Школьный экологический лагерь как эффективный метод экологического воспитания и развития научно-исследовательского интереса у школьников


Формирование экологического мировоззрения
людей гораздо легче и эффективнее происходит на
ранних этапах развития личности, когда
закладываются основные представления о природе
и обществе. Одной из наиболее эффективных форм
экологического образования и воспитания
является экологический лагерь. В лагерях
ежегодно в самое благоприятное для изучения
природы время года непосредственно в природной
среде отдыхает большое количество детей. В
настоящее время в отечественной педагогике все
чаще рассматриваются вопросы программирования и
организации экологических лагерей, формы и
методы их работы.



В настоящее время существует большое
количество методических пособий для педагогов,
родителей и воспитателей, цель которых
рассмотреть отдельные методы и формы
экологического образования и воспитания. В 60-е -
80-е годы в литературе по педагогике были
достаточно детально рассмотрены вопросы
организации детских пионерских лагерей, где упор
делался на идеологическое и трудовое воспитание,
поэтому в данной литературе не учтена специфика
экологических лагерей. К тому же при организации
лагерей необходимо учитывать изменение
экономической ситуации в стране, а так же
новейшие достижения педагогов.

Экологический лагерь — одна из наиболее
эффективных форм экологического образования,
поскольку представляет собой комплексную форму,
объединяющую в себе экологические праздники,
игры, лекции, экскурсии, наблюдения и
исследования и т.д.

Интенсивность педагогического процесса в
экологическом лагере “Живая природа” позволяет
использовать все возможные формы работы. В тоже
время местоположение лагеря позволяет детям
прикоснуться к природе и задействовать все
органы чувств в развитии перспективных
возможностей у детей. Обучение в рекреационном
контексте обеспечивает заинтересованность и
активность детей. Все это позволяет добиться
высоких результатов в экологическом образовании
детей.

Экологический лагерь предусматривает
использование различных форм экологического
образования (экскурсии, наблюдения, опыты с
природными объектами, экологические игры,
эколого-психологические тренинг, экологический
театр и т.д.) — это делает реализацию программы
высокоэффективной.

Программа профильного эколагеря “Живая
природа” носит характер
научно-исследовательского. Программа рассчитана
на контингент детей старшего школьного возраста.
Оптимальное количество детей 15 человек.
Продолжительность программы 7 дней. Оптимальным
вариантом реализации программы данного лагеря
является его проведение на особо охраняемой
природной территории (в буферной зоне) или
прилегающей к ней местности, при содействии
сотрудников данной территории.

Программа носит комплексный характер: включает
в себя и практическую экологически
ориентированную, и творческую эстетического
содержания деятельность. Изюминка нашего лагеря
- это сочетание теоретических знаний
закрепляемых практической работой в природе. То
есть, процесс обучения и воспитания построен по
алгоритму научного исследования: обзор
литературы и детальный разбор объекта или
предмета исследований (теория); практическое
знакомство с объектом или предметом
исследования в природе (практика:
геоботанические описания, орнитологические
гидробиологические наблюдения). Опять же, на лицо
преимущества лагеря в природе – полученные
теоретические знания в первую половину дня
закрепляются на практике во второй половине. Это
способствует возникновению и постановки
проблемных вопросов у учеников, которые им
ненавязчиво помогает сформулировать педагог и
предлагает заняться научным исследованием
данного вопроса. Как показал 4х летний опыт
работы, после лагеря, как правило, 80% детей
продолжают заниматься исследованиями по
заинтересовавшим их темам во время лагеря. О чем
свидетельствует множество докладов
представляемых школьниками на районных и
республиканских школьных научно-практических
конференциях. Очень важный фактор в занятиях
эколагеря — это сотрудничество с заповедником
“Джергинский”. С детьми наряду с ведущим
педагогом постоянно работают научные сотрудники
заповедника. Это специалисты узких научных
специализаций – орнитолог, ихтиолог,
протозоолог, геоботаник и т.д. А кто может
рассказать о своей работе и науке красочнее и
занимательнее, нежели специалист, каждодневно
работающий над своим исследованием.

Цель лагеря заключается в формирование
научно-познавательного интереса к природе у
школьников. Знакомство с работой научного отдела
заповедника. Активный полезный отдых на природе
с элементами обучения. Для достижения цели были
поставлены следующие задачи: полноценный
активный отдых школьников, развитие
научно-исследовательского интереса школьников,
экологическое воспитание учащихся, формирование
позитивного опыта взаимодействия ребенка с
окружающим миром, умений и навыков практической
экологически ориентированной деятельности;
профессионально ориентирование.

Ниже мы приводим программу лагеря 2006 г.
Программы разных лет по содержанию лабораторных
и практических занятий меняются. Поскольку,
посетив однажды наш лагерь, дети ежегодно
возвращаются, снова продолжая свои исследования.

В окончании хотелось бы сказать, что
формирование экологической культуры учащихся не
поддается количественному выражению. Процесс
экологического образования результативен, если
при оптимально выбранных условиях эффективности
вносит существенные изменения в сознание и
поступки детей!

Программа летнего профильного
школьного экологического лагеря “Живая
природа”

Дата проведения: 28 июля – 4 августа 2006
г.

Руководитель программы: учитель
биологии МСОШ Просекина Анна Александровна

Соруководитель: зам. директора по
науке ФГУ “ГПЗ “Джергинский”” Просекин
Константин Александрович

Место проведения: территория
заповедника “Джергинский”

Район работ: Бурятия, Курумканский
район

Срок выполнения программы: 7 дней

1. Цель программы: Формирование
научно-познавательного интереса к природе у
школьников. Знакомство с работой научного отдела
заповедника. Активный полезный отдых на природе
с элементами обучения.

1.2. Задачи:

  • полноценный активный отдых школьников;
  • развитие научно-исследовательского интереса
    школьников;
  • экологическое воспитание учащихся,
    формирование позитивного опыта взаимодействия
    ребенка с окружающим миром;
  • формирование умений и навыков практической
    экологически ориентированной деятельности;
  • профессионально ориентирование.

1.3. Формы работы

  1. Научно исследовательская деятельность
    учащихся (теория, практика) в работе с малой
    группой (5 человек) и всей группой (15 человек);
  2. Беседа в работе на индивидуальном уровне, с
    малой группой и всей группой;
  3. Консультации в работе на индивидуальном уровне,
    с малой группой и всей группой;
  4. Экскурсии в работе с малой группой (5 человек) и
    всей группой (15 человек);
  5. Обсуждение итогов дня в работе со всей группой;

Название, местонахождение и ведомственная
принадлежность лагеря:
Летний профильный
детский экологический лагерь “Живая природа”;
Курумканский район, п. Майский; Майская средняя
общеобразовательная школа; при содействии ФГУ
“Государственный природный заповедник
“Джергинский””.

3. Краткое содержание программы.

а) Управление работой лагеря:

- Руководитель лагеря “Живая природа”.
Организует и руководит работой педагогов и
консультантов;

Педагогический коллектив лагеря:

  • Учитель-инструктор — ботаник,
  • Консультант-ботаник;
  • Учитель-инструктор — Зоолог,
  • Консультант-Зоолог;
  • Учитель-инструктор — Гидробиолог,
  • Консультант-Гидробиолог.

Коллектив работает непосредственно со
школьниками в соответствии с программой лагеря.
Консультанты – сотрудники научного отдела
заповедника.



- Отряд №1 (5 человек): Старший отряда,
ответственный за дисциплину, ответственный за
питание, ответственный за снаряжение, санитар.
Всего три отряда с такой же организацией
ответственных дежурных.

- Повар (по договору). Организация 4х разового
питания для всех участников лагеря.

- Врач (закрепленный за лагерем участковой
больницей). Ежедневный медицинский осмотр.

Всего 24 участника лагеря. Возраст участников
(школьники): 13 – 14 лет.



б) План работы лагеря:

  • Заезд, открытие лагеря 28.06.2006 г.
  • Теоретические и практические занятия с 29.06 –
    31.06.2006 г.
  • Камеральные работы 1.07.2006 г.
  • Конференция и закрытие лагеря 2.07.2006 г.
  • Отъезд 3.07.2006 г.

в) План работ отрядов по биологии и экологии:

  • 29.06.2006 г. полевые занятия по геоботанике
  • 30.06.2006 г. полевые занятия по зоологии
  • 31.06.2006 г. полевые занятия по гидробиологии

Программа занятий по ботанике:

Полевые: морфологическое описание растений,
описание и закладывание геоботанических
площадок на экотропе.

Лабораторные: приспособления растений к
обитанию в различных биотопах –
морфологические, анатомические,
физиологические; работа с самостоятельно
изготовленными микропрепаратами

Программа занятий по зоологии:

Полевые: наблюдение птиц в различных биотопах;
зарисовка городищ длиннохвостого суслика и
примерный подсчет его численности, описание
энтомофауны участков экотропы; взятие проб
грунта для выявления почвенных простейших;
заполнение зоологических карточек.

Лабораторные: работа с самостоятельно
приготовленными микропрепаратами почвенных
простейших.

Программа занятий по гидробиологии:

Полевые: описание водоема, определение
доминирующих гидробионтов (р. Баргузин, пр.
Балагун, оз. Безымянное), заполнение
гидробиологических карточек

Лабораторные: биологическое описание рыб на
примере плотвы, паразитологическое вскрытие
плотвы, описание паразитов.

г) Расписание работы лагеря по дням

  • 1 день. 16.00 Заезд. 18.30 Ужин. 19.30 Общий сбор. 20.00
    Информирование о работе лагеря. 21.00 -22.00 викторина
    “Любимый Пушкин”. 23.00 Отбой
  • 2 день. 8.00 Подъем. 8.30 Физ. Зарядка 9.00 Завтрак. 9.30
    Лабораторная. 12.00 Обед. 12.30 – 14.00 Отдых. Купание.
    Занятие по экотуризму. 14.00 Полевые работы. 18.30
    Ужин. 19.00 Викторина “Умнички”. 20.00 Общий сбор. 20.15
    – 22.00 Обсуждение дня, планирование. 23.00 Отбой
  • 3 день. 8.00 Подъем. 8.30 Физ. Зарядка 9.00 Завтрак. 9.30
    Полевые работы. 12.00 Обед.
  • 12.30 – 14.00 Отдых. Купание. 14.00 Лабораторная. 18.30
    Ужин. 19.00 Викторина “Все сразу”. 20.00 Общий сбор.
    20.15–22.00 Обсуждение дня, планирование. 23.00 Отбой.
  • 4 день. 8.00 Подъем. 8.30 Физ. Зарядка 9.00 Завтрак. 9.30
    Полевые работы. 12.00 Обед.
  • 12.30 – 14.00 Отдых. Футбольный матч. 14.00
    Лабораторная. 18.30 Ужин. 19.00 Веселые игры “2*2”. 20.00
    Общий сбор. 20.15–22.00 Обсуждение дня, планирование.
    23.00 Отбой.
  • 5. День. 8.00 Подъем. 8.30 Физ. Зарядка. 9.00 Завтрак. 9.30
    Подготовка к конференции.
  • 12.00 Обед. 12.00 – 14.00 Отдых. Пляжный волейбол. 15.30 –
    18.00 Подготовка к конференции, оформление работ.
    18.30 Ужин. 19.30 Общий сбор. 20.00-21.00 Обсуждение дня,
    планирование. 21.00 – 23.00 Шоу “Ночной карнавал”.
    23.00 Отбой
  • 6. День. 7.30 Подъем. 8.00 Физ. Зарядка. 8.30 Завтрак. 9.00
    Конференция. 12.00 Обед.
  • 13.00 Выезд на закрытие лагеря. 14.00 – 19. 00 Праздник
    закрытия лагеря. 19.30 Ужин.
  • 20.30 Общий сбор. 21.00 – 24.00 Дискотека. 00.30 Отбой
  • 7. День. 9.00 Подъем. 9.30 Физ. Зарядка. 10.00 Завтрак. 10.30
    Сборы. 12.00 Обед. 14.00 Отъезд участников лагеря.

4. Результат

Дети получили базовый минимум знаний и умений
для проведения самостоятельных небольших
научно-исследовательских работ по ботанике,
гидробиологии, зоологии.

С детьми были организованы и проведены занятия
по экотуризму, здоровому образу жизни и
тематических эковикторин.

Сделано описание растительного сообщества
экотропы (3 участка); созданы рисунки
доминирующих растений (мини-определитель
экотропы на 50 растений); создана ботаническая
картосхема экотропы (3 участка).

Сделано описание животного мира экотропы (3
участка), рисунки типичных животных
(мини-определитель на 54 вида), зоологическая
картосхема экотропы (3 участка).

Сделано описание гидробионтов водоемов
экотропы (3 водоема), рисунки типичных видов
(мини-определитель на 25 видов),
гидробиологическая картосхема экотропы (3
участка).

Освещение работы лагеря в местных СМИ: 2
выступления по радио (О работе лагеря; Эколагерь
глазами детей); опубликовано 4 заметки о работе
лагеря и его результатах в местной газете “Огни
Курумкана”.

Поступили заявки на участие в летнем
профильном экологическом лагере “Живая
природа” на сезон 2007 г. от школьников с. Курумкан,
п. Баргузин.

Ребята выпустили собственную газету “Живая
Природа”, где осветили работу лагеря и высказали
свое мнение о сохранении окружающей среды.

В процессе работы лагеря был отснят небольшой
видеоролик о его работе. Отснято более 200 кадров
фото пленки. Предполагается на основе снимков и
детских рисунков организовать выставку “Живая
Природа” в администрации района с целью
привлечения большего числа сторонников
организации таких типов детских лагерей.

По программе лагеря были проведены 3
познавательные экскурсии (ботаника, зоология,
гидробиология). Во времена послеобеденного
отдыха с ребятами на реке Баргузин в игровой
форме проводились занятия по экологическому
туризму.

С ребятами постоянно шли беседы, консультации.
Структура работы лагеря позволяла работать с
малыми группами (5 человек), где ребята, не
стесненные “толпой”, задавали вопросы и
получали на них исчерпывающие ответы. Очень
важно отметить, что занятия по теории проходили в
естественных природных условиях, где все
комментарии сопровождались наглядной
демонстрацией. С первых же минут ребята
настолько увлекались занятиями, что просто
забывали об обеде и ужине. Вечером каждого дня
проводилось обсуждение работы лагеря, где
окончательно разъяснялись все непонятные
вопросы, а также происходило планирования
следующего дня.

Преподаватели, используя возможность
повышения профессионального опыта, беседовали с
учеными – консультантами вели записи занятий с
детьми по зоологии, ботанике, гидробиологии.




Следующий: