Семинарское занятие на уроках истории в 10–11-х классах

Семинар

коллективная форма учебного
занятия, на котором в результате предварительной
работы над программным материалом преподавателя
и учащихся, самостоятельной работы с различными
источниками информации, анализа исторических
документов, статистических данных, в процессе
публичного обсуждения вопросов темы решаются
задачи формирования прочных исторических
знаний, практических умений учащихся.

Методические рекомендации к
уроку-семинару.

Использование уроков-семинаров в 10-11 классах
позволяет систематизировать, углубить и
обобщить знания учащихся, полученные при
изучении истории ранее, активно использовать
информацию, полученную из различных источников,
получить навыки самостоятельной работы с
историческими документами, сформировать
поисковые и исследовательские навыки учащихся,
навыки владения диалогической и монологической
речью, подготовить к продолжению образования.
Семинар создаёт благоприятные условия для
реализации возможностей каждого ученика, для
самостоятельного познания и творчества.

Для повышения эффективности работы
рекомендуется проведение уроков-семинаров в
системе.

Виды семинарских занятий: семинар-исследование,
семинар-“круглый стол”, семинар-“карусель”,
семинар-“мозговой штурм”, семинар с элементами
дискуссии.


Этапы подготовки к семинару:

Организационный этап

  • Определение темы и литературы;
  • Выбор заданий (с учётом доступности и
    посильности)
  • Подготовительный этап

  • Вводная лекция по теме;
  • Ознакомление с планом семинарского занятия,
    заданиями; распределение заданий (общие,
    групповые, индивидуальные). Получение списка
    рекомендованной литературы;
  • Выполнение заданий, накопление и обработка
    материала (составление планов, тезисов,
    конспектов; написание сообщений докладов,
    рефератов).
  • Проведение занятия

    Контролирующая часть

  • Работа с тестами и вопросами для контроля и
    самоконтроля.
  • Подведение итогов семинарского занятия.

    Семинар №1

    (История России, 10 класс)

    “Основные тенденции формирования
    средневекового общества и Древняя Русь”

    ПЛАН

    1. Введение. Предыстория восточных славян.
    2. Геополитическое положение, природа и их влияние
      на направление и характер исторического
      развития Руси.
    3. Образование и развитие древнерусского
      государства.
    4. Социально-экономический и политический строй
      Древней Руси.
    5. Принятие Русью христианства, и его влияние на
      историческую судьбу России.
    6. Заключение. Подведение итогов.

    Рекомендуемая литература:

    1. Аванта+. Энциклопедия для детей. Том 5. История
    России и её ближайших соседей.

    Часть 1.: От древних славян до Петра Великого.
    М.,1998.

    2. Государство российское; власть и общество с
    древнейших времен до наших дней.

    Сборник документов./Ред. Кукушкин Ю.С. Сост.
    Шульгин B.C./ M.,1996.

    3. Гумилев Л.Н. От Руси к России. М., 1998.

    4. Карамзин Н.М. История государства
    Российского. В 9 томах. М.,1992.

    5. Ключевский В.О. Курс русской истории.
    Сочинения в 9 томах. М.,1989.

    6. Курбатов Г.Л., Фроянов И.Я. Христианство:
    Античность. Византия. Древняя Русь. Л., 1988.

    7. Милов Л.В. Природно-климатический фактор и
    особенности российского исторического процесса.
    Вопросы истории. 1992. №4-5.

    8. Откуда есть пошла Русская земля: История
    Отечества в романах, повестях, документах. М.,1986.

    9. Прошин Г.Г. Как была крещена Русь. М., 1988.

    10. Рыбаков Б.А.Мир истории: начальные века
    русской истории. 2-е изд. М., 1987.

    11. Соловьев С.М. История России с древнейших
    времен. Сочинения в 18 книгах. М.,1987.


    Исторические источники к семинару


    “Повесть временных лет” (1113)

    извлечение

    Спустя много времени сели славяне по Дунаю, где
    теперь земля Венгерская и Болгарская.
    От тех славян разошлись славяне по земле и
    прозвались именами своими от мест, на которых
    сели. Так одни, придя, сели на реке именем Морава и
    прозвались морава, а другие назвались чехи. А вот
    еще те же славяне: белые хорваты, и сербы, и
    хорутане. Когда волохи напали на славян
    дунайских, и поселились среди них, и притесняли
    их, то славяне эти пришли и сели на Висле и
    прозвались ляхами, а от тех ляхов пошли поляки,
    другие ляхи – лутичи, иные – мазовшане, иные –
    поморяне.

    земля Венгерская

    – Территория совр. Венгрии,
    бывшей римской провинции Паннонии, была занята
    венграми (мадьярами), народом финно-угорской
    группы, в конце IX – начале X в.

    … Болгарская

    – Дунайская Болгария, сюда в VII
    в. с Волги пришли болгары, народ тюркской группы,
    во главе со своим ханом Аспарухом. Здесь
    тюрки-болгары смешались с южными славянами,
    восприняв их язык и культуру; так образовалась
    южнославянская народность болгары.

    Так же и эти славяне пришли и сели по Днепру и
    назвались полянами, а другие – древлянами,
    потому что сели в лесах, а другие сели между
    Припятью и Двиною и назвались дреговичами,
    иные сели по Двине и назвались полочанами,
    по речке, впадающей в Двину, именуемой Полота, от
    нее и назвались полочане. Те же славяне, которые
    сели около озера Ильменя, назывались своим
    именем – славянами, и построили город, и
    назвали его Новгородом. А другие сели по Десне, и
    по Сейму, и по Суле, и назвались северянами. И так
    разошелся славянский народ, а по его имени и
    грамота назвалась славянской…

    “Повесть временных лет” (1113)


    извлечение

    Поляне же жили в те времена отдельно и
    управлялись своими родами; ибо и до той братии (о
    которой речь в дальнейшем) были уже поляне, и жили
    они все своими родами на своих местах, и каждый
    управлялся самостоятельно. И были три брата: один
    по имени Кий, другой – Щек и третий – Хорив, а
    сестра их – Лыбедь. Сидел Кий на горе, где ныне
    подъем Боричев
    , а Щек сидел на горе, которая
    ныне зовется Щековица, а Хорив на третьей
    горе, которая прозвалась по имени его Хоривицей.
    И построили город в честь старшего своего брата,
    и назвали его Киев. Был вокруг города лес и бор
    велик, и ловили там зверей, а были те мужи мудры и
    смыслены, и назывались они полянами, от них
    поляне и доныне в Киеве.

    Некоторые же, не зная, говорят, что Кий был
    перевозчиком; был-де тогда у Киева перевоз с той
    стороны Днепра, отчего и говорили: «На перевоз
    на Киев». Если бы был Кий перевозчиком, то не
    ходил бы к Царьграду; а этот Кий княжил в роде
    своем, и когда ходил он к царю, то, говорят, что
    великих почестей удостоился от царя, к которому
    он приходил. Когда же возвращался, пришел он к
    Дунаю, и облюбовал место, и срубил городок
    невеликий, и хотел сесть в нем со своим родом, да
    не дали ему живущие окрест; так и доныне называют
    придунайские жители городище то – Киевец. Кий же,
    вернувшись в свой город Киев, тут и умер; и братья
    его Щек и Хорив и сестра их Лыбедь тут же
    скончались.

    … на горе, где ныне подъем Боричев

    — Боричев
    спуск соединял центральную, древнейшую часть
    Киева на горе с Подолом, расположенным под горой;

    … Щековица … Хоревица

    – два древнейших
    поселения Киева, существовавших VI века.

    Киев – первый по величине город Киевской Руси,
    основанный, по Стрыйковскому, в 430 г., впервые
    упоминается в летописях под 860 г.;

    И после этих братьев стал род их держать
    княжение
    у полян, а у древлян было свое
    княжение, а у дреговичей свое, а у славян в
    Новгороде свое, а другое на реке Полоте, где
    полочане. От этих последних произошли кривичи,
    сидящие в верховьях Волги, и в верховьях Двины, и
    в верховьях Днепра, их же город — Смоленск; именно
    там сидят кривичи. От них же происходят и
    северяне. А на Белоозере сидит весь, а на
    Ростовском озере меря, а на Клещине озере также
    меря. А по реке Оке – там, где она впадает в Волгу,
    – мурома, говорящая на своем языке, и черемисы,
    говорящие на своем языке, и мордва, говорящая на
    своем языке. Вот только кто говорит по-славянски
    на Руси: поляне, древляне, новгородцы, полочане,
    дреговичи, северяне, бужане, прозванные так
    потому, что сидели по Бугу, а затем ставшие
    называться волынянами. А вот другие народы,
    дающие дань Руси: чудь, меря, весь, мурома,
    черемисы, мордва, пермь, печера, ямь, литва,
    зимигола, корсь, нарова, ливы, – эти говорят на
    своих языках, они – от колена Иафета и живут в
    северных странах. … стал род их держать
    княжение
    – см. Происхождение названия
    «князь».

    “Повесть временных лет” (1113)


    извлечение

    Все эти племена имели свои обычаи, и законы
    своих отцов, и предания, и каждые – свой нрав.
    Поляне имеют обычай отцов своих кроткий и тихий,
    стыдливы перед снохами своими и сестрами,
    матерями и родителями; перед свекровями и
    деверями великую стыдливость имеют; имеют и
    брачный обычай: не идет зять за невестой, но
    приводит ее накануне, а на следующий день
    приносят за нее – что дают. А древляне жили
    звериным обычаем, жили по-скотски: убивали друг
    друга, ели все нечистое, и браков у них не бывали,
    но умыкали девиц у воды. А радимичи, вятичи и
    северяне имели общий обычай: жили в лесу, как и
    все звери, ели все нечистое и срамословили при
    отцах и при снохах, и браков у них не бывало, но
    устраивались игрища между селами, и сходились на
    эти игрища, на пляски и на всякие бесовские песни,
    и здесь умыкали себе жен по сговору с ними; имели
    же по две и по три жены. И если кто умирал, то
    устраивали по нем тризну, а затем делали большую
    колоду, и возлагали на эту колоду мертвеца, и
    сжигали, а после, собрав кости, вкладывали их в
    небольшой сосуд и ставили на столбах по дорогам,
    как делают и теперь еще вятичи. Этого же обычая
    держались и кривичи, и прочие язычники, не
    знающие закона Божьего, но сами себе
    устанавливающие закон…



    “Повесть временных лет” (1113)


    извлечение

    В год 6495 (987) созвал Владимир бояр своих и
    старцев градских и сказал им: «Вот приходили ко
    мне болгары, говоря: «Прими закон наш». Затем
    приходили немцы и хвалили закон свой. За ними
    пришли евреи. После же всех пришли греки, браня
    все законы, а свой восхваляя, и многое говорили,
    рассказывая от начала мира, о бытии всего мира.
    Мудро говорят они, и чудно слышать их, и каждому
    любо их послушать, рассказывают они и о другом
    свете: если кто, говорят, перейдет в нашу веру, то,
    умерев, снова восстанет, и не умереть ему вовеки;
    если же в ином законе будет, то на том свете
    гореть ему в огне. Что же вы посоветуете? что
    ответите?». И сказали бояре и старцы: «Знай,
    князь, что своего никто не бранит, но хвалит. Если
    хочешь поистине все разузнать, то ведь имеешь у
    себя мужей: послав их, разузнай, у кого какая
    служба и кто как служит Богу». И понравилась
    речь их князю и всем людям; избрали мужей славных
    и умных, числом 10….

    Они же вернулись в землю свою. И созвал князь
    бояр своих и старцев, и сказал Владимир: «Вот
    пришли посланные нами мужи, послушаем же все, что
    было с ними», – и обратился к послам:
    «Говорите перед дружиною». Они же сказали:
    «Ходили в Болгарию, смотрели, как они молятся в
    храме, то есть в мечети, стоят там без пояса;
    сделав поклон, сядет и глядит туда и сюда, как
    безумный, и нет в них веселья, только печаль и
    смрад великий. Не добр закон их. И пришли мы к
    немцам, и видели в храмах их различную службу, но
    красоты не видели никакой. И пришли мы в
    Греческую землю, и ввели нас туда, где служат они
    Богу своему, и не знали – на небе или на земле мы:
    ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и
    не знаем, как и рассказать об этом, – знаем мы
    только, что пребывает там Бог с людьми, и служба
    их лучше, чем во всех других странах. Не можем мы
    забыть красоты той, ибо каждый человек, если
    вкусит сладкого, не возьмет потом горького; так и
    мы не можем уже здесь пребывать». Сказали же
    бояре: «Если бы плох был закон греческий, то не
    приняла бы его бабка твоя Ольга, а была она
    мудрейшей из всех людей». И спросил Владимир:
    «Где примем крещение?». Они же сказали:
    «Где тебе любо».

    И когда прошел год, в 6496 (988) году пошел Владимир
    с войском на Корсунь…. Владимир вошел в
    город с дружиною своей и послал к царям Василию и
    Константину сказать: «Вот взял уже ваш город
    славный; слышал же, что имеете сестру девицу; если
    не отдадите ее за меня, то сделаю столице вашей то
    же, что и этому городу». И, услышав это,
    опечалились цари, и послали ему весть такую:
    «Не пристало христианам выдавать жен за
    язычников. Если крестишься, то и ее получишь, и
    царство небесное восприимешь, и с нами
    единоверен будешь. Если же не сделаешь этого, то
    не сможем выдать сестру за тебя».

    Услышав это, сказал Владимир посланным к нему
    от царей: «Скажите царям вашим так: я крещусь,
    ибо еще прежде испытал закон ваш и люба мне вера
    ваша и богослужение, о котором рассказали мне
    посланные нами мужи». И рады были цари, услышав
    это, и упросили сестру свою, именем Анну, и
    послали к Владимиру, говоря: «Крестись, и тогда
    пошлем сестру свою к тебе». Ответил же
    Владимир: «Пусть пришедшие с сестрою вашею и
    крестят меня». И послушались цари, и послали
    сестру свою, сановников и пресвитеров.

    Многие из дружинников крестились… Крестился
    же он в церкви святого Василия, а стоит церковь та
    в городе Корсуни посреди града, где собираются
    корсунцы на торг; палата же Владимира стоит с
    края церкви и до наших дней, а царицына палата –
    за алтарем. После крещения привели царицу для
    совершения брака.

    После всего этого Владимир …вернулся в Киев.

    И когда пришел, повелел опрокинуть идолы –
    одних изрубить, а других сжечь. Перуна же
    приказал привязать к хвосту коня и волочить его с
    горы по Боричеву взвозу к Ручью и приставил 12
    мужей колотить его палками. Делалось это не
    потому, что дерево что-нибудь чувствует, но для
    поругания беса, который обманывал людей в этом
    образе, – чтобы принял он возмездие от людей.
    «Велик ты, Господи, и чудны дела твои!». Вчера
    еще был чтим людьми, а сегодня поругаем. Когда
    влекли Перуна по Ручью к Днепру, оплакивали его
    неверные, так как не приняли еще они святого
    крещения. И, притащив, кинули его в Днепр. И
    приставил Владимир к нему людей, сказав им:
    «Если пристанет где к берегу, отпихивайте его.
    А когда пройдет пороги, тогда только оставьте
    его». Они же исполнили, что им было приказано. И
    когда пустили Перуна и прошел он пороги,
    выбросило его ветром на отмель, и оттого прослыло
    место то Перунья отмель, как зовется она и до сих
    пор. Затем послал Владимир по всему городу
    сказать: «Если не придет кто завтра на реку -
    будь то богатый, или бедный, или нищий, или раб, -
    будет мне врагом». Услышав это, с радостью
    пошли люди, ликуя и говоря: «Если бы не было это
    хорошим, не приняли бы этого князь наш и бояре».
    На следующий же день вышел Владимир с попами на
    Днепр, и сошлось там людей без числа. Вошли в воду
    и стояли там одни до шеи, другие по грудь, молодые
    же у берега по грудь, некоторые держали
    младенцев, а уже взрослые бродили, попы же, стоя,
    совершали молитвы. И была видна радость на небе и
    на земле по поводу стольких спасаемых душ… Люди
    же, крестившись, разошлись по домам. Владимир же
    был рад, что познал Бога сам и люди его… приказал
    рубить церкви и ставить их по тем местам, где
    прежде стояли кумиры. И поставил церковь во имя
    святого Василия на холме, где стоял идол Перуна и
    другие и где творили им требы князь и люди. И по
    другим городам стали ставить церкви и определять
    в них попов и приводить людей на крещение по всем
    городам и селам. Посылал он собирать у лучших
    людей детей и отдавать их в обучение книжное.
    Матери же детей этих плакали о них; ибо не
    утвердились еще они в вере и плакали о них как о
    мертвых.

    Вопросы для контроля и самоконтроля

  • Где находилась прародина славян, какие
    существуют точки зрения на этот счёт?
  • На основании каких источников можно судить о
    дописьменной истории восточных славян?
  • Как влияли на развитие восточнославянского
    общества контакты с Византийской империей,
    Хазарским каганатом, варягами (скандинавами)?
    Были ли эти контакты враждебными,
    дружественными, взаимовыгодными?
  • Какие типы земледелия знали восточные славяне?
  • Географическое положение и
    природно-климатические условия влияют ли на
    формирование хозяйственных типов. А влияют ли
    они на формирование национального характера?
  • Какую роль сыграли варяги в создании
    древнерусского государства?
  • Что побудило князя Владимира принять новую
    религию?
  • Был ли в 988 г. у Владимира религиозный выбор (из
    нескольких религий)? Какие могли быть
    альтернативы? Почему князь выбрал православие?
  • Почему киевляне приняли крещение без особого
    сопротивления, а новгородцы яростно
    сопротивлялись этому?
  • Можно ли утверждать, что в результате крещения
    Русь оказалась в зависимости от Византии? Если
    да, то в чём проявилась эта зависимость?
  • Каковы были последствия крещения Руси?
  • “Киевская Русь была частью европейского мира”.
    Согласны ли Вы с подобной оценкой? Приведите
    аргументы за или против.



  • Следующий: