Силы в природе и их действие. 9-й класс

Все присутствующие участники на
мероприятии делятся на две команды. (За 3 минуты
команды придумывают название, девиз, выбирают
капитанов).

Учитель: Слово «сила» в обычной
речи имеет много значений и допускает много
толкований.

Например, об участниках нашего мероприятия я
могу сказать так:

«Все принялись за работу со свежими
силами»,

«Будут сражаться изо всех сил»,

«Победит сильнейший».

Давайте же разберемся, что такое сила.

Команды, вам слово (звучат девизы,
представление команд).

«Разминка»

1. Что это за силы? (Карточки с записями)

2. Какую силу называют силой трения?

3. Какую силу называют силой тяжести?

4. Какую силу называют силой упругости?

5. Какую силу называют силой всемирного
тяготения?

6. Как движутся тела под действием этих сил?

7. Груз с парашютом сбрасывают с самолета.
Парашют раскрывается, груз достигает скорости
установившегося движения и далее опускается
равномерно. Если масса груза 16 кг и он прикреплен
к стропам через динамометр, то как менялись
показания динамометра при падении груза?

Ответ:

Fупр= P = mg-ma. Когда парашют не
раскрыт a = g, т. е. P = 0, когда парашют раскрылся и
установилось РПД, а = 0; P = mg

8. Почему по тонкому льду можно легко пробежать,
но нельзя на нем долго стоять?

Ответ:

Результат действия зависит не только
от величины силы, но и от времени действия. Когда
человек бежит быстро, лед не успевает
проломиться.

Физика процесса:

Лед лежит на воде и передает
усилие на нее. Вода обладает вязкостью, поэтому
при резких толчках ног о лед (при малых временах
воздействия) вода ведет себя как твердое тело.
Это свойство воды хорошо знают прыгуны в воду -
при плохом вхождении (плашмя) можно даже
разбиться насмерть.

9. Можно ли поставить на край стола плоскую
коробку из-под конфет так, чтобы ее большая часть
свешивалась над полом?

Ответ:

Можно, если внутрь коробки положить
груз и тем самым сместить центр масс.

10. Можно ли в невесомости измерить вес тела при
помощи пружинных весов?

Ответ:

Нельзя, потому что у тела нет веса,
пружина не деформируется.

«Перетягивание каната«

Приглашаются по одному «силачу» от
команды и предлагаем им, перетягивать канат.

1. Одна сила — влево, другая — вправо, обе
действуют вдоль одной прямой. Какой закон здесь
применим?

Ответ:

Третий Закон Ньютона

2. Если действуют одинаковые по модулю и
противоположные по направлению силы, почему же
все-таки один перетянул другого?

Ответ:

Потому что «силачи» еще упираются
в «землю». Кто сильнее упирался, тот и
победил.

3. Какая еще сила здесь действует?

Ответ:

Сила трения покоя.

«Ромашка — сила»

От каждой команды выходит представитель и
составляет ромашку. У кого больше лепестков, тот
и выиграл.


«Перекрестный огонь»

За 3 минуты нужно придумать 2-3 вопроса.

Проводится по педагогической технике
«Пчелиный улей».

Команды по очереди формулируют свои вопросы. На
которые отвечает либо учитель, либо учащиеся
другой команды.


«Конкурс капитанов»

Капитанам предлагается текст с описанием
физических явлений на Луне. Ведущий, читая текст,
делает паузу для объяснения явления, если не
отвечает капитан, то его может выручить команда.


«Лунная школа»

Если земная школа трехэтажная, то Лунная -
четырехэтажная, ведь на Луне проектный фундамент
выдержит еще один этаж. Сделали прочный
противометеоритный купол. Место выбрали хорошее
- Море Спокойствия.

В спортивном зале закрепили на большой высоте
баскетбольные кольца… (т.к. из-за малой силы
тяжести на Луне добросить мяч до них на
«земной» высоте было бы легче легкого)
.

На школьной спортплощадке футбольные ворота
тоже сделали выше, а мяч взяли сплошной,
резиновый… (т.к. земной взорвался бы из-за
отсутствия атмосферы, ведь внешнего давления не
было бы
). Осветили поле лампами без стеклянных
баллонов, подвесили электронно-лучевое табло,
тоже без стеклянного корпуса. Зачем они там? Ведь
на Луне и так вакуум. На искусственном катке
кататься труднее… (лед плохо плавится под
лезвием коньков
).

Могло бы показаться, что поскольку сила тяжести
на Луне меньше в 6 раз, то и плавать в школьном
бассейне легче, а оказалось, что глубина
погружения тела в воду на Луне такая же, как на
Земле.

Школа хорошо озеленена. Растения значительно
выше, чем на Земле… (т.к. из-за малого ускорения
свободного падения вода по капиллярам
поднимается выше
).

В Лунной школе проводят только влажную уборку…
(т.к. пыль поднятая веником долго не оседает).
Мокрые тряпки моментально сохнут на
«улице»… (т.к. там нет атмосферного
давления и ничто не мешает молекулам воды
испаряться
). Линолеум служит дольше… (т.к.
уменьшилась сила трения подошв обуви
).

Прошу прощения за бытовую информацию, но
пришлось мальчикам учиться пользоваться
туалетом…..(т.к. струя летела дальше).

С точки зрения пожарной безопасности на Луне
лучше: огонь не разгорается так быстро… (т.к.
из-за меньшей силы тяжести конвекция затруднена:
холодный, богатый кислородом воздух не проходит
на смену теплому, и огонь задыхается в
«своем» дыму
).

Была проблема с проигрывателями старого типа, в
которых пьезоэлектрический элемент в головке
электрона слабо деформировался. Когда его
ставили на грампластинку и звук был плохой.
Пришлось на головку класть дополнительный груз.
Попросил привести с Земли лазерные диски.

Старые маятниковые часы, по которым давался
сигнал звонка, пришлось заменить электронными… (иначе
уроки стали бы в два раза «длиннее»
).

Зато опозданий на уроки стало меньше, особенно
в кабинеты, расположенные на 3-м и 4-м этажах… .

Ребята перестали скатываться по перилам — это
выходит медленнее, чем на Земле – им не нравится.

Земную привычку курить бросили быстро…
(сигареты гаснут из-за плохой конвекции). Захожу я
однажды в туалет для контроля и вижу, машет пацан
сигаретой, как веером, чтобы горела, мучается.
Значит новичок. Скоро бросит курить – надоест
махать.

С помощью волоконно-оптического кабеля я могу
наблюдать за всеми помещениями школы.

В нашу школу приезжают ребята из других районов
Луны, но школьный автобус пришлось оставить на
Земле, т.к. двигатель внутреннего сгорания на
Луне не работает из-за отсутствия атмосферного
воздуха. Взяли в аренду электромобиль и
солнцемобиль на гусеничном ходу.

На работу предпочитаю принимать высоких
учителей, особенно если они пожилые, — у рослых
людей больше шанса избежать инсульта
(кровоизлияния в мозг). По земной статистике,
каждые дополнительные 10 см к
среднестатистическому росту человека (166 см)
уменьшают риск заболевания на 20%.

Небо над Луной всегда черное, даже днем. А в
лунные ночи, длящиеся 14 земных суток, Земля так
освещает Луну, что можно читать.

На Луне ребята стали лучше учиться. Это
объясняется тем, что сила тяжести меньше, кровь
легче поднимается вверх и лучше омывает мозг.
Учатся старательно, правда, иногда приходят с
невыполненным домашним заданием, особенно в
лунные ночи, которые длятся 14 земных суток.

Дети носят теперь с собой все учебники, а на
Земле делали это неохотно… — (тяжесть ведь).

Очень много стало полных, а все потому что… (мало
физической нагрузки: ходить легко, носить
что-либо тоже
).

В столовой на столах в обязательном порядке
лежат матерчатые скатерти… (т.к. на пластиковом
покрытии тарелки скользят из-за малой силы
трения
). Но посуда меньше бьется… (т.к. ее,
падающую медленно, дежурные успевают подхватить
).
Дети едят хуже… (потому что физическая
нагрузка меньше
).

Сначала случаев травматизма было много, затем
дети приспособились к меньшей силе тяжести. А
когда дерутся синяки образуются так же, как и на
Земле…(по третьему закону Ньютона).

Подведение итогов

. Вручение дипломов и
благодарностей.

Следующий: