Семинар как средство мотивации и возможности подготовки к ЕГЭ



Введение в жизнь ФЗ «Об образовании» изменило ситуацию в деятельности школ, ускорив в них модернизационные процессы. Разработка ФК ГОС, определивших цели изучения предмета, обязательный минимум содержания основных образовательных программ и требования к уровню подготовки выпускников обострили проблему оценки качества образования.

С внедрением ЕГЭ создаются условия перехода, на мой взгляд, от эмоционально-субъективной к «объективированной» (№ 2, стр. 47) оценке уровня подготовки выпускника. При этом проведение ЕГЭ ставит перед учителями новую проблему: как помочь выпускнику успешно выдержать экзамен? Ответ очевиден: активно использовать свой методический багаж и задействовать новые ресурсы.

У каждого педагога имеются свои проверенные наработки. Моей палочкой- выручалочкой служит технологический подход Н. Лазуковой, который предполагает развитие целеполагания и системность как принципы организации процесса обучения. Итогом анализа собственной деятельности и работы по самообразованию стало написание автореферата «Семинарские занятия как средство повышения мотивации учения учащихся на уроках истории и обществознания». В преломлении к поднятым здесь проблемам следует отметить:

1. Cистематическое проведение семинаров позволяет решать сразу несколько важных проблем, связанных с аксиологическим характером направленности модернизации современного обществоведческого образования. ФОС, определяя ключевые компетенции учащихся, выделяют в качестве требований умение высказывать свое отношение к событиям, критически осмысливать информацию. Часть 3 ЕГЭ по истории требует «формулирования определений, понятий, причинно-следственных связей, закономерностей и выводов с применением приемов теоретического изучения истории»(№1, стр.12), т.о., проведение в системе семинаров помогает решению нескольких задач.

2. Работа по подготовке и проведению семинаров мною совмещалась с исследованием мотивационной сферы личности учащихся. Для получения обратной связи в рабочем листе семинара предлагала ученикам помимо выводов по проблеме занятия давать личностную оценку семинару, в т.ч., и собственной работе. Помимо рефлексии я проводила анкетирование учащихся. Анкета для учащихся включала такие вопросы:

  1. Что дали мне семинары?
  2. Какую роль семинары сыграли в моем отношении к изучению предмета?
  3. Какие полезные умения и навыки приобретены через подготовку и участие в семинарах?
  4. Какие проблемы возникали в процессе подготовки и проведения семинаров?

Анкета предлагалась ученикам 10 и 11 классов. Сравнительный анализ анкет 10 «а», «б», «в» классов в 2006 году и 11 «а», «б», «в» в 2007г. показывает не только возросший интерес к предмету, но и осознанную направленность в развитии умений и навыков. Представляют интерес данные выпускников этого года.

Матрица анкетирования учащихся 11 классов («а», «б», «в»)

Класс Кол-во уч-ся Раб. с лит. Кругозор Знания Хор. оцен. Другое Инт.к теме Инт.к ист. Ум. подб. матер. Анализ Обобщен. Прич.-след. связи Культура писм. труда Дис. к. Крит. выступлен. Проблемы
11″a» 23 7 8 13 8 Разв. себя-2
Уверенн.-1
Умен. дискутир.-1
14 9 21 18 20 19 17 9 5 Мало лит-4
Нет комп.-1
Нет увер.-1
11″б» 26 6 6 20 - Творч. подход -1
Уверенн.-2
Умен. дискутир.-4
Выст. на публ.-1
углуб. мировоззр.-1
Разв. себя-2
14 18 21 20 24 16 22 19 13 Мало мат.-2
Пробл. сокр.-6
Нехв. врем.-1
Устают глаза-1
11″в» 20 13 9 13 10 Участие в дискусс. -6
Уверенн.-1
Общение-2
5 12 6 17 15 11 13 13 5 Делать рецен. -1
Мало мат.-5
Отс. комп.-1
69 26 23 46 18 33 39 48 55 59 47 52 52 23
% 100 37 30 65 26 47 56 68 79 88 66 75 75 30

Данные таблицы показывают, что одна треть всех опрошенных отмечает у себя развитие кругозора, т. е. когнитивной составляющей модели интеллекта Дж. Гилфорда. Свыше трети (37%) — указывают на умение работать с литературой. Приоритетны по-прежнему знания, но указатель 65% по данному критерию дает основания предположить, что идет успешная смена парадигмы знаниево-центрической модели обучения на компетентностно-деятельную. Это находит подтверждение в анализе графы «Другое»: большинство показателей отражают не предметную компетенцию учащихся, а коммуникативную и социальную (умение участвовать в дискуссии — 13 чел., развитие личности в результате работы на семинаре -11 человек). Свыше половины учащихся отмечают увеличение интереса к истории в связи с данной формой обучения(56%). Но в классах 11″а» 11″б» выше интерес непосредственно к теме. Предположительно можно объяснить данный факт тем, что учащиеся этих классов более подготовлены, успешны в своей деятельности. Наибольшую трудность в подборе материала испытали ученики 11 «в» класса: 25% учеников класса испытывают трудности, в этом же классе предлагают проводить семинары пореже (2 чел.) .Не менее интересным является анализ предложений, поступивших от выпускников. В 11 «а» классе предлагают семинары проводить чаще — 5 учеников, по группам — 2чел. В 11 «б» по группам — 3 чел. Чаще — 2чел., ничего не менять — 1. Но более всего поступило предложений от 11 «в» класса: проводить чаще — 5 чел., пореже — 2 , проводить журнал — 1, по защите проблемы почаще — 1, увеличить количество литературы в библиотеке — 1ученик.

1-анализ
2-обобщение

3-причинно-следственные связи

4-умение участия в дискуссии

Результаты проведенного анкетирования позволяют говорить об эффективности в динамике мотивации. Практически все опрошенные отмечают рост интереса к истории в целом, либо к отдельным темам.

Позитивные изменения демонстрирует динамика в поведенческой сфере : стали увереннее активнее общаться 68% .Значительное число ребят отмечают умение находить материал, Делая вывод, следует отметить, что семинары – эффективное средство не только расширения базы знаний, но и мотивационной направленности личности.

Итак, семинар позволяет успешно сочетать новые подходы к обучению. В рамках модульной системы педагогической технологии он способствует повышению мотивации учебной деятельности, переводу внешних мотивов учения во внутренние, чему способствует проработанное целепологание, самостоятельная работа учащихся.

Значительную роль в повышении мотивации обучения играет аксиологический подход, предполагающий выработку у ученика личностного отношения к проблеме обсуждения.

Как элемент модульной педагогической технологии семинар получает новый импульс развития в связи с профильным обучением.

Результативность работы подтвердилась на областной олимпиаде 2007г. по обществознанию, где моя ученица Ольга М., проявив владение анализом, обобщением, написала эссе и получила за него высший балл, а также третье место по обществознанию.

Таким образом, проводимые в системе семинарские занятия дают возможность учащимся проявить высокий уровень усвоения знаний, осознанно использовать их для утверждения своих позиций, повышения коммуникативной и социальной компетентности.

Литература:

  1. *Стрелова О. «ЕГЭ по истории: технологии выполнения задания С4»/ ж. «История и обществознание для школьников», № 3, 2007 г.
  2. *Сыров В. Н. «ЕГЭ по обществознанию в социальном и образовательном контекстах»/ ж. «ОКО. Оценка качества образования», № 1, 2007 г.


Следующий: