучения на уроках истории и обществознания


В настоящее время очень важным является развить познавательный интерес
учащихся к предмету, сформировать способности к самообразованию и самоконтролю,
развить логическое мышление, воображение, навыки научно-исследовательской
деятельности, умение работать с документальными материалами, формировать
коммуникативные способности. На пути решения этих актуальных задач учитель
должен совершенствовать и развивать приемы и методы обучения, делать их
разнообразными и учитывающими интересы каждого отдельно взятого ребенка.



По источнику знаний применяются следующие методы: на основе логических
операций – индуктивный (от фактов – к теоретическим выводам), аналитический и
др.; по дидактическим целям – методы изучения материала, закрепления, проверки
знаний; в обучении – словесные, наглядные, практические.



По характеру познавательной деятельности преобладают;
объяснительно-иллюстрационный, репродуктивный, проблемного изложения,
частично-поисковый и исследовательский.

Очень важны приемы учебной деятельности учителя и учащихся. Приемы бывают
письменно-графические, к ним относятся составление календарей событий, таблиц,
планов, логических схем, заполнение контурных карт. Часто я использую на уроках
прием работы с учебником, с печатно-словесными текстами. Например, учащиеся
анализируют документы в хрестоматии или в учебнике, составляя синхронистическую
таблицу.



Занятия с учащимися имеют различные формы и виды:

  1. Школьная лекция – форма учебных занятий в старших классах, в которой
    учитель дает глубокое, целостное, логически стройное изложение основного
    фактологического и теоретического материала. Лекции целесообразно
    использовать, открывая или завершая тематический блок. Подобные лекции
    содержат минимум фактологического банка данных, знакомят старшеклассников с
    исходными теоретическими положениями. Они способствуют пониманию темы,
    осмыслению конкретных исторических фактов или, наоборот, систематизируют,
    обогащают вопросы темы, поднимают их до уровня проблемного анализа,
    актуальных суждений и выводов – оценок. В наиболее подготовленных классах
    перед началом лекции я поручаю составить логические схемы, таблицы, чтобы
    они отражали фактологический материал.
  2. Лабораторное занятие – форма учебной деятельности, в ходе которой
    организуется самостоятельное изучение школьниками нового материала по
    учебнику или первоисточникам. При этом деятельность учителя сводится к
    организации процесса обучения и его консультирования. Обычно перед началом
    лабораторного занятия ученики получают карточки, где указаны все необходимые
    данные источника, а также даны познавательные задания с четким обозначением
    учебных приемов и средств обучения; направленность обобщающего вывода.
    Задания могут быть на проверку понимания прочитанного (тест с выбором
    ответа, с альтернативными ответами, тест с ограничениями на ответ, календарь
    событий, хронологические задачи), задания на анализ учебного текста, на
    различие фактов и их авторского толкования (развернутый план,
    сравнительно-обобщающая таблица, логическая схема и т.д.), задания на
    аргументацию личных оценочных суждений.
  3. Семинарское занятие – позволяет эффективно организовать познавательную
    деятельность учащихся. Положительными моментами этого типа занятий в формате
    проблемного и развивающего обучения являются то, что здесь учащиеся не
    просто овладевают новыми знаниями и умениями, но и выносят их на
    коллективное обсуждение в классе, после предварительной полготовки дома.
    Этот вид занятия способствует развитию диалогической речи учащихся,
    формирует самостоятельность в работе с первоисточниками. Обычно за неделю до
    проведения семинара я объявляю учащимся тему, даю план, перечень вопросов
    для обсуждения и список литературы. Сильным ученикам предлагаю подумать над
    наиболее сложными вопросами, подготовить небольшие сообщения. В заключении я
    обобщаю главное и объявляю оценки. В кабинете вывешены особые правила
    ведения диспута, которые крайне необходимы для ведения уроков дискуссионного
    характера.
  4. Практическое занятие – форма учебной деятельности, при которой на основе
    ранее полученных знаний и умений школьники решают познавательные задачи,
    представляют результаты своей практической и творческой деятельности или
    осваивают сложные познавательные приемы. Практикумы подразделяются на три
    вида: 1) практическое занятие по развитию познавательных умений; 2)
    практическое занятие по решению познавательных задач; 3) практическое
    занятие по проверке результатов творческо-поисковой деятельности. Например,
    изучая тему “Древняя Греция” по истории древнего мира в 5 классе, я
    предлагаю учащимся следующие познавательные задания: 1) Найдите на цветной
    карте и опишите словами географическое положение Греции. 2) На контурной
    карте найдите Грецию, подпишите ее название, а также названия морей ее
    омывающих. 3) Найдите на карте крупные города Древней Греции и нанесите их
    на карту. На практических занятиях часто мною используются и логические
    задания, активизирующие абстрактно-логическое мышление. Особый интерес
    представляют проблемные задания. В процессе их решения ученики овладевают
    опытом творческой деятельности, т.е. способностью при решении каждой новой
    задачи находить свой оригинальный способ ее решения, опираться на
    собственные знания, умения, догадку и интуицию.
  5. Уроки-диспуты, дискуссии. Эти уроки проводятся мной в старшем звене.
    Первоначально формулируется проблема, представляющая собой констатацию
    различных точек зрения на какую-либо проблему. Учащиеся должны высказать
    точку зрения, которой придерживаются они и аргументировать ее. Например, на
    уроке в 11 классе мною были представлены следующие точки зрения на причины
    “холодной войны”: 1. Причиной “ холодной войны” и гонки вооружений явилась
    империалистическая политика стран Запада и особенно США, стремившихся к
    мировому господству. 2. В росте международной напряженности в равной степени
    виноваты страны социалистического лагеря во главе с СССР и страны Запада во
    главе с США, развернувшие опасное глобальное соперничество в ядерный век.
    Учащиеся должны были выбрать точку зрения более предпочтительную для них и
    привести не менее трех аргументов в защиту своей позиции. К дискуссии
    ученики готовятся дома заранее. Они продумывают, как опровергнуть
    теоретическое положение или защитить ту или иную позицию. На уроках диспутах
    возможно моделирование. На уроке “Объединение земель в Российское
    централизованное государство” ученики класса делятся на группы. Одна
    представляет интересы Ивана Ш, а другая – новгородцев. Группы оценивают
    аргументы спорящих сторон и готовятся объяснить свое отношение к различным
    позициям горожан, собравшихся на вече.
  6. Интегрированные уроки. На них взаимосвязано изучаются темы истории и
    литературы, обществознания и русского языка. Я имею опыт проведения
    интегрированных уроков по истории и литературе по темам: “Отечественная
    война 1812 года” и “Гражданская война в России”, по обществознанию и
    русскому языку по теме “Социальные нормы и нормы русского языка”.
  7. Уроки самоопределения и самореализации. Например, в 10-х классах
    проводила проблемный урок “В чем историческая мудрость князя?”.
    Рассматривалась деятельность киевских князей периода расцвета государства.
    Основной задачей урока было от первичных эмоциональных представлений о жизни
    и деятельности первых Рюриковичей подвести учащихся к взвешенным выводам,
    аргументированным убеждениям в необходимости правителям государства обладать
    определенными моральными и личностными качествами. Обычно этими уроками я
    завершаю тематический блок, подвожу итоги изучения темы на
    личностно-ориентированном уровне.
  8. В старшем звене часть провожу уроки-презентации, пресс-конференции,
    брифинги, интервью, суды, круглые столы, телемосты, симпозиумы.
    На основе собственного опыта реализации вышеизложенных приемов и методов
    обучения, могу сформулировать следующие выводы:
    – процесс обучения – это совместная деятельность учителя и учащихся, когда
    учитель не просто передает информацию ученику, а учит его самостоятельно
    добывать эту информацию и пользоваться ею.
    – учителю необходимо всей своей деятельностью на уроке способствовать
    раскрытию способностей учащихся; активизировать их познавательную
    деятельность.



Следующий: