Семья. Правовые основы брачно-семейного отношений

Цели занятия:

  1. Знания о социальном и правовом регулировании брачно-семейных отношений;
  2. Умение осознанно выполнять права и обязанности детей, а в будущем родителей и супругов, анализировать правовые акты о браке и семье;
  3. Формирование серьезного и уважительного отношения к институту семьи.

Оборудование:

  1. Конституция РФ 1993 год.
  2. Семейный кодекс РФ.
  3. Текст брачного договора.
  4. Тесты для контроля знаний.
  5. Презентация «Семья».

Оформление доски:

  • Плакаты на тему семья, опорная схема.
  • Основные понятия – семья, брак, семейный кодекс, ЗАГС, брачный договор, права и обязанности супругов, родителей и детей, алименты.

Ход занятия

Оргмомент

I этап. Учитель об актуальности темы занятия.

«Семья – это общество в миниатюре, от целостности которого зависит безопасность всего большого человеческого общества» (Ф. Адлер)

В народе говорят: «Семья – это семь Я».

Если крепкие и добрые отношения в семье утвердились, то всем её членам живется хорошо и спокойно. Окружающие люди с уважением относятся к таким семьям. И сейчас и в старину, когда говорили о женитьбе, то всегда обсуждали семью, из которой родом жених и невеста. В народе сложилось, что прежде чем жениться, надо узнать: «доброго ли рода-племени человек». Начало семьи будет хорошее, если молодые из крепких семей с добрыми традициями. Не случайно русское слово брак обозначает «брачити», т.е. отбирать лучшее от худшего. Понятие семья и брак неразрывны.

Семья – это союз людей, основанный на браке и родстве и общей семейной деятельности. Она регулирует сексуальные отношения мужчины и женщины, рождение и воспитание детей, совместное проживание.

Брак – это основа семьи, добровольный и равноправный союз мужчины и женщины, санкционированный государством и обществом.

Государство и общество поощряет браки одобрением и поддержкой. Мы совместно будем анализировать различные правовые источники знаний о семье и обсуждать их главные положения. Обратимся к Основному закону – Конституции РФ 1993 года, статья 38 (учащиеся читают вслух и поясняют). Далее статья 1 Семейного кодекса об основах семейного законодательства РФ (учитель читает и задает вопросы).

Вопросы:

  1. Что нового вы узнали о семье?
  2. Почему государство укрепляет семью?
  3. Какой брак признается в России?
  4. Каковы права супругов в браке?
  5. Как должны решаться общесемейные вопросы?

II этап. Изучаем условия и порядок заключения брака и развода.

Статьи 11-14 СК РФ. Обсуждение позитивных условий для заключения брака – добровольное согласие мужчины и женщины, достижение брачного возраста; негативные условия, препятствующие заключению брака – состояние в другом браке, близкое родство и состояние усыновления, недееспособность.

Почти все из вас видели, как проходит торжественно церемония заключения брака в ЗАГСе или венчания в церкви. Эти радостные моменты помнят не только муж и жена, но и их родственники и друзья. Красивое начало семейной жизни, все дарят подарки и веселятся, но в семейной жизни всегда будут трудные и печальные моменты. Все это будет успешно преодолеваться, если крепкой будет любовь и дружба супругов. Если люди не были готовы к браку, то семья может разрушиться.

Рассматриваем слайды презентации «Семья» и выясняем причины счастливой и несчастливой семейной жизни. Учащиеся самостоятельно высказывают свои мнения, а учитель подводит итоги, как жить долго и счастливо в семье.

Цифры статистики в РФ не радуют: каждый третий брак распадается. Учитель спрашивает о возможных причинах разводов (беседа).

Развод осуществляется в ЗАГСе, если нет у супругов спорных вопросов и несовершеннолетних детей. И в суде по гражданским делам, если один из супругов не согласен, решается вопрос об алиментах и проживании детей.

III этап. Взаимные права и обязанности супругов.

С момента регистрации брака у мужа и жены возникают взаимные права и обязанности – личные и имущественные. Личные отношения не имеют экономического содержания и должны решаться по взаимному согласию на основе равноправия и уважения сторон. Речь идет о выборе фамилии супругов, роде занятий и профессии, места жительства и т.д. Имущественные отношения решаются по закону и по брачному договору, если супруги его заключили и заверили у нотариуса. Статья 34 СК РФ говорит о совместном имуществе супругов, а статья 36 о личной собственности каждого из них.

В новом СК РФ дано право договориться по своему выбору, если супруги заключили по поводу имущества брачный договор (учитель обращает внимание на текст брачного договора, поясняет как его заполнять и просит его заполнить дома, обсудив с родителями).

IV этап. Права и обязанности родителей и детей.

Учащиеся читают вслух статьи 47,54, 56 СК РФ и получают знания о родительских правах и правах детей. Учитель обращает внимание, что права родителей одновременно являются их обязанностями: определение имени, отчества и фамилии ребенка, место жительства, школы и т.д.

Обсуждение права несовершеннолетних детей: право жить и воспитываться в семье, право на общение с родителями и другими родственниками, право ребенка на защиту и другие права.

К сожалению, в современной РФ участились случаи лишения родительских прав судом. Учитель задает вопросы о причинах появления таких явлений. Учащиеся высказывают свои мнения, а учитель делает общий вывод. Затем учитель поясняет понятие об алиментных отношениях.

Если дети остались без родителей, то государство устанавливает для них особые формы защиты – усыновление, опека и попечительство, приемная семья. Самое лучшее для ребенка — это воспитание в семье, где он может получить любовь, заботу, полноценное развитие.

У всех народов мира, во всех моральных и религиозных нормах семья является высшей ценностью. В православной вере наших предков всегда почитали родителей и семейные устои, с этим связывали счастье и долголетие. Великий пример семейной любви: 13 век, князь Петр и княгиня Феврония Муромские, которые жили счастливо и умерли в один день. Теперь в России 8 июля объявлен государственным праздником семьи и любви. РПЦ прославила их святыми, им молятся православные христиане о даровании семейного счастья.

V этап. Подведение итогов.

Учитель предлагает решить тесты по теме «Семья», проверяя, как усвоены на этом занятии основные понятия темы. Благодарит всех за участие в работе и просит выполнить домашнее задание:

  • заполнить бланк брачного договора;
  • найти поговорки и высказывания великих людей о семье.

Тестирование «Семейное право».

1. Закончите следующее предложение: «Основополагающим правовым актом, регулирующим семейные отношения в России, является…»

  1. Семейный кодекс РФ;
  2. Кодекс о браке и семье РФ;
  3. Уложение о семейных отношениях РФ.

2. К какому из перечисленных понятий относится следующее определение: «Добровольный союз мужчины и женщины, целью которого является создание семьи?»

  1. пакт;
  2. договор;
  3. брак.

3. Каков брачный возраст мужчин и женщин в России?

  1. 16 лет;
  2. 18 лет;
  3. 20 лет.

4. Какое обстоятельство делает невозможным вступление в брак?

  1. различие национальностей;
  2. одна из сторон уже состоит в браке;
  3. отсутствие у жениха счёта в банке.

5. Имущество, нажитое супругами во время брака, является:

  1. их индивидуальной собственностью;
  2. их совместной собственностью;
  3. долевой собственностью.

6. Брачный договор заключается:

  1. в письменной форме и подлежит нотариальному удостоверению;
  2. в письменной форме и подлежит регистрации в органах ЗАГС;
  3. в письменной форме.

7. Какое имущество семьи подлежит разделу в случае расторжения брака?

  1. вещи индивидуального пользования;
  2. предметы роскоши;
  3. вещи, подаренные каждому супругу в отдельности.

8. С какого момента супруги обретают родительские права и обязанности?

  1. с момента вступления в брак;
  2. с момента определения ребенка в ясли;
  3. с момента рождения ребенка.

9. Лишение родительских прав производится:

  1. в судебном порядке;
  2. органами ЗАГС;
  3. органами опеки и попечительства.

10. Брак в РФ заключается:

  1. в суде;
  2. в церкви;
  3. в органах ЗАГС.

Литература:

  1. А.Ф.Никитин «Основы государства и права» 10-11 класс, 2006.
  2. А.Ф.Никитин «Основы обществознания» 9 класс, 2007.
  3. Семья. Книга для чтения, 1991.
  4. А.А. Двигалева. Тесты по обществознанию, 2009.
  5. Википедия.

Следующий: