Школа полного дня. Рабочий день воспитателя


Радостно заливается колокольчиком звонок,
возвещая о конце пятого урока.

Время 13:15. Так начинается мой рабочий день. Это
мой рабочий день начинается, а у моего
подопечного 1 «Б» класса близится к середине.

Я работаю в школе полного дня. Школа открыта
целый день. Наши ученики находятся под
присмотром педагогов, получают пятиразовое
диетическое питание, заботу и любовь. Чёткое
соблюдение режима дня и учёт индивидуальных
особенностей наших учеников способствуют
комфортному пребыванию в стенах школы до семи
вечера.

Рабочий день нашей школы построен так, что дети
успевают не только приготовить домашнее задание
и отдохнуть, погулять, но и могут заниматься в
различных кружках, секциях, посетить бассейн и
занятия музыкой.

Моя должность – учитель второй половины дня. А
называюсь я «классная дама».

Первоклашки начинают выходить из класса. По
выражению их лиц понимаю: кто устал, кто чем-то
озабочен, расстроен, у кого хорошее настроение.
Безразличных, ничего не выражающих лиц не бывает.
Увидев меня, ребятишки бегут навстречу,
приветствуем друг друга. Дети, торопясь,
выкладывают свои новости. Стараюсь выслушать,
ответить на вопросы, дать советы, порадоваться
вместе с ними важными для них событиями, да и для
меня тоже.

Пока дети моют руки перед обедом, я успеваю
заглянуть в класс, узнать новости об успехах, о
настроении и самочувствии детей.

Мои ребята начинают выходить из туалетных
комнат и строиться, чтобы идти в столовую на обед.
Стою рядом с классом, ждём последних учеников.

Вопрос контроля мытья рук с мылом решается
просто. Если руки у детей пахнут мылом – значит
вымыли хорошо. Не пахнут, – идут мыть руки
снова. Дети есть дети.

Во время обеда я наблюдаю за своими ребятами:
кто как держит ложку, как сидит, как ест, какой
аппетит, какое самочувствие. После обеда дети с
жалобами на здоровье (если таковы имеются) идут в
медицинский кабинет, где школьный врач или
медсестра окажут им необходимую помощь.

Так совпало, но аппетит хороший у всех. Многие
ребята просят добавки, – растущий организм!

Хочется сказать о школьном питании. В школу
питание не привозят. Повара готовят здоровую
диетическую пищу на месте, на школьной кухне.
Порции достаточно большие, и действительно
по-домашнему вкусно!

Закончился обед. Идем в спальню. У нас девочки и
мальчики спят отдельно. Моё рабочее место в
спальне мальчиков. Пока ребята готовятся ко сну
(посещение туалета, переодевание в пижамы), я
лично беседую с классным руководителем об
успеваемости, проблемах или успехах: кто как
решал задачи, написал диктант, кто как выполнил
то или иное поручение. С кем надо повторить,
закрепить учебный материал, что передать
родителям.

Время 13:40. Мальчишки лежат в кроватках, следя за
мной озорными глазами. Желаю им доброго сна.
Сразу засыпают 4 – 5 человек. Заснут не все, но
будут тихо лежать. Это тоже отдых. Хочется
сказать, что некоторые мальчики красиво
складывают свою одежду на стульчиках. Я их хвалю,
им приятно. Я нахожусь в спальне до окончания
дневного сна: слежу за детьми, тишиной, попутно
заполняю наш журнал, готовлю небольшие тезисы
для беседы с родителями учеников, переписываю
домашнее задание для отправки его вместе с
различными новостями и объявлениями для
родителей по системе net school. Домашнее задание
сегодня небольшое. Ведь сегодня пятница. А
пятница – особенный день, но об этом позже.



14:55. Пора вставать. По плану у нас в 15:05 первый
полдник, затем прогулка. У мальчишек хорошее
настроение: бодро одеваются, приводят себя в
порядок.

15:05. Умытые и посвежевшие после сна, школьники
идут на полдник. По пути беседуем о наших планах
на вторую половину дня, о правилах поведения в
столовой. Сегодня пятница. А мой класс знает, что
по пятницам я им готовлю небольшой сюрприз.
Заранее интригую их, но не выдаю секрета всю
неделю. Дело в том, что к пятнице я просила ребят
принести из дома пластиковый стаканчик,
картонную коробку из-под сока, негодный карандаш
или ручку, бумажную салфетку, кусочки яблока,
картофеля, корки апельсина. Кое-что они принесли,
а для чего я не говорю. Всё выяснится на классном
часе.

А пока, время 15:15. Собираемся на прогулку. В
раздевалке – краткий инструктаж по технике
безопасности на улице, вернее вспоминаем правила
поведения на прогулке. Слежу, чтобы все дети
застегнули куртки, надели тёплые брюки и шапки.
Хоть и весна, а погода стоит холодная. Иногда
одеваемся на прогулку под счёт, если есть
настроение. Идём за здание нашей школы «искать»
приметы наступающей весны. Играем в игру «Кто
больше увидит примет весны». Через некоторое
время возвращаемся на наш участок.

Первоклассники расходятся играть: кто в футбол,
кто с прыгалками, кто с мячом. (Мяч, прыгалки и пр.
мы выносим с собой на прогулку.) Я наблюдаю за
играми детей, играю с ними. Побегав и попрыгав,
ребята переключаются на другую игру, которую
сами и придумали. Играют все вместе, – игра
менее подвижная, и для всех нашлись роли. Дети в
классе разные, группы здоровья и физическое
развитие – тоже.

Коллектив моего класса находится в стадии
формирования. В целом отношения между ребятами
дружелюбные. В классе есть часть детей с
задатками лидерства. Поэтому очень развитое
чувство соперничества у этой части ребят ведёт к
периодическим спорам. Первоклассники не могут
адекватно оценить свои возможности, требования
более завышены к другим, чем к себе. В основном,
конфликты возникают из-за следующих причин:
несоответствие самооценки ученика с оценкой
товарищей, непонимание со стороны
одноклассников, негативные высказывания по
отношению друг к другу, трудности в общении,
трудности в адаптации к школе. Меня радует
тенденция снижения конфликтных ситуаций.
Взаимоотношения внутри класса стали более
стабильными, основаны они на доверии,
взаимопомощи. Повысился статус некоторых
учеников классе.

Большинство учащихся обладают высоким уровнем
школьной мотивации и познавательной активности.
В основном дети в классе добросовестны и
ответственны. Очень переживают из-за неудач.

Постепенно эта игра переходит в другие игры:
«Светофор», «Имена». Девочки отделились в свой
уголок. У них – «морская прогулка» с «горячим
питанием» на борту. Часть мальчишек идет на
качалку, другие – заводят разговоры о
компьютерах, телефонах, о новых технических
новинках. Хоть и мой народ – первоклассники, а
живут в ногу со временем, не отстают от жизни.
«Продвинутые», – как теперь говорит молодёжь.

16:20. Пора заходить в школу, готовиться к
полднику.

16:30. Второй полдник.

Подкрепившись, спускаемся в свой класс, чтобы
приступить к своим ежедневным обязанностям –
приготовлению домашнего задания. Меня радует,
что дети с нетерпением и с желанием приступают к
выполнению заданий. Быстро включаются в работу.
Мои первоклашки пришли в 1-й класс с большим
желанием учиться, с положительным отношением к
учёбе, к школе. Конечно, у ребят разная мотивация:
кого-то радуют новый портфель, пенал и тетрадки,
кого-то привлекают новые друзья в классе, кого-то
новый социальный статус – «я – ученик»,
кого-то получение новых знаний и умений. Они
любознательны, интересуются окружающим миром,
жизнью нашей школы, её традициями и правилами.

«Ребёнок – самое трудолюбивое, самое
деятельное существо в мире. Его «рабочий день»
длится ровно столько, сколько он бодрствует.
Задача воспитателя – включить ребёнка в
развивающую и воспитательную деятельность». [1,
с.30]

Сегодня задание небольшое (озвучиваю план
действия и порядок выполнения заданий) –
повторить состав чисел и решить в тренажёре
примеры, выполнить задание по чтению.

Я хожу по классу, слежу за осанкой и посадкой
учеников. Дети знают правила поведения при
приготовлении домашнего задания: нельзя громко
разговаривать, мешать остальным. Ну, конечно,
бывают нарушения – дети эмоциональны,
импульсивны. Не могут регулировать свои эмоции:
выкрикивают с места, бурно реагируют на что-либо.
Я беру колокольчик, слегка позваниваю им. Ребятам
очень нравится это. Это более действенно, нежели
я буду вслух делать замечание «провинившемуся».

Хочется сказать о вдохновении, с которым я
работаю и общаюсь с детьми. Люблю с ними играть,
подбирать для них интересные темы классных часов
и внеклассных мероприятий. Стараюсь чувствовать
и понимать детей. Я вдохновляю их, а они – меня,
может, даже, они больше.

«Заботьтесь о том, чтобы ваша одухотворённость
была вашим едва ли не единственным оружием». [1, с.
181]

Во время самоподготовки одни ребята работают
самостоятельно. Для других достаточно, чтобы мы
вместе очень тихо прочитали ещё раз условие
задачи, задание к упражнению. Для кого-то важно,
чтобы я молча просто рядом посидела какое-то
время, для уверенности ученика.

17:05. Делаем небольшой перерыв на отдых. В
«игровой» играем с мягким мячом. Сбрасываем с
себя эмоциональное напряжение и усталость. К
нам присоединяются ребята из параллельного
первого класса и второклассники. Получается
очень весело. Но по состоянию здоровья, нервной
системы и физической подготовки не все дети
могут играть в такие подвижные игры
продолжительное время. Через 5-7 минут
переключаемся на более спокойные игры. С
некоторыми ребятами мы в сторонке беседуем по
душам, они делятся со мной своими новостями из
дома, о новой игре, книге, путешествии с
родителями, по учёбе.



17:15. Перемена закончилась. Приглашаю ребят в
класс доделывать задания. Та часть детей,
выполнивших задание раньше, играют в тихие игры
или читают книги.

17:25. Подводим итоги нашей работы, обговариваю с
детьми, что им надо ещё раз повторить дома. В
целом ребята справились с работой хорошо. Хвалю
перед всем классом учеников, которые качественно
без ошибок выполнили задание. Для остальных тоже
находятся добрые слова. Важно поднять самооценку
любого ученика. Важно увидеть прогресс в
овладении знаниями. Любого ученика, не зависимо
от его успехов в учёбе, есть за что похвалить.

Я нахожусь с ребятами практически целый день,
вижу, как кто общается в коллективе, с друзьями,
как относится к поручениям, к различным
мероприятиям. Поэтому у меня есть возможность
вовремя «забить тревогу», обратиться за помощью
к классному руководителю, школьному психологу, к
социальному педагогу, к родителям. При общении с
ребёнком важно увидеть глаза человечка,
установить контакт «глаза в глаза». Быть другом
детей, уважать их, любить их.

«…Их глаза станут Разумом. Они передадут в
сердце то, что потом будет раскручиваться в них
всю жизнь». [1, с.186]

Озвучиваю план наших дел на оставшееся время до
ужина. По плану сегодня экологический
классный час «Планета Земля в опасности».
Наводим порядок на рабочем месте и с хорошим
настроением от проделанной работы и качественно
выполненного задания выходим на перемену.

Дети принесли по моей просьбе на классный час
образцы разных отходов: бумажный мусор,
коробочку от сока, пластиковый стаканчик,
колпачки от ручек, сломанные карандаши,
алюминиевую банку, стеклянную банку,
целлофановый пакет, старую тетрадь. Я, в свою
очередь, принесла образцы пищевых отходов:
картофельные очистки, кожуру яблока, шкурку
мандарина, кусочки картофеля и яблока.



Ученики разложили на отдельном столе
смоделированный мусор – наш экспериментальный
материал и с нетерпением приготовились слушать.

«…Помните, единственным критерием вашего
успеха будет то, что каждый сможет сделать.
Первое, это чтобы ваши глаза блестели от энергии,
счастья и ликования, ведь лучшие стороны вашего
прекрасного Я раскрываются на глазах детей. И
второе, чтобы детские глаза сверкали жаждой
продлить наслаждение ума, сердца, воли». [1, с.155]

В ходе классного часа мы вели беседу о проблеме
«замусоривания», загрязнения нашего города,
нашей планеты. Как появляется, откуда берётся
различный мусор? Что такое мусор и отходы? Куда
девается весь мусор?

Как свалки, заводы и фабрики загрязняют
природу. Гибнут растения, животные, наносится
вред здоровью людей.

Как мы можем своими действиями изменить мир
вокруг себя: не бросать бумажки на улице, не
мусорить в лесу, в парке.

Затем мы рассмотрели наш экспериментальный
материал. Попытались ответить на такой вопрос:
как долго будут лежать в почве разные виды мусора
без изменения? Выдвинули разные прогнозы: за
какой период времени разный мусор разложится
(исчезнет) без остатка? И почему? Что пролежит в
почве две недели, месяц, год, 2 года, 5 лет, 10 лет, 100
лет? Просмотрели небольшую презентацию о
проблеме загрязнения окружающей среды
человеком.

Сделали вывод, что мусор никуда не исчезает. У
природы нет отходов, а все отходы и мусор – дело
рук человека. Стали думать, что мы сами сможем
сделать, чтобы было меньше отходов. Предлагали
разные идеи, как можно будет использовать ещё раз
ненужную упаковку, металлическую и стеклянную
банку, бумагу…

На второй части нашего классного часа мы
проведём научный эксперимент.

Одеваемся и выходим на улицу. Мы взяли с собой
наш смоделированный мусор –
экспериментальный материал. Даю краткий
инструктаж по соблюдению техники безопасности,
объясняю, что и как будем делать.

На заднем дворе школы, выбрав место, мы зарыли в
почву наш экспериментальный материал. Теперь
будем каждую неделю проводить небольшое
исследование, проверять, что изменилось, что
разложилось без остатка, а что совсем не
разлагается и может пролежать в почве десятки
лет. Сможем убедиться на практике, что мусор
никуда не девается, не исчезает. А свалки
вызывают загрязнение почвы, воды, воздуха. Это
всё оказывает влияние на здоровье человека, на
всё живое. Дети сами смогут прийти к выводам и
обобщениям.

«Открытия, совершенные на основе собственных
непосредственных переживаний, а не в результате
объяснения учителя, сделает любое открытие для
ребёнка подлинно своим. Он будет его понимать, он
будет ему верить, он будет им пользоваться». [4, с.5]

«…Если человеческая деятельность затронула
какое-то одно природное явление, то вслед за этим
начинается цепь изменений во множестве других».
[6, с.64]

Дети получают задание: по желанию нарисовать к
следующей пятнице рисунки на тему «Защитим
родную природу». Объявляю тему следующего
классного часа «Чудеса из мусорной корзины», на
котором рассмотрим некоторые наши идеи и выдумки
по вторичному использованию банок, пластиковых
бутылок. На практике попытаемся изготовить сами
необычную и красивую бумагу из старых тетрадей.
Но это уже будет совсем другая история.

Время 18:15. Сложив орудия труда, мы идем на нашу
школьную площадку, присоединяемся к другим
классам. Дети из разных классов играют все
вместе. В нашей школе принято общаться, дружить
ребятам из разных параллелей, классов.
Первоклассники свободно общаются с
третьеклассниками, четвероклассниками. Малыши
гордятся своими старшими товарищами. Старшие не
пренебрегают ими. В школе существует шефская
работа, отнюдь не формально. Старшеклассники
приходят к младшим с интересными викторинами и
конкурсами, играми и эстафетами. Проводятся
общешкольные игры, совместные классные часы,
которые ведут старшие ребята.

И родители учеников замечают, что дети разных
классов дружат между собой, играют вместе,
практически не ссорятся.

А сегодня пятиклассники устроили для малышей
мини состязание по прыжкам через скакалочку,
«салки – догонялки». Другая часть
первоклассников и девочек-пятиклассниц играют в
мяч через сетку.

Нам весело, не хочется уходить с прогулки.

18:45. Время ужина. На ужин сегодня остаётся
только часть детей. Нескольких первоклашек уже с
прогулки забрали домой родители. После ужина
провожаю детей к вечернему воспитателю в
дежурную группу. Здесь ребята гуляют, играют,
читают до прихода за ними родителей.

Встречаясь с родителями моих первоклассников,
я стараюсь всегда начинать разговор с хороших
новостей, с позитива. Если возникла проблема,
прошу помощи, совета у родителей, чтобы нам
вместе попытаться её решить.

Вот таким был сегодня мой рабочий день.

Литература

  1. Азаров, Ю. П. 100 тайн детского развития.
    Москва 1996 г. М.:ИВА
  2. Зубкова, Н. М. Научные ответы на детские
    «почему». [ Опыты и эксперименты для детей от 5 до 9
    лет]/ Автор-составитель: Зубкова Н. М. – СПб.: Речь;
    М.: Сфера, 2009.
  3. Игнатович, Н. И., Рыбальский, Н. Г. Что нужно
    знать о твёрдых бытовых отходах? М., 1995.
  4. Калинина, Т. В. Первые успехи в рисовании.
    Птицы, звери, комары и мухи. – СПб.: Речь,
    Образовательные проекты, М.: Сфера, 2009.
  5. Новые санитарно-эпидемиологические правила и
    нормативы для ДОУ. Москва 2003.
  6. Рыженков, А. П. Физика. Человек. Окружающая
    среда: Прил. к учеб. Физики для 8 кл. общеобразоват.
    учреждений. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2000.



Следующий: