Система гражданско-патриотического воспитания школы. Активные методы и приемы

Цели и задачи
гражданско-патриотического воспитания.

Современное общество заинтересованно в том,
чтобы граждане были способны самостоятельно,
активно действовать, принимать решения, гибко
адаптироваться к изменяющимся условиям жизни.
Поэтому перед школой стоит задача подготовить
выпускника умеющего:

— самостоятельно приобретать знания, уметь
применять их на практике для решения
разнообразных возникающих проблем, чтобы на
протяжении всей жизни иметь возможность найти в
ней своё место;
— уметь критически мыслить;
— в ситуациях нравственного выбора не забывать о
совести;
— быть комуникабельным, контактным в различных
социальных группах, уметь работать в коллективе.

Решение этих задач в условиях резкой
социальной системы дифференциации, девальвации
духовных ценностей процесс сложный,
многогранный, я бы сказала, тонкий, деликатный,
так как затрагивает сознание, душу человека, а
так же требует определённой парадигмы
образования, рассматривающей ученика как
субъекта деятельности. Использование в учебном и
воспитательном процессе новых педагогических
технологий делает возможным вовлечение каждого
учащегося в активный познавательный процесс.

Понимание гражданско-патриотического
воспитания, на мой взгляд, заключается, в первую
очередь, в формировании нравственных качеств,
так как патриотизм обретает силу в том обществе,
где отношение к его пониманию и восприятию
одинаково для всех граждан, независимо от
занимаемого ими места, где каждый соотносит свои
действия с пользой для общества, осознаёт, что
сегодняшние деяния не выльются в бедствие
завтра.

Исходя из такого понимания необходимо обращать
внимание на воспитание не только патриотизма как
политической любви к Отечеству, но и
морально-нравственной и физической любви, когда
воспитывается любовь к согражданам, желание
делать им добро, любовь к родной речи, желание
жить и трудиться на родной земле. Всё это
присутствует в представленной системе, в формах
работы.

Формирование нравственных ценностей,
способствующих гражданственности,
осуществляется в соответствии с возрастными
особенностями и на основе принципа активности
самих учащихся.

Активность в данном случае является следствием
целенаправленных педагогических воздействий на
организации воспитательного пространства. Все
формы деятельности, представленные в системе
предполагают взаимопонимание и взаимоприятие
учителя и ученика, диалогичность общения,
рефлексию, повышенную эмоциональность.

Теоретическими основами отбора форм, методов и
средств формирования нравственных, гражданских
позиций и качеств были выбраны идеи гуманизма, с
системой целостности, адекватности форм и
методов гражданско-патриотического воспитания
его целям и задачам, интеграции воспитательных
факторов. Среди вариантов работы, которые
способствуют осознанию гражданских
патриотических ценностей российского общества
были выбраны следующие формы, методы и приёмы:
поисково-исследовательская деятельность, игра,
метод проектов.

Так, например, организация выездного
экологического лагеря “Экоимпульс” позволяло
на протяжении 5-и лет активно формировать:

— умение жить, строить отношения в
разновозрастном коллективе;
— заботиться о младших, помогать тому, кто рядом
в данный момент;
— умение работать в коллективе;
— осваивать роль лидера, учиться принимать
решения;
— сознательную творческую, поисковую
деятельность;
— интерес к истории своего края через опыт
поисковой деятельности;
— экологическую культуру.

Представленная мной система
гражданско-патриотического воспитания была
выстроена в школе как часть воспитательной
системы школы и, на мой взгляд, решает задачи, о
которых я писала в начале статьи, на основе
принятия учащимися духовно-нравственных
ценностей.

Система гражданско-патриотического
воспитания школы №15 г. Владимира.

Цель: формирование гражданской культуры —
как определённых нравственных правовых,
политических знаний, помогающих осознать свои
гражданские права и обязанности, а так же
определить место и роль в решении задач, стоящих
перед обществом.


Основные
направления деятельности.

Патриотическое воспитание на
историческом материале.
Нравственное воспитание. Гражданское воспитание. Интернациональное воспитание.
Цель патриотического
воспитания:
формирование патриотического
сознания, чувства верности своему Отечеству,
готовности к выполнению конституционных
обязанностей по защите интересов Родины.
Цель: формирование
нравственных качеств личности учащихся.
Цель: формирование
гражданских качеств личности.
Цель: воспитание осознанного
восприятия исторических знаний о дружбе народов,
их равенстве, солидарности в борьбе с
античеловеческими проявлениями, уважение к
культуре других народов.
1. Классные часы и уроки истории,
посвященные изучению символики РФ.
1. Эколого-краеведческий лагерь
“Экоимпульс”.
1. Элементы самоуправления в
школе (совет командиров).
Евроклуб.
2. Клуб “Патриот” (на базе
кадетского класса).
2. Литературно-музыкальный клуб
“Зелёная лампа”.
2. Участие в конкурсе правовых
знаний “Гражданином быть обязан”.
3. Участие в городских конкурсах
”Знай и люби родной Владимир”,”Героика
Российской державы”,”Ты- Владимирец”.
3. Театральная студия
“Кристалл”.
3. Благотворительные акции:
“Пожилой человек”, “Посылка воину”, концерты в
доме престарелых.
4. Ежегодный марафон “Земля на
которой ты живёшь”.
4. Деятельность пед.классов. 4. Сбор макулатуры.
5. Поисково-исследовательская
работа.

6. Посещение историко-культурных мест
города, страны.

7. Участие в городской военно-спортивной игре
“Зарница”.

8. Участие в конкурсе “Спасите, друзья”.

5. Встреча выпускников школы. 5. Общественное событие
“Экономическая игра”.

Следующий: