Школьный музей в экологическом воспитании учащихся

Сегодня много говорят об экологии, об
охране природы. “Экология не должна замыкаться
только задачами сохранения окружающей нас
биологической среды, – писал Дмитрий Лихачев.
– Человек живет не только в природной среде,
созданной культурой его предков и им самим”. Вот
почему сейчас для нас, наряду с сохранением
окружающей природы, становится важным и
сохранение культурной среды.

В нашей школе центром такой среды стал
Музей истории школы, руководит которым
В.Е.Кислицина. Он не только раскрывает и научно
документирует историю 119-летнего развития школы,
но и служит эффективным средством, местом,
методом и формой образования и воспитания
школьников, сохранения социальной памяти,
передачи опыта поколений, раскрытия процессов,
происходящих в обществе и природе. Реализуются
эти задачи через постоянные и сменные экспозиции
(“Андреевское церковно-приходское училище”,
“Школа в годы Великой Отечественной войны”,
“Учитель! Перед именем твоим…”, “Юннатское
движение в школе” и др.), через уроки краеведения,
экскурсии, лекции, поисковую и исследовательскую
деятельность учащихся. Но самое главное – музей
ведет активную работу по экологическому
воспитанию учащихся. Об одном из фрагментов
такой работы я хочу рассказать.

Урок в музее – это редкая возможность
побывать в атмосфере быта и культуры прошлых
столетий. Но особенно ценным, воспитывающим он
становится тогда, когда проходит в рамках
учебных дисциплин.

Изучая в 4 классе в курсе “Окружающий
мир” большой раздел “Наш край”, я обратилась к
музейным урокам по истории края и города. На
одном из них, работая в группах, ребята с
интересом изучали карты, рассматривали рисунки и
фотографии прошлых лет, сравнивали их с
нынешними, окунувшись в атмосферу нашего города
и края.



Неожиданным открытием для ребят стал
рассказ о памятниках природы: Сузгунской сопке, о
Подчеваше. Оказалось, что таких памятников в
нашем крае много. Необычным было для них и
домашнее задание: выяснить названия памятников
природы Тобольска и их местонахождение.

Немало пришлось ребятам покопаться в
книгах и справочниках, порасспрашивать мам и пап,
бабушек и дедушек, покорпеть в музее. Итогом
такой поисковой работы стал список памятников
природы на территории г. Тобольска и его
окрестностей. Вот он:

  1. Сад имени Ермака.
  2. Роща Журавских.
  3. Завальное кладбище.
  4. Район речки Ламаевки.
  5. Район Тобольского дома отдыха.
  6. Сузгунская сопка.
  7. Киселевская гора с Чувашским мысом.
  8. Лог на Сузгунском тракте.
  9. Вершинский лог.

Удивительным было то, что ребята не
ограничивались поиском названий. Им интересно
было узнать, почему так названы памятники, в чем
их ценность, в каком состоянии они сегодня. В
результате поисковой деятельности ребята
собрали богатый материал о памятниках природы, а
еще предложили совершить по ним экскурсию, чтобы
увидеть и почувствовать природную и культурную
среду. Невольно один из учеников произнес: “ А
после нас какие памятники останутся?”

Вот так один музейный урок позволил
моим детям не только окунуться в историю родного
города, узнать что-то новое, но и задуматься над
проблемой всего человечества — какую культурную
среду мы оставим потомкам. Ведь человеку
“культурная среда…необходима для его духовной,
нравственной жизни, для его “духовной
оседлости”, для его привязанности к родным
местам, следованию заветов предков, для его
нравственной самодисциплины и социальности.”
(Д.С.Лихачев).




Следующий: