Система экспресс-контроля на уроках истории: Хронологический, именной и словарный диктант


Программа по курсам истории включает
перечень исторических понятий и терминов,
поражающих любое воображение своим
разнообразием и разнородностью. Более того,
каждый день вносит разного рода новые понятия,
вводимые телевидением и другими средствами
массовой информации, что создаёт дополнительные
проблемы с точки зрения адекватного их
использования. Между тем усвоение исторических
понятий учащимися не только предполагает их
правильное применение, но и развивает
специальное историческое мышление, создаёт
опорные знания, прививает устойчивый интерес к
изучению истории.

История, политология и другие
общественные науки изобилуют понятиями, основу
которых составляют греческие и латинские слова,
и поэтому освоение понятийного аппарата
общественных наук иногда вызывает у учащихся
трудности. При отработке тех или иных понятий
необходимо показывать учащимся “маленькие
хитрости” при их расшифровке. Например, разбивка
слова на составные части: “демо”-“кратия”,
“демо”-“графия” (в данном случае понятия
связаны с характеристикой “демо” — народ, в
одном случае власть народа – “кратос”, в другом
– описание народа — “графио”). Поэтому, встретив
слова с этими частями, учащимся легче будет
воспринимать новые понятия: бюрократия (власть
чиновников), биография (жизнеописание), география
(описание Земли).

Не менее сложную проблему составляет
запоминание и использование имен, названий и дат
основных событий. Поэтому систематическое
повторение и проверка как новых, так и уже
изученных понятий способствует закреплению
материала, развивает память и способствует более
сосредоточенному отношению к предмету.

Включение в свою деятельность системы
повторения понятий, терминов, дат, названий и
имён помогает учителю вести более
целенаправленную работу по систематизации
знаний. Усвоенные понятия служат для обобщения
вновь изучаемого материала в дальнейшем учебном
процессе (новые для учащихся факты соотносятся с
известными понятиями и в результате облегчается
их понимание, а хорошее знание
последовательности событий и их активных
участников позволяет соотносить их друг с
другом).

Обычно при контроле качества усвоения
понятий и терминов учащимся предлагают дать
определения понятия или термина (это хорошо
использовать при сдаче понятийного минимума, при
ответе на индивидуальной карточке с несколькими
заданиями и вопросами), но иногда необходимо
проверить не только недавно пройденный материал,
но более ранний. В таком случае словарный диктант
позволит решить эту задачу.

По типу словарного диктанта
составляется хронологический и именной диктант.

Сейчас достаточно много сборников
тестов, в которых надо выбрать один из вариантов
ответов. Недостатком такого тестирования
является высокая доля угадывания. Поэтому
словарный, именной и хронологический диктант
требует от учащихся более тщательной подготовки.
По мере изучения нового материала составляется
словарь понятий и терминов, составляется
хронологическая таблица основных событий. Таким
образом, самостоятельная работа учащихся
помогает усилить связь с опытом, который уже
имеется у учащихся.

Построение диктантов:



  • Словарный диктант
  • составлен по типу “назови
    слово”, (понятие, термин) по определению;



  • Именной диктант
  • : назови имя, город или место
    исторического события по его характеристике;

  • Хронологический диктант
  • : укажи дату по
    событию.

Почти 10 лет использования этого метода
показал его достаточную эффективность.
Правильность диктанта можно проверить сразу же
на уроке, показав ошибки учащихся. Необходимо
отметить, что анализ неправильных ответов или их
отсутствие позволяет определить учителю, какие
имена, даты, а тем более понятия “западают” и
плохо или недостаточно прочно усваиваются
учениками. Кроме того, можно провести сравнение
работ нескольких классов или анализ работ за
несколько лет.

Предлагается следующая система
выставления оценок за данные диктанты: расчет
ведется по следующему принципу — количество слов,
имен, дат (от 12 до 24) кратно 4.
Например, 12 слов, дат, понятий:

  • от 0 до 3 — оценка 2;
  • от 4 до 6 — оценка 3;
  • от 7 до 9 — оценка 4;
  • от 10 до 12 — оценка 5.

Экспресс-контроль также успешно
используется при проверке модульных заданий по
курсу истории.



В приложении представлены два варианта таких
диктантов – для 9–10-х классов.

Приложение




Следующий: