Сила, равнодействующая сил. Урок физики в 7-м классе

Тип урока

: Урок изучения нового материала.

Дидактическая цель урока

: создать условия
для осознания и осмысления блока новой учебной
информации.

Цель урока

: Познакомить учащихся с силой как
мерой взаимодействия тел. ввести понятие
равнодействующей силы как векторной суммы всех
сил, действующих на тело.

Планируемый результат

: Узнать, что сила
векторная величина, чем она характеризуется.
Научится изображать силу графически, Находить
равнодействующую сил направленных вдоль одной
прямой.

Основные понятия

: сила, равнодействующая сил,
векторная величина.

ФОПД

: парная, общеклассная, индивидуальная.

М.О

.: проблемный.

УПД

: частично-поисковый

Потребности ученика

: сравнивать,
анализировать, выделять главное.

Ход урока

Презентация

Этап урока Дидактические задачи Учитель Ученик Ожидаемый результат
оргмомент Подготовка учащихся к работе на занятии Приветствие. Проверка готовности к
уроку
Проверяют готовность к уроку. Полная готовность класса и
оборудования к уроку быстрое включение учащихся
в деловой режим
Мотивация деятельности.

(подготовка к
восприятию нового материала)

Целепологание

Обеспечение мотивации и принятия
учащимися цели учебной деятельности,
актуализации опорных знаний и умений
Опыт: У меня на столе лежит мяч. Каким
образом можно изменить его скорость? Что же
является причиной изменения скорости тела? Так
вот сегодня на уроке мы тоже будем говорить о
взаимодействии тел и узнаем, какая величина
характеризует это взаимодействие.

Начать урок я
бы хотела с басни Крылова “Лебедь, рак
и щука”

Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет,
И выйдет из него не дело, только мука.

_____________

Однажды Лебедь, Рак да Щука
Везти с поклажей воз взялись,
И вместе трое все в него впряглись;
Из кожи лезут вон, а возу все нет ходу!
Поклажа бы для них казалась и легка:
Да Лебедь рвется в облака, рак пятится назад, а
Щука тянет в воду.
Кто виноват из них, кто прав, — судить не нам;
Да только воз и ныне там.

  1. Как вы думаете, почему воз не двигается с
    места?
  2. Как бы вы посоветовали поступить персонажам
    басни, чтобы перевести воз с поклажей?
  3. Какие тела взаимодействуют?

Итак сегодня мы с вами познакомимся с новой
физической величиной – силой. В нашей работе нам
будет помогать компьютер.

Взаимодействие тел

Предлагают свои
решения проблемы

Запись темы урока в тетради.

Готовность учащихся к активной учебной
деятельности на основе опорных знаний.
Новый материал (образовательные
комплексы СИЛА)

Первичная проверка понимания

Электронные уроки: (“Движение и взаимодействие
тел” урок №8 стр. 6,7,8)

Проблемные ситуации

Обеспечение восприятия, осмысления и
первичного запоминания знаний и способов
действий, связей и отношений в объекте изучения

Усвоение
правильности и осознанности усвоения нового
учебного материала; выявление пробелов, неверных
представлений их коррекция.

1.Внимательно посмотрите фрагмент,
затем, работая в парах закончите предложения:
  • Сила – это…… величина.
  • Сила является — ….
  • Результат действия силы зависит от: …….

Сила обозначается – F (эф)

Единицы измерения – 1 Н (Ньютон)

Прибор для измерения силы – динамометр (с ним
мы познакомимся на следующих уроках)

Графическое представление силы- стрелка.

Стрелка указывает направление силы и позволяет
сравнивать силы между собой.

  • Что вы можете сказать о силе F1 и F2 ?
  • Работая в парах укажите силы на рисунке с
    которыми действуют персонажи басни

2. В природе на тела действует не одна, а сразу
несколько сил. Но их действие можно заменить
одной силой. Эта сила называется
равнодействующей.

Слово равнодействующая – сила равного
действия.

посмотрите фрагмент и ответьте на вопросы:

  • Как найти равнодействующую сил действующих на
    автомобиль?
  • Куда направлена равнодействующая сил?
  • Запишите формулу нахождения равнодействующей
    сил направленных в одну сторону.

Почему в басне Крылова воз и ныне там?



Как найти равнодействующую этих сил?

А чему будет равна равнодействующая этих сил
если воз не движется т.е не изменяет своей
скорости?

Рассмотрим, как будет двигаться тело, если на
него действуют силы направленные в
противоположные стороны.

  • Как найти равнодействующую этих сил?
  • При каком условии тело не будет двигаться?
  • Запишите формулу нахождения равнодействующей
    сил направленных в противоположные стороны.
  • Упражнение
Смотрят фрагмент 2 раза, делают записи в
тетради.

Работают с рисунком.

Сравнивают силы, анализируют.

F2

Отвечают. Записывают формулу в тетради: F=F1
+ F2

Сказка “Репка” Отвечают.

Записывают формулу в тетради: F=F1 – F2

Активные действия учащихся в работе с
опорным конспектом, максимальное использование
самостоятельности в добывании знаний и
овладение способами действий.

Усвоение
сущности усваиваемых знаний и способов действий
на репродуктивном уровне. Ликвидация типичных
ошибок и неверных представлений у учащихся.

Закрепление знаний и способов действий Обеспечение усвоения новых знаний и
способов действий на уровне применения в
измененной ситуации.
  • На тело по одной прямой действуют силы: 2Н и 3Н
    может ли равнодействующая этих сил быть равной
    1Н?2Н?5Н? При каких условиях?
  • Сказка “Репка”. Примените полученные знания
    для объяснения выражения : “Вместе мы сила!”
Отвечают на вопросы. Самостоятельное выполнение заданий,
требующих применения в знакомой и измененной
ситуации.
Подведение итогов.

Рефлексия

Анализ и оценка успешности достижения
цели .
  • Что мы сегодня узнали о силе?
  • Как графически изображается сила?
  • Как вы понимаете слова равнодействующая сил?
  • Как найти равнодействующую сил направленных в
    одну сторону?
  • Как найти равнодействующую сил направленных в
    противоположные стороны?
  • При каком условии равнодействующая равна нулю?
Отвечают на вопросы, используя знания,
полученные на уроке.

Оценки за урок.

Получение учащимися информации о
реальных результатах учения.
Д/з Обеспечение понимания цели, содержания
и способов выполнения задания.
§ 23, 29 упр11(2), № 231 Записывают д/з Реализация необходимых и достаточных
условий для успешного выполнения домашнего
задания всеми учащимися

ТЕМА УРОКА: СИЛА. РАВНОДЕЙСТВУЮЩАЯ СИЛ.

Проблемные вопросы:

  1. Как вы думаете, почему воз не двигается с места?
  2. Как бы вы посоветовали поступить персонажам
    басни, чтобы перевести воз с поклажей?

1.Внимательно посмотрите фрагмент, затем,
работая в парах, закончите предложения

  • Сила – это…… величина.
  • Сила является — ….
  • Результат действия силы зависит от: …….

Графическое представление силы- стрелка..

Стрелка указывает направление силы и
позволяет сравнивать силы между собой
.

  • Что вы можете сказать о силе F1 и F2 ?
  • Как будут двигаться тела под действие этих сил?
  • Работая в парах укажите силы у персонажей басни.

2. Равнодействующая сил

  • Запишите формулу нахождения равнодействующей
    сил направленных в одну сторону.

F=

  • Запишите формулу нахождения равнодействующей
    сил направленных в противоположные стороны

F=

3. Решите задачу.

На тело по одной прямой действуют силы: 2Н и 3Н
может ли равнодействующая этих сил быть равной
1Н?2Н?5Н? При каких условиях?

Изобразите на рисунке силы персонажей сказки
“Репка”. Почему без мышки нельзя вытянуть репку.

4. Ответьте на вопросы:

  • Что мы сегодня узнали о силе?
  • Как графически изображается сила?
  • Как вы понимаете слова равнодействующая сил?
  • Как найти равнодействующую сил направленных в
    одну сторону?
  • Как найти равнодействующую сил направленных в
    противоположные стороны?
  • При каком условии равнодействующая равна нулю?



Следующий: