Система формирования общеучебных умений у учащихся


За последние годы в мире произошли
значительные изменения приоритетов в
образовании: переориентация на компетентностный
подход, непрерывное самообразование, овладение
новыми информационными технологиями и др.

Система общего образования должна
обеспечивать достаточную готовность ее
выпускников к жизни в постиндустриальном
информационном обществе. Такому обществу нужны
высококвалифицированные, инициативные,
способные к постоянному саморазвитию и
повышению уровня своей профессиональной
готовности молодые люди.

По данным Международного исследования
образовательных достижений учащихся с помощью
теста PISA (PISA-2000) Россия заняла 27–29 место из 32
возможных. Одной из причин столь низкого
результата специалисты считают недостаточное
внимание, уделяемое формированию общеучебных
умений (ОУ) в наших школах.

Программы общеобразовательных учреждений
включают разделы, определяющие знания и умения,
которыми должен овладеть выпускник при изучении
конкретных дисциплин, повышающие практическую
направленность и качество подготовки, но это –
специальные (предметные) знания и умения. Таким
образом, в общеобразовательной школе
общеучебные умения не выступают предметом
специального усвоения, их формирование идет по
ходу изучения отдельных учебных предметов, т.е. в
большинстве случаев – стихийно и бессистемно.



Данные проведенного нами исследования по
изучению сформированности общеучебных умений у
учащихся также подтверждают недостаточно
высокий, а по отдельным умениям – низкий уровень
их сформированности.

В современных условиях необходимо включать
учащихся в процесс непрерывного образования,
самостоятельного добывания знания, где
общеучебные умения являются “инструментом”
овладения любого учебного материала. Но
выпускник общеобразовательной школы часто не
владеет в достаточной степени такими умениями.

Любые умения формируются в систематической
деятельности, причем начинается это
формирование с объяснения сущности любого
умения. Трудно себе представить, как
сформировался бы навык счета или письма, если бы
такая работа не имела бы четкой
последовательности в отработке отдельных
компонентов. Именно это и происходит в отношении
развития общеучебных умений. Они выносятся из
основного русла учебной деятельности, несмотря
на то, что вся она построена на них.

Таков порядок существующей системы
образования “сверху” к формированию
общеучебных умений, преподаватели “в одиночку”
пытаются исправить положение дел, используя
материал своего предмета.

В нашем лицее разработан курс “Учись учиться”,
одной из важнейших задач которого и является
систематическое формирование и развитие
общеучебных навыков и умений. Но, к сожалению, ОУ,
рассматриваемые на этих занятиях, не
отрабатываются на других дисциплинах.

А ведь для эффективного формирования и
развития ОУ эта деятельность из разрозненной и
эклектичной должна стать единообразной и
последовательной, предполагающей
соответствующее организационное и методическое
обеспечение этого процесса. Основой данного
обеспечения является программа общеучебных
умений, которая, к сожалению, не разработана
дидактами для школы. Есть несколько примерных
версий такой программы (журнал “Образование в
современной школе”, 2003, №7, с.7-10), несколько
экспериментальных апробаций подобных программ.

Данные умения должны выступать в качестве
предмета обучения, и для этого необходимо
специально выделять время в рамках всех учебных
дисциплин. В связи с тем, что сформированность
общеучебных умений – это результат усилий всего
педагогического коллектива, настоятельно
требуется координация взаимодействия всех
преподавателей.

Педагоги должны использовать единые подходы к
классификации, составу общеучебных умений и
методикам их формирования. Исходя из этого,
обеспечение целостного выполнения единых
требований может принять форму разработки и
реализации дидактического комплекса (ДК).

ДК может состоять из следующих частей:

  • методика для изучения уровня сформированности
    общеучебных умений;
  • программы общеучебных умений с методическими
    указаниями;
  • программно-методические нормы формирования и
    развития общеучебных умений (рекомендации для
    преподавателей по организации спецкурсов по
    формированию общеучебных умений и обучения в
    рамках предметов);
  • нормы оценок общеучебных умений.

В настоящее время в лицее разработаны:

  • “Программа формирования общеучебных умений”
    (авторы Шевченко А.Е., Игнатова О.Н.)
  • Комплекс методик по диагностике уровня
    сформированности общеучебных умений.
  • Спецкурс ”Учись учиться” (авторы
    Шевченко А.Е., Игнатова О.Н.)

I. Программа формирования общеучебных
умений

  • классификацию общеучебных умений,
  • требования к сформированности общеучебных
    умений с 5 по 9 класс,
  • методические рекомендации по формированию
    общеучебных умений.

В данной программе классификация
общеучебных умений
проведена следующим
образом



1. Учебно-организационные
общеучебные умения и навыки
обеспечивают
планирование, организацию, контроль,
регулирование и анализ собственной учебной
деятельности учащимся. К ним относятся:

  • определение индивидуальных и коллективных
    учебных задач;
  • выбор наиболее рациональной
    последовательности действий по выполнению
    учебной задачи;
  • сравнение полученных результатов с учебной
    задачей;
  • владение различными формами самоконтроля;
  • оценивание своей учебной деятельности и
    установление их причины;
  • постановка целей самообразовательной
    деятельности.

2. Учебно-информационные общеучебные
умения и навыки
обеспечивают школьнику
нахождение, переработку и использование
информации для решения учебных задач. К ним
относятся:

  • работа с основными компонентами учебника;
  • использование справочной и дополнительной
    литературы;
  • различение и правильное использование разных
    литературных стилей;
  • подбор и группировка материалов по
    определенной теме;
  • составление планов различных видов;
  • создание текстов различных типов;
  • владение разными формами изложения текста;
  • составление на основе текста таблицы, схемы,
    графика;
  • составление тезисов, конспектирование;
  • подготовка рецензии;
  • владение цитированием и различными видами
    комментариев;
  • подготовка доклада, реферата;
  • использование различных видов наблюдения;
  • качественное и количественное описание
    изучаемого объекта;
  • проведение эксперимента;
  • использование разных видов моделирования.

3. Учебно-логические общеучебные
умения и навыки
обеспечивают четкую структуру
содержания процесса постановки и решения
учебных задач. К ним относятся:

  • определение объектов анализа и синтеза и их
    компонентов;
  • выявление существенных признаков объекта;
  • определение соотношения компонентов объекта;
  • проведение разных видов сравнения;
  • установление причинно-следственных связей;
  • оперирование понятиями, суждениями;
  • классификация информации;
  • владение компонентами доказательства;
  • формулирование проблемы и определение способов
    ее решения.

4. Учебно-коммуникативные
общеучебные умения и навыки
позволяют
школьнику организовать сотрудничество со
старшими и сверстниками, достигать с ними
взаимопонимания, организовывать совместную
деятельность с разными людьми. К таким навыкам
относятся:

  • выслушивание мнения других;
  • владение различными формами устных и публичных
    выступлений;
  • оценка разных точек зрения;
  • владение приемами риторики;
  • организация совместной деятельности;
  • владение культурой речи;
  • ведение дискуссии.

Важным составляющим элементом данной
программы является дифференциация требований к
сформированности общеучебных умений с 5 по 9
класс. Это позволяет определить задачи учителя
по формированию конкретизированных умений,
которые представлены как направленно
развивающиеся с 5 по 9 класс учебно-логические,
учебно-информационные, учебно-коммуникативные и
учебно-организационные умения и навыки.

В методических рекомендациях по формированию
общеучебных умений наряду с определениями
методической, психологической и педагогической
сути каждого умения приводятся конкретные
приемы и алгоритмы по формированию умений с
примерами на материале различных учебных
дисциплин (литературы, биологии, истории и т.п.)


II. Комплекс методик по диагностике уровня
сформированности общеучебных умений

В учебном процессе в целях активизации
интереса учащихся к процессу развития своих
общеучебных умений и навыков и получения
информации диагностического характера
используются компьютерные тестовые
программы:

1) АРМ “Психолог” (разработка НПО “Полис”, 1989
г.).

2) «Глобал Т.Э.М.П. (Творчество. Энергия.
Мышление. Память.)» (разработка ЗАО “Фирма
Зеленый остров”).

3) “Современные IQ тесты” из серии
“Занимательная психология” (разработка
“Дискавери”, 2003 г.).

АРМ “Психолог” позволяет провести
тестирование уровня интеллектуального развития
(интеллектуальный тест Айзенка), определить тип
темперамента (тест EPI Г. Айзенка) и уровень
личностной тревожности (тест Спилбергера).

Программа-тренажер “Глобал Т.Э.М.П.” позволяет
не только диагностировать особенности
познавательных процессов (внимания, памяти,
нестандартного мышления) и скорости чтения, но и
существенно их развить. В процессе использования
этого тренажера улучшаются такие характеристики
внимания, как устойчивость и концентрация,
переключение, распределение, избирательность,
способность к выполнению монотонной работы;
зрительная, пространственная и оперативная
память; способность быстрого принятия решения.

“Современные IQ тесты” тестируют особенности
мышления, уровень сформированности отдельных
мыслительных операций: умения анализировать,
обобщать, классифицировать, выделять
существенные признаки.

Диагностика уровня сформированности
учебно-логических умений.

Сформированность
учебно-логических навыков напрямую связана с
уровнем развития мыслительных операций: анализа,
синтеза, сравнения, обобщения, классификации.
Соответственно, для диагностики мы используем
психологические тесты на развитие перечисленных
мыслительных операций. А именно тест “Простые
аналогии”, Прогрессивные матрицы Равена, тест
“Выделение существенных признаков”, тест
“Исключение лишнего” (предметный вариант и
вербальный вариант).

Диагностика уровня сформированности
учебно-информационных умений.



Для диагностики
уровня сформированности этой группы общеучебных
умений используются показатели скорости чтения
в совокупности с показателем уровня усвоения
прочитанного текста, а также показатели уровня
усвоения (понимания) услышанного текста
дифференцированно по вербальным ответам и
зрительному образу. Кроме того, проводится
диагностика умений работать с тестом
(составление плана, конспекта, выделение
ключевых слов).

Диагностика уровня сформированности
учебно-коммуникативных умений.

Диагностика
развития коммуникативных умений проводится
путем экспертной оценки следующих параметров:
словарный запас, литературное и логическое
построение фразы, удерживание логической связи в
построении протяженного связного текста,
дифференцированно для письменного и устного
варианта.

Диагностика учебно-организационных умений
в данном курсе не предусмотрена.

Полученные в результате тестирования
количественные и качественные показатели
позволяют определить уровень развития
учебно-логических умений, учебно-информационных
и учебно-коммуникативных умений каждого ученика
в классе. Поскольку в одном классе ученики могут
находиться на уровнях развития, соответствующих
разным классам, необходимо выстраивать
разноуровневые занятия с учетом каждого ученика,
либо выделять группы по сходным параметрам.


III. Программа спецкурса “УЧИСЬ УЧИТЬСЯ

Программа рассчитана на 36 учебных часов при
проведении одного урока в неделю.


Тема 1. Основы формирования
общеучебных умений
.
Понятие об общеучебных умениях. Мотивация на
развитие интеллектуальных способностей,
мыслительных операций анализа, синтеза,
обобщения классификации, памяти и внимания как
важных составляющих успешной учебы.
2 час
Тема 2. Диагностика уровня развития
общеучебных умений.

Тестирование уровня развития мыслительных
операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения,
классификации. Выявление показателей скорости
чтения в совокупности с показателем уровня
усвоения прочитанного текста, а также показатели
уровня усвоения (понимания) услышанного текста
5 час.
Тема 3. Память.
Основные законы памяти. Объем памяти, время
хранения информации в памяти. Тестирование
индивидуальных способностей к запоминанию. Виды
памяти (зрительная, слуховая, кинестетическая).
Забывание. Мнемотехнические приемы. Игры и
упражнения на развитие памяти.
5 час.
Тема 4. Внимание.
Произвольное и непроизвольное внимание. Причины
невнимательности и рассеянности. Тестирование
объема внимания, способности к переключению и
распределению внимания. Способы управления
вниманием.
Игры и упражнения на развитие внимания.
3 час.
Тема 5. Мышление.
Творческое мышление. Индивидуальные
интеллектуальные способности. Задачи на
развитие эвристического мышления.
4 час
Тема 6. Работа с текстом.
Навыки составления плана текста, конспекта,
резюме по тексту. Дифференциальный алгоритм
чтения. Ключевые слова и смысловые ряды.
5 час.
Тема 7. Скорочтение.
Понятие о технике быстрого чтения. Правила
быстрого чтения. Определение скорости чтения.
Упражнения на расширение поля зрения, на
развитие периферического зрения, сокращение
артикуляции
4 час.
Тема 8. Речевое общение.
Навыки активного слушания. Умение задавать
вопросы. Основы ведения диалога. Дискуссия, спор,
полемика.
5 час.
Тема 9. Саморегуляция.
Понятие внутреннего психо-физиологического
состояния. Расслабление, напряжение,
сосредоточение. Индивидуальные ключи управления
собственным внутренним состоянием.
Настроение, управление настроением.
5 час.




Следующий: