Система геологических знаний и умений в содержании Примерных программ начальной школы

Изменения в современном обществе
непосредственно отразились на образовании
школьников. В настоящее время одно из основных
направлений модернизации – внедрение
Стандартов второго поколения. Многие школы на
первой ступени реализуют новый стандарт в
экспериментальном режиме, поэтому уже сегодня
учителям средней школы необходимо знать какие
требования теперь предъявляются к образованию,
как изменилось содержание учебных предметов и
использовать новые подходы в работе. Данные
обстоятельства, а также анализ публикаций по
геологии и методике преподавания географии,
образовательное и практическое значение наук о
Земле обусловливают необходимость рассмотреть
положение геологических знаний в обновленном
содержании начального образования, прежде всего,
предмета “Окружающий мир”.

Начальная школа – принципиально новый
этап в жизни ребенка. Начинается систематическое
обучение в образовательном учреждении,
расширяется сфера взаимодействия с окружающим
миром, увеличивается потребность в
самовыражении.

Начальное образование имеет свои
особенности, резко отличающие его от всех
последующих этапов систематического школьного
образования. В этот период идет формирование
основ учебной деятельности, познавательных
интересов и познавательной мотивации; при
благоприятных условиях обучения происходит
становление самосознания и самооценки ребенка.

Образование в начальной школе
является базой, фундаментом всего последующего
обучения. В первую очередь, это касается
сформированности общих учебных умений, навыков и
способов деятельности [6,7].

Опираясь на природную детскую
любознательность, потребность самостоятельного
познания окружающего мира, познавательную
активность и инициативность, в начальной школе
создается образовательная среда, стимулирующая
активные формы познания: наблюдение, опыты,
обсуждение разных мнений, предположений, учебный
диалог и пр. Младшему школьнику должны быть
предоставлены условия для рефлексии его учебной
деятельности [4].

Перед начальным общим образованием на
современном этапе жизни российского общества
стоят следующие цели: формирование общей
культуры, духовно-нравственное, социальное,
личностное и интеллектуальное развитие
обучающихся, создание основы для
самостоятельной реализации учебной
деятельности, обеспечивающей социальную
успешность, развитие творческих способностей,
саморазвитие и самосовершенствование,
сохранение и укрепление здоровья обучающихся [4].

С этим общим целеполаганием тесно
связаны и цели изучения предмета
“Окружающий мир” в начальной школе:

  • формирование целостной картины мира и
    осознание места в нем человека на основе
    единства рационально-научного познания и
    эмоционально-ценностного осмысления ребенком
    личного опыта общения с людьми и природой;
  • духовно-нравственное развитие и воспитание
    личности гражданина России в условиях
    культурного и конфессионального многообразия
    российского общества.

Специфика предмета “Окружающий мир”
состоит в том, что он, имея ярко выраженный
интегративный характер, соединяет в равной мере
природоведческие, обществоведческие,
исторические знания и знакомит обучающегося с
материалом естественных и
социально-гуманитарных наук, необходимым для
целостного и системного видения мира в его
важнейших взаимосвязях. Основными задачами
реализации содержания предмета являются:

  • формирование уважительного отношения к семье, к
    населенному пункту и региону, в котором
    проживают дети, к России, ее природе и культуре,
    истории и современной жизни;
  • осознание ребенком ценности, целостности и
    многообразия окружающего мира, понимание своего
    места в нем;
  • формирование модели безопасного поведения в
    условиях повседневной жизни и в различных
    опасных и чрезвычайных ситуациях;
  • формирование психологической культуры и
    компетенции для обеспечения эффективного и
    безопасного взаимодействия в социуме [4].

Значение предмета “Окружающий мир”
состоит в том, что в ходе его изучения школьники
овладевают основами практико-ориентированных
знаний о человеке, природе и обществе, учатся
осмысливать причинно-следственные связи в
окружающем мире, в том числе на многообразном
материале природы и культуры родного края.
Предмет обладает широкими возможностями для
формирования у младших школьников фундамента
экологической и культурологической грамотности
и соответствующих компетентностей – умений
проводить наблюдения в природе, ставить опыты,
соблюдать правила поведения в мире природы и
людей, правила здорового образа жизни. Это
позволит учащимся освоить основы адекватного
природо– и культуросообразного поведения в
окружающей природной и социальной среде.

Благодаря интеграции
естественнонаучных и социально-гуманитарных
знаний в рамках данного предмета могут быть
успешно в полном соответствии с возрастными
особенностями младшего школьника решены задачи
экологического образования и воспитания,
формирования системы позитивных национальных
ценностей, идеалов взаимного уважения,
патриотизма, опирающегося на этнокультурное
многообразие и общекультурное единство
российского общества как важнейшее национальное
достояние России. Таким образом, предмет
“Окружающий мир” создает прочный фундамент для
изучения значительной части предметов основной
школы и для дальнейшего развития личности [4,5].

Геологическая составляющая предмета
“Окружающий мир” реализует три классические
цели образования: образовательную, развивающую и
воспитательную. Анализ Примерной программы
позволил конкретизировать данные цели:

1.Образовательная цель. Изучая
основы геологических знаний предмета
“Окружающий мир”, учащиеся овладевают
знаниями
об объектах и явлениях неживой
природы, веществе (соль, вода, природный газ),
твердых веществах, жидкостях и газах, о формы
земной поверхности (равнины, горы, холмы, овраги:
общее представление, условное обозначение
равнин и гор на карте), об особенностях
поверхности родного края, о полезных ископаемых
(в том числе родного края), их значении в
хозяйстве человека, бережном отношение людей к
полезным ископаемым.

Важное значение имеют геологические
знания для понимания хозяйственной деятельности
человека, зависимости его жизни от природы,
этического и эстетического значения природы в
жизни человека, его безопасной
жизнедеятельности. Учащиеся получают знания об
использовании и охране полезных ископаемых в
хозяйстве, профессиях, связанных с геологией.

Помимо знаний, в процессе изучения
геологической составляющей предмета младшие
школьники овладевают некоторыми практическими умениями:
различать и называть объекты живой и неживой
природы, определять природный материал
(природный камень), из которого сделаны предметы
культуры, приводить примеры веществ, различать и
описывать их, наблюдать простейшие опыты по
изучению свойств полезных ископаемых,
характеризовать свойства изученных полезных
ископаемых, различать изученные полезные
ископаемые, описывать их применение в хозяйстве
человека (на примере своей местности), находить и
определять формы рельефа на физической карте
России, различать разные формы земной
поверхности (на примере своей местности),
моделировать формы поверхности из песка, глины
или пластилина, характеризовать (в ходе
экскурсий и наблюдений) формы земной поверхности
своей местности, обсуждать в группах и
составлять рассказ с позиции бережного
отношения к полезным ископаемым края,
характеризовать влияние человека на природные
сообщества, анализировать примеры использования
человеком богатств природы (полезных
ископаемых), приводить примеры зависимости
удовлетворения потребностей людей от наличия
полезных ископаемых, включая потребности
эмоционально-эстетического характера,
анализировать влияние человека на природу,
моделировать ситуации по сохранению природы,
оценивать личную роль в охране полезных
ископаемых.

Следует отметить, что в
эколого-географическом варианте тематического
планирования, составленном по Примерным
программам, указано также на необходимость
формирования таких умений как: сравнивать и
различать природные объекты и изделия, проводить
самостоятельно и оценивать наблюдения
геологических явлений, сравнивать и различать
разные формы земной поверхности, проводить
групповые наблюдения во время экскурсии “Формы
земной поверхности”, исследовать свойства
полезных ископаемых, характеризовать свойства
полезных ископаемых, различать изученные
полезные ископаемые, описывать их применение в
хозяйстве человека (на примере своей местности),
сравнивать свойства горных пород,
подготавливать в группах рассказ о наблюдениях
во время экскурсий в краеведческий музей с
позиций бережного отношения к полезным
ископаемым, оценивать влияние современного
человека на природу, участвовать в диспуте по
данному вопросу.

Особое внимание уделяется
“информационной грамотности”, т.е. совокупности
умений работы с информацией. Учащиеся учатся
работать с различными источниками знаний
(натуралии, учебники, таблицы, схемы, графы, карты,
видеофильмы, Интернет и т.д.) и извлекать из них
знания, т.е. овладевают общеобразовательными
умениями: наблюдать геологические явления и
процессы, наблюдать простейшие опыты по изучению
свойств полезных ископаемых, выполнять задания
во время экскурсий в природу и краеведческий
музей, беседовать с родителями и сверстниками,
извлекать, анализировать, организовывать и
преобразовывать информацию из различных
источников знаний, пересказывать и обсуждать
полученные сведения.

2. Воспитательная цель. Большое
значение имеет воспитательный аспект
геологических знаний. Благодаря геологическим
знаниям об исчерпаемости полезных ископаемых у
школьников формируется бережное отношение к
природе и ее богатствам. Учащиеся приобретают
сведения о рациональном использовании природных
ресурсов, получая, таким образом, основы
экологического воспитания. Большое значение
геологическая составляющая имеет и для
патриотического воспитания школьников.

3. Развивающая цель. Геологические
знания и умения, как и другие, способствуют развитию
всех познавательных процессов: речи, мышления,
памяти, внимания, воображения, восприятия. При
подготовке, например, ответа на поставленный
вопрос любой степени сложности включается
восприятие, внимание, воображение и мышление.

Специфика геологии позволяет усилить
деятельностный компонент начального
образования. При формировании геологических
умений учащиеся включаются в различные виды
деятельности: познавательную, практическую,
исследовательскую и т.д., что также способствует
развитию ребенка. Но главное заключается в том,
что геологические знания и умения способствуют
развитию мировоззрения учащихся. Своими
теоретическими и фактологическими данными
геология свидетельствует о материальности мира,
научно объясняет стихийные и катастрофические
явления в природе, происхождение и эволюцию
различных оболочек Земли.

Анализ Примерной программы показал,
что геологические знания и умения предмета
“Окружающий мир” тесно связаны с
геоморфологическими знаниями, образуя единую
геолого-геоморфологическую систему знаний.
Система рассматриваемых знаний и умений
разделяется на группы. В выделении составляющих
системы геолого-геоморфологических знаний и
умений мы опираемся на исследования Душиной И.В.
и Муги О.В. [1,2,3]. Согласно их представлениям и
разделам геологической науки, выявлены группы
геологических знаний и умений (табл. 1).

Таким образом, анализ системы
геологических знаний и умений предмета
“Окружающий мир” начальной школы показал, что
геологические знания и умения – необходимое
составляющее данного предмета. Геологическая
составляющая решает три образовательные задачи.
Исключительно важна мировоззренческая и
воспитательная роль учебного геологического
материала, позволяющего формировать у учащихся
диалектико-материалистического взгляды на
природу, так как фактические данные и
теоретические обобщения наук о Земле имеют не
только познавательное значение, но также играют
большую роль в формировании мировоззрения.
Изучая геологический материал, младшие
школьники убеждаются в огромном практическом
значении геологических знаний для добычи
полезных ископаемых, для строительства городов и
дорог, для промышленности и сельского хозяйства.
Содержание рассматриваемой системы сложное, так
как в него входят сведения из многих
геологических наук. Знания и умения разных
группы геологических дисциплин представлены в
существующей системе в разном объеме. Из таблицы
видно, что наиболее широко представлены знания
из области минералогии, экологической и
прикладной геологии. Недостаточно представлены
знания и умения динамической геология и о
методах познания литосферы, отсутствуют
сведения из области исторической геологии. Кроме
того, надо учитывать: поскольку геологические
знания и умения формируются на протяжении
нескольких лет, важным условием является
соблюдение преемственности.

Таблица 1

Группы геологических знаний и
умений предмета “Окружающий мир”


тип геологических знаний и
умений

группы геологических
дисциплин

геологические знания

геологические умения

знания и умения из области минералогии,
петрографии и структурной геологии
научные дисциплины, изучающие вещество
и строение земной коры

вещество (соль, вода,
природный газ), твердые вещества, жидкости и газы,
полезные ископаемые, формы земной поверхности
(равнины, горы, холмы, овраги), поверхность
родного края

различать и называть объекты
живой и неживой природы, сравнивать и различать
природные объекты и изделия, определять
природный материал, приводить примеры веществ,
различать и описывать их, наблюдать опыты по
изучению свойств полезных ископаемых,
исследовать, характеризовать, сравнивать их
свойства, различать полезные ископаемые,
моделировать формы поверхности из песка, глины
или пластилина, характеризовать (в ходе
экскурсий и наблюдений) формы земной поверхности
своей местности, сравнивать и различать разные
формы земной поверхности

знания и умения из области динамической
геологии

динамическая геология

явления неживой природы (геологические
явления и процессы)
проводить самостоятельно и оценивать
наблюдения геологических явлений
знания и умения из области исторической
геологии
историческая геология

знания о методах познания строения
литосферы, ее вещественного состава, образования
форм рельефа
методы и способы познания в геологии

профессии, связанные с
геологией

различать разные формы
земной поверхности (на примере своей местности) и
характеризовать их, проводить групповые
наблюдения во время экскурсии “Формы земной
поверхности”, моделировать формы поверхности

геолого-картографические

условные обозначения гор и
равнин на карте

находить и определять формы
рельефа на физической карте России

эколого-геологические

экологическая геология

бережное отношение к
полезным ископаемым, зависимость жизни человека
от природы, охрана полезных ископаемых

подготавливать в группах
рассказ о наблюдениях во время экскурсий в
краеведческий музей с позиций бережного
отношения к полезным ископаемым, оценивать и
анализировать влияние современного человека на
природу, участвовать в диспуте по данному
вопросу, характеризовать влияние человека на
природные сообщества, моделировать ситуации по
сохранению природы, оценивать личную роль в
охране полезных ископаемых

прикладные

прикладная геология

значение полезных ископаемых
в хозяйстве человека, использование полезных
ископаемых, профессии, связанные с геологией,
этическое и эстетическое значение природы в
жизни человека

описывать и анализировать
применение полезных ископаемых в хозяйстве
человека (на примере своей местности), приводить
примеры зависимости удовлетворения
потребностей людей от наличия полезных
ископаемых, включая потребности
эмоционально-эстетического характера

Преемственность и системность тесно
взаимосвязаны и взаимообусловлены. Хорошо
известно, что ученик лучше усваивает материал,
если он излагается в строгой системе.

Список использованной литературы

  1. Душина И.В. Методика формирования
    геолого-геоморфологических понятий в процессе
    изучения начального курса физической географии
    и курса географии материков. Автореферат. – М.,
    1977. – 25с.
  2. Муга О.В. Геолого-геоморфологические умения в
    школьном курсе физической географии//География в
    школе.– 2001. – №7.– С.83-85.
  3. Муга О.В. Методика формирования
    геолого-геоморфологических умений в школьном
    курсе физической географии. Автореферат.– СПб. –
    2000.– 19с.
  4. Примерные программы по учебным предметам.
    Начальная школа. Ч.1. – М.: Просвещение, 2010. – 400с.
  5. Планируемые результаты начального общего
    образования. – М.: Просвещение, 2010.-120с.
  6. Федеральный государственный образовательный
    стандарт начального общего образования. – М.:
    Просвещение, 2010.
  7. http: //standart.edu.ru

Следующий: