Семинар с элементами лабораторной работы в 8-м классе Гражданская война в США и ее итоги

Цель:

  • Опираясь на ранее изученный школьниками материал, подвести учащихся к
    осмыслению истории Гражданской войны в США (причины, этапы, итоги).
  • Сформировать представление о негативном и антигуманном проявлении
    рабства, о роли А.Линкольна в решении важнейших проблем страны на данном
    историческом этапе.
    Урок призван способствовать развитию у школьников умений анализировать
    материал, комментировать источники, сравнивать явления, обобщать,
    формулировать теоретические выводы.

План.

  1. Причины и повод войны.
  2. Этапы Гражданской войны (начало; соотношение сил накануне войны; краткая
    характеристика каждого этапа в рамках материала параграфа).
  3. Меры правительства Линкольна, способствующие перелому в войне.
  4. Итоги Гражданской войны.

Задания.

  1. Характеристика А.Линкольна (индивидуальное задание по памятке).
  2. Работа со словарем: расизм, “неотвратимый конфликт”, аболиционизм,
    “черный пояс”, “подземная железная дорога”, Честный Эйб, “дело Трента”.
  3. Заполнить таблицу “Формы борьбы аболиционистов”.
Мирные формы борьбы Военное противостояние

1. Причины и повод войны.

Победа в Войне за независимость в 18 веке создала условия для быстрого
развития капитализма в США. Однако в 60-е гг. 19 в. страна вновь была ввергнута
в противостояние, носившее внутренний характер – гражданскую войну, в которой
погибло 600 тыс. человек (по другим источникам до 1 млн.и 600 тыс. убитых). В
чем причины этой войны?

  1. Противостояние Севера и Юга по вопросу рабства в стране.
  2. Земельный вопрос (по мнению ряда историков).

См. Приложение Текст 1.

В чарлстоунской газете (штат Южная Каролина) от 21 февраля 1825 г. можно было
прочитать такое объявление:

“Рабы для домашних услуг. Продаются превосходные негры:

Молодая женщина, умеющая хорошо готовить, стирать и гладить и ее четверо
детей – мальчик 12 лет, мальчик 9 лет, девочка 5 лет умеющая шить и девочка
около 4 лет.

Семья – молодая женщина, умеющая хорошо стирать и гладить и ее дочь 14 лет,
привыкшая к домашней работе.

Молодая женщина – домашняя прислуга и двое мальчиков: один 3 лет, другой 4
месяцев.

Хорошая портниха и домашняя прислуга с мальчиком 7 лет.

Три молодые женщины 18, 19 и 21 года, все три привыкшие к домашней работе.

Девушка-мулатка 17 лет, хорошая портниха и горничная, со своей бабушкой.

Двое мужчин – один хороший кучер, другой – официант.

Обращаться в нашу контору или в контору на Хазелстрит № 19”.

Проанализируйте этот документ, актуализируйте ваши знания по проблеме рабства
в США, рассмотрите рисунок на стр. 130 учебника и ответьте на вопросы:

1. Что такое расизм?
2. Как он проявлялся в повседневной жизни США?

1. Расизм – теория превосходства одной расы и неполноценности других.
2. Согласно переписи 1850 г., в сельском хозяйстве США было занято 2,5 млн.
рабов;
– использование рабов в качестве прислуги, мастеровых;
– рынки по продаже рабов, хотя еще в 1809г. стал действовать закон о запрещении
ввоза рабов;
Закон нарушали и рабов ввозили контрабандой.
– разрушение негритянских семей.

– Что такое аболиционизм?

Политическое движение за отмену рабства.

– Что способствовало развитию данного движения?

Влияние идей Просвещения.

Наличие совестливых людей в стране.

– Какие формы приобретала борьба аболиционистов? Приведите примеры, привлекая
данные таблицы, которую вы заполнили при подготовке к семинару.

Мирные формы борьбы Военное противостояние
  1. 1831 г. – восстание рабов во главе с чернокожим проповедником
    Натом Тернером
  2. Гражданская война в Канзасе (1854–1856)
  3. Восстание Джона Брауна
  1. Организация “подземной железной дороги”
  2. Деятельностьь Гарриет Табмен

– Нат Тернер всерьез воспринимал слова из Библии: “Первые станут последними,
а последние станут первыми” – и считал, что предназначен Богом освободить свой
народ.

Он при помощи семи братьев– рабов убил своего хозяина и его семью, а затем
взбунтовал остальных негров. В течение суток они перебили еще около шестидесяти
белых, в основном женщин и детей. Восставших уничтожили войсками, сам Тернер был
казнен.

– В 1854 г. в состав США вошли два новых штата – Канзас и Небраска. Конгресс
оставил на усмотрение населения решение вопроса: будет ли в этих штатах
узаконено рабство? Большинство канзасцев сказало рабству: “Нет!”. Тогда
рабовладельцы создали вооруженные банды и два года вели гражданскую войну. И все
же Канзас не узаконил рабства.

См. Приложение Текст № 2.

Проанализируйте приведенные ниже документы и сформулируйте жизненные принципы
и личностные качества Джона Брауна.

Последняя речь Джона Брауна 2 ноября 1859 г.

“Я должен сказать несколько слов. Во-первых, я отрицаю все, кроме того, в чем
признался, т.е. моего намерения освободить негров. Я хотел осуществить это
мирным путем, как это было сделано прошлой зимой, когда я пришел в Миссури,
вывел оттуда рабов без единого ружья, провел их через всю страну и оставил в
Канаде. Я хотел сделать то же самое, только в большем масштабе. Это все, что я
задумал. Никогда не замышлял я ни убийства, ни предательства, ни уничтожения
имущества…

Библия учит меня, что я не должен делать людям того, чего я не хочу, чтобы
люди делали мне. Далее, она учит меня “помнить тех, кто в оковах, как будто бы и
ты закован с ними”. Я пытался действовать согласно этому учению… Я верю, что мои
действия… были правильными”.

Французский поэт Огюст Барбье посвятил Джону Брауну такие строки:

…А там, в Америке, на черный эшафот
Стопой недрогнувшей седой старик идет
Чтоб жизнь свою отдать за светлую идею!
И не за свой народ он проливает кровь,
Не за свою страну берет оружье в руки –
И сыновей своих благословил на муки
За племя горькое бесправных бедняков.

Жизненные принципы и личностные качества Джона Брауна:

– искать для решения проблемы мирные средства, только после этого брать в
руки оружие;

– уважение к частной собственности;

– человек рожден быть свободным;

– относись к человеку так, как ты хотел бы, чтобы он относился к тебе;

– смелость, решительность, уверенность;

– религиозность, нравственность;

– честность, человеколюбие.

!Задание для хорошо подготовленного класса.

См. Приложение Текст № 3.

– Программным произведением аболиционистов Севера стал роман Г.Бичер-Стоу
“Хижина дяди Тома”. Южане написали в ответ семь романов. Их главный идеолог Дж.
Фитцхью отмечал, что свобода – это, конечно, хорошо, но нельзя освобождать рабов
просто так, без подготовки. Негры – словно дети малые, а плантатор для них как
отец родной, что дает работу, хлеб, кров, воду. Негры должны повзрослеть,
научиться жить самостоятельно, иначе, освободившись, они предадутся разгулу, им
негде будет жить, нечем кормить детей, негде работать. Попробуйте опровергнуть
логические построения Фитцхью. Во всем ли он не прав?

Эксплуатация негров была нещадной, условия жизни невыносимы. После того как
учитель Эли Уитни сконструировал модель хлопкоочистительной машины, заменившей
труд 10 человек, рабов стали заставлять работать на плантациях затемно, лишь бы
получить необходимое количество хлопка. Если надсмотрщик сдавал много хлопка,
его никогда не наказывали за убийство негров.

Однако нельзя не согласиться с тем, что освобождение от рабства было
непростым испытанием для людей, т.к. они не умели жить самостоятельно,
способствовали криминализации обстановки и только целенаправленная политика
государства могла решить эту серьезную проблему. Подобное наблюдалось в России
при отмене крепостного права и при переходе российского общества в 90-е годы на
новую ступень развития.

2-я причина. В первой половине 19в. в США имела место “земельная лихорадка”.
На западные земли претендовали эмигранты из Старого Света, а также рабовладельцы
Юга для расширения своих плантаций.

Повод к началу Гражданской войны: победа на президентских выборах 1860 г.
А.Линкольна делала проблематичным дальнейшее существование системы рабства.

2. Этапы Гражданской войны

(начало; соотношение сил накануне войны;
краткая характеристика каждого этапа в рамках материала параграфа).

– Какие события считают началом Гражданской войны?

– Начало Гражданской войны – захват форта Самтер 14 апреля 1861 г.

– Каким было соотношение сил накануне Гражданской войны?

– Соотношение сил накануне войны: соотношение сил, сложившееся к началу
Гражданской войны было в пользу Севера: 23 штата, обширные западные территории
страны, в общей сложности 70% территории и 71% людских ресурсов, практически вся
промышленность, две трети железных дорог, развитая телеграфная сеть.

Но южане на первом этапе одерживали одну победу за другой.

Причины победы южан на первом этапе:

  • переход на сторону Конфедерации значительной части офицерского корпуса;
  • хорошая военная подготовка вооруженных сил юга;
  • достаточное количество оружия, боеприпасов, продовольствия идейное
    сплочение;
  • нерешительные действия северян. Сильные позиции умеренных политических
    сил, которые выступали за целостность страны, невмешательство в решение
    проблем рабства.

Дайте краткую характеристику этапов Гражданской войны.

Традиционно в Гражданской войне выделяют два этапа:

  • конституционный (1861–1862 гг.);
  • революционный (1863–1865 гг.).

Война велась на восточном и западном фронте. На восточном фронте северяне
терпели поражение из-за пассивных действий командования. Более успешно военные
действия шли на западном фронте, где отличились войска под командованием
генералов У.Гранта и У.Шеридана.

Основные победы северян на втором этапе войны:

– взятие Виксберга;

– победа у Геттисберга;

– осада Ричмонда и Питерсберга;

– взятие Саванны.

– Какую позицию заняли европейские государства по отношению к Гражданской
войне?

Франция и Англия, заинтересованные в американском хлопке, помогали южным
штатам, а Россия оказывала поддержку северянам, т.к. она надеялась на союз с
единым и сильным государством США против Англии и Франции. Осенью 1863 г. две
русские эскадры прибыли в Нью-Йорк и Сан-Франциско, что было воспринято как
дружеский жест в отношении Линкольна.

3. Меры правительства Линкольна, способствующие перелому в войне.

Назовите меры, предпринятые правительством Линкольна, способствующие перелому
в Гражданской войне.

  1. 1862 г. – введены новые налоги на богачей; принят закон о конфискации
    имущества мятежников.
  2. Из армии удалили сторонников Конфедерации и шпионов.
  3. Выдвижение на руководящие посты способных офицеров.
  4. 20 мая 1862 г. – закон о гомстедах.
  5. 1 января 1863 г. – прокламация об освобождении рабов.
  6. Правильные дипломатические решения – “дело Трента”.

См. Приложение Текст № 4.

В 1862 году, в ходе Гражданской войны в США был принят так называемый
гомстед-акт, провозгласивший право каждого американца на приобретение даром или
за номинальную плату земельного надела (гомстеда). Человек, обрабатывавший
гомстед в течение пяти лет, становился его собственником. Определите место этого
закона в американской истории. Почему именно с ним связывают переход войны
по-конституционному к войне по-революционному?

Фермеры и рабочие, добивавшиеся земли десятки лет, поверили своему
правительству. В армию северян, благодаря этому закону, было привлечено много
людей, желавших получить землю. Этим законом были заложены основы современного
американского фермерства.

См. Приложение Текст № 5.

Из декларации А.Линкольна об освобождении негров-рабов. 22 сентября 1862 г.

…С 1 января 1861 г. все лица, содержащиеся в рабстве в любом штате или
определенной части штатов, охваченных мятежом против США, будут отныне и
навсегда свободными, а исполнительная власть США, включая военные и морские
силы, будет признавать и обеспечивать свободу таких лиц и не предпримет
действий, могущих помешать таким лицам в их усилиях добиться своего
действительного освобождения.

Далее я объявляю и довожу до всеобщего сведения, что такие лица, если они
удовлетворяют надлежащим условиям, будут приниматься на военную службу США в
состав гарнизонов фортов, в части, несущие охрану станций и других мест, а также
для укомплектования личным составом судов всех видов…

Как вы думаете, почему указ об отмене рабства был издан в 1862 г.?

Какими мотивами руководствовался Линкольн, отменяя рабство в стране?

– Именно в 1862 г. необходимо было добиться перелома в ходе войны, а это
значит пойти на решительные шаги именно в вопросе отмены рабства, т.к. этот
вопрос являлся главной причиной Гражданской войны.

– Негры пополнили число солдат в армии Севера. Прокламация от 1 января 1863
г. освобождала лишь рабов мятежных штатов. Линкольн опасался, что в случае
полной отмены рабства к мятежникам могут присоединиться те рабовладельческие
штаты, которые не вышли из состава Союза. Но на последнем этапе войны по
инициативе Линкольна была принята 13-я поправка к Конституции США, навсегда
запретившая рабство.

Линкольн внес большой вклад в развитие подлинной свободы личности в США.

Характеристика А.Линкольна.

4. Итоги Гражданской войны.

Каковы на ваш взгляд, итоги Гражданской войны?

Итоги гражданской войны не могут быть оценены однозначно. Безусловно,
доминируют среди итогов положительные, а именно:

– сохранение целостности государства;

– отмена рабства;

– решение земельного вопроса;

– создание предпосылок для быстрого развития капитализма в США.

Но как любая война и эта имела достаточно тяжелые последствия:

– 1 млн. раненных, 600 тыс. убитых;

– конфликты в семьях, представители которых оказались в разных воюющих
лагерях;

– рабы оказались без средств к существованию;

– действие организации ку-клукс-клан и других террористических организаций;

– бытовой расизм, надолго укрепившийся в сознании американцев.

Объясните происхождение и смысл следующих слов и выражений:

– “неотвратимый конфликт” – противостояние защитников и противников рабства;

– “черный пояс – южные районы страны;

– “подземная железная дорога” – тайная организация, которая помогала беглым
неграм – рабам скрыться от преследования;

– Честный Эйб – так называли А. Линкольна в народе (южные демократы называли
его аболиционистом и черным республиканцем);

– “дело Трента” – на борту английского судна “Трент” два дипломата
Конфедерации направились в Великобританию и Францию, чтобы склонить европейцев
оказывать помощь Югу. Однако судно было задержано северянами, посланники южан
арестованы. Линкольн освободил дипломатов, чтобы избежать конфликта с
Великобританией.

Литература

  1. Ведюшкин В.А., Бурин С.Н. Всеобщая история. Новая история
    зарубежных стран Конец 18 – начало 20 века, 8-й класс, М.: “Дрофа”, п. 15.
  2. Школьная энциклопедия “Руссика”. История Нового времени.19 в. – М.:
    ОЛМА-ПРЕСС. Образование, 2003. – Стр. 106–114, 224–225, 362.
  3. Энциклопедия для детей: т. 1. Всемирная история. М.: Аванта +, 1997.
    Стр. 528–531.
  4. Юдовская А.Я. Новая история, 1800–1913: 8-й класс. – 7-е изд. –
    М.: Просвещение, 2003. п. 24.

Следующий: