Семинар классных руководителей Воспитание здорового человека


Форма проведения:

групповая

“Здоровье — не все, но все без здоровья — ничто”.
Сократ

Цели:

1. Рассмотреть понятие здоровый ученик.

2. Увидеть реальную картину состояния
физического здоровья учащихся и выяснить
причины заболеваний.

3. Определить формы обучения и воспитания
учащихся при условии сохранения здоровья.

4. Мотивация учащихся на здоровый образ жизни.

Структура семинара


Этап

Методы и формы

Время

Ожидаемые
результаты

1. Введение

Постановка
проблемы

2 минуты

Кл. руководители
должны понимать цели семинара

2. Определение
понятий

Индивидуальная
работа

5 минут

Определение
понятия “здоровый ученик”

3. Изучение
проблемы

10 минут

Кл. руководители
получают информацию о состоянии здоровья
учащихся школы;

Выяснить причины заболеваний

4. Решение
проблемы

Работа в малых
группах

10 минут

Кл. руководители
предлагают пути снижения заболеваний учащихся

5. Итоговая
дискуссия

Дебаты

15 минут

Здоровье
учащихся — забота и родителей, и педагогов, и
медиков, и самих учащихся.

6. Заключение

Обобщение

3 минуты

От здорового
ученика к здоровой личности.


Ход семинара

I. Введение

Одной из важнейших социальных проблем
современности является задача сохранения и
укрепления здоровья детей. Это не случайно,
потому что дети составляют большую часть
молодого поколения, являются нашим будущим,
будущим всей страны.

Сегодня мы собрались на семинар, посвященный
теме: “Воспитание здорового ученика”. Что вы
ожидаете от этого семинара?



(Учителя высказывают свои мнения, я записываю
их на плакате “Наши ожидания”).

II. Определение понятий

Состояние здоровья — это состояние полного
телесного, духовного и социального благополучия.
Здоровье детей зависит от таких факторов как,
состояние окружающей среды, условий жизни и
воспитания ребенка в семье, в образовательном
учреждении.

Значительным фактором, формирующим здоровье
детей, является система воспитания и обучения,
включая физическое воспитание, охрану
психического здоровья, а также организацию
медицинской помощи.

На продолжении многих лет под здоровьем в
обществе понималось отсутствие болезней. Из
этого следовало, что здоровьем человека должен
заниматься врач. Однако оказалось, что никто не
может помочь человеку улучшить здоровье, если он
сам этого не хочет и не будет над этим трудиться.
Поэтому необходимо воспитание у молодого
поколения отношения к здоровью как к жизненной
ценности, являющейся важной частью базиса
достижений личности.

Вот какие определения понятия здоровье дает
Всемирная Организация Здравоохранения (ВОЗ).

“Здоровье — это состояние полного физического,
духовного и социального благополучия”.

А вот, что говорится в книге Шаталова Г.С.
“Философия здоровья”:



“Здоровье — это такое состояние духа,
эмоционально-психологической и физиологической
сфер жизнедеятельности человека, которое
создает наиболее благоприятные условия для
расцвета его личности, его талантов и
способностей, для создания им своей неразрывной
связи с окружающим миром, своей ответственности
за него”.

Давайте попробуем дать определение понятию
“здоровый ученик”.

(Классные руководители высказывают свои
мнения, я записываю их на плакате “здоровый
ученик — это…”).

Целостное определение здоровья интегрирует
ряд его взаимодействующих сторон: физическое,
эмоциональное, социальное, духовное, личностное,
интеллектуальное.

Успешное обучение и воспитание зависит от
физического и психического здоровья учащихся.

III. Изучение проблемы

Проблема сохранения здоровья школьников
актуальна уже несколько лет. Состояние здоровья
детей характеризуется наличием негативных
тенденций, которые могут привести к ухудшению
здоровья нации в целом. Возникшая ситуация
является следствием имеющихся неблагоприятных
социально-экономических и
медико-профилактических проблем в области
сохранения и укрепления здоровья подрастающего
поколения.

Большая учебная нагрузка создает серьезные
препятствия для реализации возрастных
биологических потребностей детского организма в
хорошем сне, двигательной активности, пребывании
на свежем воздухе. Существует четкая зависимость
степени и характера ухудшения здоровья
школьников от объема и интенсивности нагрузок в
школе. Учитывая, что период школьного обучения -
это период роста детей, в современных условиях
наиболее целесообразным является раннее
выявление отклонений и заболеваний, а также
оздоровление детей в условиях самих
образовательных учреждений.

У нас в школе обучается 253 ученика. Анализ
состояния физического здоровья учащихся нашей
школы сделает учитель физкультуры Демина А.Ш.

(Демина А.Ш делает анализ диаграмм
“Заболеваемость учащихся”, “Распределение по
группам здоровья” и др.)



Каковы же причины этих болезней?

(Учителя работают по группам:
учителя-предметники, учителя физкультуры и СОЗ,
родители, медики. Они обсуждают и записывают
причины, влияющие на ухудшение здоровья учащихся
и доводят до сведения окружающих результаты
обсуждения).

Самое распространенное “народное страдание” -
остеохондроз — имеет пусковые моменты уже в
раннем возрасте. Наиболее частыми причинами
патологического развития позвоночного столба
являются последствия неблагоприятного течения
беременности и родов. Заболевания
опорно-двигательной системы нередко бывают
наследственно обусловлены и проявляются в
процессе роста.

Во время учебы к неблагоприятным факторам,
провоцирующим болезни, добавляются:

  • Нарушение гигиенических и санитарных правил
  • Несоответствие размеров рабочей мебели
  • Интенсификация учебного процесса без
    соблюдения режима дня и отдыха
  • Бесконтрольный, длительный просмотр ТВ и
    чрезмерное увлечение компьютером
  • Очень низкий двигательный режим, особенно зимой
    (гиподинамия)
  • Отсутствие культуры здоровья среди населения
  • Ухудшения экологической обстановки
  • Недостаточное и несбалансированное питание
  • Стрессовое воздействие, отчасти, связанное со
    снижением экономического благополучия семьи
  • Распространение нездоровых привычек: курение,
    употребление алкогольных напитков, наркотиков и
    т.д.

IV. Решение проблемы

Напишите, пожалуйста, “рецепты” для улучшения
здоровья наших учащихся.

Что же нам необходимо делать для того , чтобы
снизить заболеваемость учащихся?

(Каждая группа составляет свой рецепт по
оздоровлению учащихся, который после
презентации вывешивается на доске).

Применительно к школе в вопросе сохранения
здоровья детей, в качестве первоочередных мер,
необходимо:

  • Повысить квалификацию педагогов в вопросах
    культуры здоровья
  • Нормализовать учебную нагрузку с учетом
    физиологических требований СанПИН
  • Активнее вовлекать родителей и общественность
    в дело повышения здоровья учащихся
  • Повысить двигательную активность на переменах
    и в рамках учебного времени
  • На уроках вводить элементы лечебной
    физкультуры
  • В школах организовать занятия лечебной
    физкультурой, плавание в бассейне
  • Необходимо вести систематическую работу по
    профилактике близорукости
  • обучать детей, педагогов, родителей здоровому
    образу жизни
  • активизировать работу психолога школы
  • улучшить стоматологические службы
  • больше открывать кружков и секций спортивного
    направления
  • задача специалистов физической культуры -
    сформировать культ здорового, гармонично
    развитого человека

Чаще люди озабочены здоровьем физическим,
здоровьем тела. Но для оздоровления тела надо
сначала оздоровить дух, как гласит мудрость: “В
здоровом теле — здоровый дух”. Человек будет
физически здоров, если в его организме правильно
протекают все физиологические процессы. Эти
физиологические процессы целиком зависят от
правильного протекания процессов
психофизических. А в основе же психофизических
процессов лежат еще мало изученные процессы
обмена психической энергией между
тонкоматериальными
информационно-энергетическими структурами
человека и Космоса. Эти последние и составляют
основу того, что называется духовным здоровьем.

Y. Итоговая дискуссия

Вы все прекрасно справились с заданием. Вы
предложили свои “рецепты”, но чей же рецепт
самый “полезный” и кто больше несет
ответственность за здоровье детей: учителя,
родители или медики?

Для того, чтобы выяснить это, мы проведем дебаты
между командами учителей и родителей, а также
медиков и учителей. Учителя утверждают:
“Воспитание здорового ученика — забота не только
школы”. А медики и родители утверждают:
“Воспитание здорового ученика — забота школы”.

VI. Заключение

Здоровье человека — огромное богатство.
Сохранение и укрепление здоровья как каждого
человека, так и общества в целом основывается, с
одной стороны, на улучшении защитной способности
и приспособляемости организма и, с другой
стороны, на создании условий жизни,
предотвращающих и уменьшающих саму возможность
контакта с болезнетворными факторами. И если
второе зависит от социальных и экономических
факторов, то первое, в основном, — от самого
человека.

Возможности по изменению многих факторов,
влияющих на здоровье учащихся лежат за пределами
школы, однако, по мнению многих педагогов, школа
должна приложить максимум усилий для того, чтобы
общее физическое и психическое состояние
учащихся было по возможности лучше. Воспитание
здорового ученика — это залог здоровой личности в
будущем и решать эту задачу необходимо только
совместными усилиями родителей, медиков и
педагогов .

VII. Рефлексия

Классные руководители вновь обращаются к
плакату “Наши ожидания” и высказывают свои
мнения по итогам семинара.

Литература:

  1. Хрипкова А.Г., Колесов Д.В. “Гигиена здоровья
    школьников”
  2. Тверская С., Утешинский Д. “Здоровье человека”
  3. Игумнов С.А. “Психотератия и психокоррекция”
  4. Морев П.П. “ Путь к здоровью”



Следующий: