Семинар в 11-м классе по теме Война закончилась. Споры продолжаются…


Задачи:

Продолжить работу по формированию:

  • Историко–познавательной компетенции
    (способность старшеклассников работать с
    разными типами исторических источников,
    критически их анализировать);
  • Информационно – коммуникативной компетенции (навыки
    поиска и систематизации исторической
    информации, умение участвовать в обсуждении
    исторических проблем, формулировать собственную
    позицию в ходе дискуссии);
  • Социально – мировоззренческой компетенции
    (способность понимать историческую
    обусловленность явлений, соотносить свои
    взгляды с существующими мировоззренческими
    системами).

Вид урока:

исследовательский семинар.



Учебно-деятельностная среда:

- Фрагмент из аналитической передачи
“Постскриптум”;
- Пакет с текстами для учащихся (вариант
прилагается);
- Список рекомендуемой литературы для учащихся.

  • Проэктор Д.М. Фашизм: путь агрессии и гибели.- М.:
    Наука, 1985.- 542 с.
  • Пыхалов И. Великая оболганная война. — М.: Яуза,
    Эксмо, 2005.- 480 с.
  • Советская военная энциклопедия./Гл.ред.комис.
    Н.В.Огарков.- (Т6-8). – М., 1976-1980.
  • 100 великих битв. – М.: Вече, 1998. – 640 с.
  • Энциклопедия “Третьего рейха/ Авт.-сост.
    С.Воропаев. – М., 1996.

Подготовительная работа к семинару.

Класс делится на группы и получает задания:

1 группа

“Западные историки”собирают
и излагают факты из истории II мировой войны,
доказывающие, что главная роль в разгроме
фашистской Германии принадлежала Англии и США.

2 группа

“Немецкие историки”
собирают и излагают факты из истории II мировой
войны, доказывающие, что Германия проиграла
войну из-за природно-климатических факторов,
амбиций и стратегических просчетов Гитлера.

3 группа

“Русские историки”
собирают и излагают факты из истории II мировой
войны, доказывающие, что решающую роль в разгроме
фашистской Германии сыграл советский народ.

4 группа

“Аналитики” – выслушивают
все факты и аргументы, делают выводы.

- Каждая из групп, излагая свою точку зрения,
должна четко сформулировать ответ: достаточно ли
для оценки роли государства во II мировой войне
только перечислить количество военных операций
и потерь? Какие еще факторы следует при этом
учитывать?



Ход семинара

Организационно – подготовительный этап.

Психологический настрой.

  • Вступительное слово учителя: “Уважаемые
    коллеги, анализируя события, связанные с
    предстоящим празднованием 65-летия Победы СССР в
    Великой Отечественной войне, невольно приходишь
    к выводу, что “история учит тому, что ничему не
    учит”.
  • Посмотрите в/фрагмент из передачи
    “Постскриптум” — выступление президента Латвии.
    “Оскорбления в адрес ветеранов Великой
    Отечественной войны – это не просто
    пренебрежение к событиям, а скорее всего
    продуманная политика государства”, в основе
    которой лежит фальсификация исторических
    событий.
  • Наша задача – аргументировано защитить честь
    ветеранов Великой Отечественной войны, честь
    СССР, мужество антифашистов, выигравших войну.
    Для этого нам необходимо знать факты и доводы
    противоположных сторон.
  • Содержательно – психологический эта

    п.

    Реализация поставленных задач с
    использованием различных приемов.

    - Группы отчитываются по предварительно
    полученным заданиям.
    - “Аналитики” делают соответствующие выводы.

    Предполагаемые ответы.

    “Западные историки”.

    • Оказывали помощь по ленд-лизу (12 млрд.долл.);
    • США оттягивали на себя всю мощь Японии, не
      допуская для СССР возможности войны на два
      фронта;
    • Открытие II фронта ускорило окончание войны;
    • Не малую роль сыграло Движение Сопротивления в
      Европе.

    “Немецкие историки”.

    • Стратегические просчеты Гитлера;
    • Природно–географические факторы (“генерал
      Мороз”, непроходимые дороги, необъятные
      пространства);
    • Некомпетентная разведка;
    • Жестокость Гитлера, спровоцировавшая
      партизанское движение.

    Отечественные историки”.

    • Помощь по ленд-лизу не отвергаем, но она
      составила 4 % от всех поступаемых на фронт
      боеприпасов;
    • 29 сентября – 1 октября 1941 г. на Московской
      конференции представители Англии и США
      официально подтвердили “получение от
      Советского правительства крупных поставок
      русских сырьевых материалов, которые
      значительно помогут производству вооружения в
      наших странах”.
    • Рузвельт: “СССР выезжает на своих танках”…;
      перед решающими сражениями союзники
      приостанавливали поставки по ленд-лизу;
    • Самые крупные военные операции (по значению
      для хода войны, в %соотношении происходили на
      Восточном фронте…);
    • В окружении Гитлера были трезвомыслящие
      стратеги, предостерегающие его от непродуманных
      действий (посол в Москве Шуленбург, военный
      атташе Кёстринг, генерал Гаммерштейн составили
      меморандум, в котором доказывали колоссальный
      риск войны против СССР…);
    • Фашисты недооценили главное – героизм и
      мужество советских воинов и тружеников тыла.

    Коррекционный этап.

    “Аналитики” делают выводы о
    решающей роли СССР в победе над фашистской
    Германией, не отрицая роли союзников по
    антигитлеровской коалиции и Движения
    Сопротивления.

    • Общепризнанным фактом является то, что именно
      на советско-германском фронте произошел перелом
      в ходе II мировой войны;
    • С 1942 г. на полную мощь заработала военная
      экономика СССР (только по производству самолетов
      СССР уступал США);
    • Мужество и героизм советских людей – главный
      решающий фактор, обеспечивший победу над
      фашистской Германией.
    • Не отрицаем роль Движения Сопротивления в
      Европе.

    (Урок завершает тему “Великая Отечественная
    война”, поэтому домашнее задание не задается).



    Приложение.




    Следующий: