Семинарское занятие в 10-м классе Крещение Руси как русский и европейский феномен


Цель занятия:

  • сформировать у учащихся представление о
    крещении Руси как процессе приобщения к
    европейскому политическому и социокультурному
    пространству.

Задачи:

  • выявить причины и последствия принятия Русью
    христианства;
  • дать характеристику языческих верований
    славян, процесса крещения;
  • показать роль князя Владимира Святославича в
    процессе крещения Руси;
  • продолжить формирование умений учащихся
    проводить поиск исторической информации в
    источниках разного типа;
  • различать в исторической информации факты и
    мнения, исторические описания и исторические
    объяснения;
  • представлять результаты изучения
    исторического материала в форме доклада;
  • способствовать формированию представлений о
    христианстве как идейной основе русской
    культуры.

Основные понятия и даты занятия:

  • «политеизм», «монотеизм», князь Владимир
    Святославич (980-1015); 988 г. — крещение Руси

Оборудование:

  • карта (настенная) «Киевская Русь в IX — XIIвв.»;
    мультимедийные презентации «Владимир
    Святославич: легенда, былина, история»,
    «Язычество древних славян «, «Проблема выбора
    веры в исторических источниках и трудах
    историков «, » Крещение Руси в трудах историков
    «, подготовленные учащимися.

Тип занятия: cеминар

Ход занятия



I. Вводное слово учителя



На сегодняшнем занятии мы поговорим с вами о
принятии Русью христианства. В ходе занятия мы
продолжим работу над формированием умений
анализа исторических источников и трудов
историков, составления конспекта и работы с
картой. Вам предстоит самостоятельно определить
причины и последствия принятия Русью
христианства и объяснить, почему православие на
Руси сохранило такое большое количество
языческих праздников.

Христианство является одной из
монотеистических религий. Вводится понятие «монотеизм»
(система религиозных верований, основанная на
представлении о едином Боге) [1]. Учитель просит
привести примеры монотеистических религий.
Рассматриваются отличия монотеизма от
политеизма, вопрос о том, было ли неизбежным
принятие Русью монотеистической религии.

Первые достоверные сведения о распространении
христианства на Руси относятся к IX в. В «Окружном
послании» 867 г. Константинопольского патриарха
Фотия говорится о крещении руссов, тех самых,
которые воевали с Византией. Хронологически
совпадение Фотиева свидетельства с летописью,
где под 866 г. говорится о походе на Царьград
князей Аскольда и Дира, позволяет предположить,
что первое крещение произошло при легендарных
киевских князьях. Прямо о крещении Руси при
Аскольде говорится и в позднейшей (XIV в.)
Никоновской летописи.

Христианами были некоторые дружинники князя
Игоря. В летописи помещен договор Руси с
Византией 944 г., условия которого крещеные русы
обязались соблюдать на кресте, принося присягу в
Соборной церкви Св. Ильи, а некрещеные — у ног
Перуна, полагая к ногам его оружие, щиты и золото.
Церковь Св. Ильи названа соборной, т.е. главной,
следовательно, в Киеве в то время были и другие
христианские храмы.

Христианство приняла и княгиня Ольга, жена
Игоря, мать Святослава. В 957 г. она в сопровождении
большой свиты отправилась в Константинополь, где
перешла в христианскую веру. По летописному
преданию ее крестным отцом стал византийский
император [2].

II. Изучение нового материала



Для подготовки к семинарскому занятию за две
недели до его проведения вывешивается план (Приложение). Отдельные учащиеся
получают опережающее задание подготовить
доклады и мультимедийные презентации к ним.

1. Доклады учащихся

1. Владимир Святославич: легенда, былина,
история.

2. Язычество древних славян.

3. Проблема выбора веры в исторических
источниках и трудах историков.

4. Крещение Руси в трудах историков.

Выступления докладчиков, ответы докладчиков на
вопросы учащихся.

2. Вопросы для обсуждения.

1. Каковы были причины принятия Русью
христианства?

2. Почему попытка Владимира превратить
язычество в государственную религию не имела
успеха? Почему Перун не воспринимался на Руси как
повелитель остальных богов?

3. Cтояла ли Русь в X веке перед каким — либо
религиозным выбором?

4. Каков был характер крещения Руси?

5. Укажите значение принятия христианства для
Руси. Было ли оно прогрессивным? Почему ?

В ходе обсуждения заявленных вопросов учащиеся
выясняют и фиксируют в тетради причины
принятия Русью христианства:

1. необходимость объединения племен;

2. оправдание социального неравенства;

3. повышение международного авторитета Руси;

4. приобщение к византийской культуре.

Учащиеся делают выводы о том, что религиозная
реформа князя Владимира не могла увенчаться
успехом, так как Перун не воспринимался на Руси
как повелитель остальных богов; религиозный
выбор Руси был результатом сложного процесса, а
характер ее крещения являлся во многом
следствием государственного насилия.

Учащиеся фиксируют в тетрадях значение
принятия Русью христианства:

1.принятие христианства способствовало
укреплению государственной власти;

2 Русь приобщилась к византийской культуре;

3. на Руси появилась славянская письменность;

4. принятие христианства способствовало
развитию живописи, архитектуры, ремесел;

5. принятие христианства способствовало
распространению христианской морали и наносило
удар по родовым обычаям;

6. принятие христианства способствовало
расширению международных связей Руси.

III. Подведение итогов. Рефлексия.

Учащиеся формулируют вывод о прогрессивном
характере крещения Руси.

Рефлексия осуществляется с помощью упражнения «Плюс-минус-интересно».
Учащимся предлагается заполнить таблицу,


Плюс Минус Интересно

  • где «плюс» — всё, что понравилось на уроке,
    информация и формы работы, которые вызвали
    положительные эмоции, либо по мнению учащегося
    могут быть ему полезны для достижения каких-то
    целей;
  • «минус» — всё, что не понравилось на уроке,
    показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось
    непонятным, или информация, которая, по мнению
    ученика, оказалась для него не нужной,
    бесполезной с точки зрения решения жизненных
    ситуаций;
  • «интересно» — все любопытные факты, о которых
    учащиеся узнали на уроке и что бы еще хотелось
    узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.

Домашнее задание.

  • Параграф 5 (Cахаров А.Н. История России с
    древнейших времен до конца XVII века. М.: Русское
    слово, 2010. Ч.1); записи в тетрадях.

Литература.

1. Яковер Л.Б. Справочник по истории Отечества.
М.: ТЦ «Сфера», 1998.

2. Набатова О.Г. Конспекты уроков по истории
России с древнейших времен до начала XVI века: 6-7
класс. Методическое пособие. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001.




Следующий: