Сибирь в XVII в. с использованием регионального компонента

“Есть один совершенно особый магнит, сильнее
всех остальных, существующих на свете. Без него
жизнь перестает быть жизнью… Никакие силы мира
не могут и никогда не смогут преодолеть силы
притяжения этого магнита. Имя ему – Родная
Земля”

(Б. Н. Александровский)

На громадной территории Сибири обитало
множество народов и племен. Охотниками и
рыболовами считались народы Северо-Запада
Сибири — ханты и манси. Вдоль Ледовитого океана в
тундре проживали племена ненцев, энцев и других
оленеводов.

Почти без сопротивления признали русскую
власть кочевники-буряты, проживавшие по Ангаре и
вокруг Байкала. Здесь появились русские
поселения – Иркутск, Селенгинск, Братский
острог, Илимск. Продвижение на Лену привело
русских в страну якутов-скотоводов и эвенков,
занимавшихся охотой и оленеводством.

Буряты в XVII веке охотились, применяя лук и
стрелы. Запрет на огнестрельное оружие был снят
во 2-й половине XVII века, когда царское
правительство убедилось, что любые
запретительные меры не могут заставить бурят
платить казне ясак пушниной. Буряты занимались
земледелием, разводили скот.

Сезон охоты начинался осенью. Артели охотников
уходили осенью в тайгу на один или два месяца, на
стоянках жили в шалашах. Вернувшись с охоты на
табор, они рассказывали улигеры (эпические
сказания), ибо верили, что “хозяин” тайги Хангай
любит слушать улигеры; если улигер приходился
ему по душе, как бы в благодарность он посылал
охотникам на другой день много добычи.

Кроме скотоводства, земледелия и охоты буряты
занимались извозом, кузнечным, плотницким
ремеслом. В записях путешественников XVII века
отмечено, что у бурят лесостепной зоны жилища
представляют собой войлочные юрты.

На территории Прибайкалья и Забайкалья в
зависимости от климатических, географических
условий у бурят одновременно существовали
разные типы жилища, начиная от шалаша-чума в
лесных северных районах и кончая решетчатой
юртой в южных степях.

Юрта обогревалась огнем очага – гуламта.
Гуламта представляла собой глинобитную площадку
в центре, в середине которой устанавливали три
камня – дулэ. Впоследствии вместо дулэ стали
употреблять железный треножник – тулга.

В левой части юрты размещаются предметы,
относящиеся к кухне, а так как домашним
хозяйством занимается женщина, то эта сторона
считается женской. В правой части юрты
находились сундуки (абдар) и шкафы (ухэг), где
хранились седла, ружья и другие принадлежности
мужчин. Здесь принимали и угощали гостей.

Утварь отличалась простотой и замечательной
приспособленностью к полукочевому образу жизни
бурят, изготовлялась она из материалов, которые
получали и выделывали сами: шкуры, кожи, меха,
шерсть, дерево, береста и т.д.

К концу XVII века эвенки вследствие острых стычек
с русскими отрядами служилых людей, осваивавших
территорию за Байкалом, вынуждены были почти
всем родом переселиться из Баргузинской тайги в
Южное Забайкалье, на берега Аргуни. Многих
представителей этого рода встречал русский
паломник Н. Спафарий во время своего путешествия
в те края. Он сообщал, что эвенки “живут в
побегах и множества воровства и убойства
служилым молодым учиняли и походы на них были
многие
”. [1]

В Баргузинский острог платили ясак киндигиры, а
в Кучидский острожек – тунгусы Баунтовского
племени. Кучидский острог был построен для сбора
ясака с тунгусов, живших в районе Еравнинских
озер, между реками Она и Курба, в верховьях Уды;
поэтому эвенков этих мест стали называть
кучидскими.

Сбор ясака с тунгусов, обитавших на территории,
подведомственной Иркутскому острогу, был
беспорядочным и несистематическим и взимался
различными группами служивых людей, порою дважды
в год. В 1670 г. кумкагиры с Куленги жаловались
илимскому воеводе на то, что когда они охотятся к
югу от Ангары, их обижают енисейские казаки
Иркутского острога и просили поставить острог в
устье Иды, который был построен через два года [1].

По мере продвижения русских казачьих отрядов и
служилых людей за Байкал и приведение местных
коренных народов Сибири “под высокую руку
белого царя”, тунгусское население, как и
бурятское, оказалось закрепленным за
определенными ясачными острогами, зимовьями,
волостями.

Огромная и богатая территория Сибири, “мечом и
пряником” присоединяемая к Русскому
государству, должна была, по мысли царя,
обогатить царскую казну. Завоеванная земля
становилась собственностью царя, а коренные
народы, ее населяющие – данниками. Обязан был
платить дань (ясак) каждый трудоспособный
мужчина от 18 до 50 лет в размере нескольких шкурок
ценных пушных зверей.

Еще не закончилось полное завоевание Сибири, а
ясак уже был превращен в особую форму подати,
постоянно взимаемую царской казной. Основной
свод законов того времени – Соборное уложение 1649
г. предусматривал, что ясачные люди приводятся к
присяге по их вере на верность царю и
подданническую зависимость. В то же время этот
закон ограждал ясачных людей от посягательств
русских на земли аборигенов.

Начиная со второй половины XVII века, постоянная
ежегодная плата ясака в царскую казну стала
главной обязанностью эвенков Забайкалья.
Вооруженные отряды русских служилых людей шли в
глубь Сибири с главной целью – привести
аборигенов края в подданство государства и
собрать ясак.

Одна из первых встреч русских казаков с
эвенками состоялась в 1626 г., с отрядом под
командой М. Перфильева на реке Ангаре. В 1643 г.
енисейский казак С. Скороходов на реке Верхняя
Ангара поставил зимовье, привел в подданство
верхнеангарских тунгусов. В 1644 г. отряд В.
Колесникова отправился за Байкал. В 1646 г. в устье
Верхней Ангары В. Колесников основал
Верхнеангарский острог. В 1648 г. из Енисейска
выступает отряд Ивана Галкина. Этот отряд
соорудил Баргузинский острог. В 1672 г. снаряжен
отряд Я. Похабова, который ставит Баунтовский
острожек на берегу озера Баунт. Отряд дошел до
реки Муя и там собрал ясак с кочевавших в тех
местах эвенков. Основным занятием эвенков в XVII
веке была охота. У баргузинских эвенков
постепенно развивается скотоводство. Кочевой
быт был характерен для оленных эвенков
Северобайкалья и Баунта. Одна из важных
особенностей кочевой жизни – это умение эвенков
хорошо ориентироваться на местности по
различным природным признакам, приметам в
вечернее и ночное время. Ориентировались
охотники по расположению звезд, планет, Млечного
пути, Полярной звезды, по направлению ветра.

Большое значение в хозяйственной деятельности
имело оленеводство. Олень был вторым после
собаки прирученным эвенками домашним животным,
который помогал охотнику на промысле и был
полезен в быту. Использовалось в пищу мясо оленя;
из шкуры и меха изготавливались одежда, обувь,
головные уборы, рукавицы. Олень воспевался в
эвенкийских песнях, легендах, преданиях. Он имел
до 25 названий в зависимости от возраста, окраса,
назначения в работе.

Построенные за Байкалом русскими служилыми
людьми остроги олицетворяли силу и мощь русского
государства. Они были центрами административной,
политической и военной власти. Остроги были
культурными центрами края. Остроги стали
хранителями аборигенов от посягательств южных
воинственных соседей.

Вхождение сибирских народов в состав России, в
целом имело положительное значение для их
дальнейшего развития. На протяжении XVII века
Сибирь становилась одной из неотъемлемых частей
Российской державы.

Список использованной литературы:

  1. Беликов В.В. “Эвенки Бурятии”. Улан-Удэ. 1994 г.
  2. Преображенский А.А., Рыбаков Б.А. “История
    отечества 6-7 класс”. Москва. 1998 г.
  3. Герасимова К.М., Галданова Г.Р., Очирова Г.Н.
    “Традиционная культура бурят”. Улан-Удэ. 2000 г.
  4. Михайлов В.А. “Войлочная и деревянная юрты
    бурят”. Улан-Удэ. 1993 г.

Следующий: