Семинар-исследование Золотой век афинской демократии при Перикле

Цели:

1.Анализируя первоисточники, выявить наиболее
существенные признаки демократии в Афинах во
время правления Перикла.

2.Развивать умение учащихся анализировать
первоисточники, аргументированно доказывать
свою точку зрения.

3. Продолжить формирование ценностных
ориентаций и убеждений учащихся на основе
личностного осмысления опыта истории, уважения
прав человека и демократических ценностей.

Средства обучения

:

используются следующие первоисточники:

  • о Перикле из «Сравнительных жизнеописаний»
    Плутарха;
  • выдержки из «Истории» Фукидида;
  • выдержки из «Афинской политии» Аристотеля.

Тип урока: семинар-исследование

.

Ход урока

.

1.Организационный момент

:

Сообщение темы, целей и исходной проблемы
семинара.

- Демократия- уникальная черта древнегреческой
цивилизации, которая наибольшего расцвета
достигла в Афинах, одном из самых могущественных
полисов Древней Греции. А эпоха Перикла названа
историками «Золотым веком» демократии: именно в
период его деятельности понятие народовластие
наполнилось реальным содержанием. Многие
историки и сейчас убеждены, что, изучая афинскую
демократию времен Перикла, можно извлечь важные
для современных политиков уроки. Особенно
актуально это для современной России, где
демократические институты еще только
формируются.

- Насколько актуальны для сегодняшнего дня
демократические принципы, выработанные 25 веков
назад?

- Есть ли чему поучиться нашим современным
политикам у своих античных коллег?

2. Актуализация опорных знаний, необходимых для
более полного и осознанного усвоения темы

.

- Беседа с классом по следующим вопросам:

  1. Что такое демократия?
  2. Какие виды демократии вам известны?
  3. Какие условия необходимо создать в обществе для
    осуществления полной демократии?

( Условия функционирования демократического
режима перечисляются на доске):

  1. Свободные и равные выборы;
  2. Наличие системы контроля со стороны
    гражданского общества за деятельностью
    государственных органов власти;
  3. Отсутствие системы привилегий, связанных с
    обладанием властью;
  4. Наличие упрощенной процедуры отзыва депутатов
    и смены чиновников;
  5. Признание прав каждого человека на критику
    властей и любых ее представителей;
  6. Гарантия равноправия граждан.

3. Работа учащихся в группах с первоисточниками

:

- Анализируя документы, относящиеся к эпохе
Перикла, докажите:

  1. Что в V веке в Афинах были созданы перечисленные
    вами условия, необходимые для осуществления
    демократии;
  2. Актуальность демократических принципов,
    выработанных 25 веков назад в Афинах.

Группа учащихся анализирует отрывок из
«Истории» Фукидида

.

( В данном отрывке приводится речь Перикла на
могиле первых павших афинских воинов в начале
Пелопонесской войны в 431г. до н.э.)

- Для нашего государственного устройства мы не
взяли за образец никаких чужеземных
установлений. Напротив, мы скорее сами являем
пример другим. И так как у нас городом управляет
не горсть людей, а большинство народа, то наш
государственный строй называется
народоправством. В частных делах все пользуются
одинаковыми правами по законам. Что же до дел
государственных, то на почетные государственные
должности выдвигают каждого по достоинству,
поскольку он чем-нибудь отличился не в силу
принадлежности к определенному сословию, но
из-за личной доблести. Бедность и темное
происхождение не мешают человеку занять
почетную должность, если он способен оказать
услуги государству. Терпимые в своих частных
взаимоотношениях, в общественной жизни не
нарушаем законов, главным образом из уважения к
ним и повинуемся властям и законам, а также
законам неписаным, нарушение которых все считают
постыдным…..Мы не думаем, что открытое
обсуждение законов может повредить ходу
государственных дел. Напротив, мы считаем
неправильным принимать нужное решение без
предварительной подготовки при помощи
выступлений с речами за и против.

В Афинах справедливо бедному и простому народу
пользоваться преимуществом перед богатыми по
той причине, что народ -то как раз и приводит в
движение корабли и дает силу государству…., вот
эти-то люди и сообщают государству силу в гораздо
большей степени, чем знатные и благородные. И раз
дело обстоит так, то считается справедливым,
чтобы все имели доступ к государственным
должностям. Народ понимает, что получает больше
пользы, если эти должности не исполняет сам, а
представляет их исправлять наиболее
могущественным людям. Зато он стремится занимать
те должности, которые приносят в дом жалованье и
доход.

Вопросы к тексту:

1. Как сам Перикл определяет демократию?

2. В чем он видит главное преимущество
демократического строя?

3. В какой мере это определение соответствует
современным представлениям о

демократии?

Группа учащихся анализирует отрывок из
«Афинской политии» Аристотеля

.

- Жалованье получает во-первых, народ за рядовые
собрания по драхме, а за главное- по девяти
оболов. Затем в судах получают по три обола;
далее, члены Совета — по пяти оболов, а тем из них,
которые несут обязанности пританов,
прибавляется на продовольствие по четыре обола ,
затем архонт получает по одной драхме в день.

Вопросы к тексту:

  1. Что, по словам Аристотеля, сделал Перикл, чтобы
    бедняки могли занимать какие-либо должности, т.е.
    участвовать в управлении государством?
  2. Какое из условий функционирования
    демократического режима осуществлялось с
    введением платы за исполнение выборной
    должности?

Группа учащихся анализирует отрывок о Перикле
из «Сравнительных жизнеописаний» Плутарха.

- По большей части он вел народ за собой
убеждением и наставлением, так что народ сам
хотел того же. Однако бывали случаи, когда народ
выражал недовольство; тогда Перикл натягивал
вожжи и заставлял его повиноваться своей воле,
действуя совершенно также, как врач, который при
продолжительной болезни по временам дозволяет
безвредные удовольствия, по временам же
применяет сильные средства и спасительные
лекарства. Хотя он сделал город из великого
величайшим и богатейшим, хотя он могуществом
превзошел многих царей и тиранов, он ни на драхму
не увеличил своего состояния протв того, которое
оставил ему отец.

Но то, что доставляло жителям всего больше
удовольствия и послужило городу украшением, что
приводило весь свет в изумление …- это постройка
величественных зданий. Но за это, более чем за всю
остальную политическую деятельность Перикла,
враги осуждали его и чернили в Народном собрании.

… Фукидид и ораторы его партии подняли крик,
что Перикл растрачивает деньги и лишает
государство доходов. Тогда Перикл в Собрании
предложил народу вопрос, находит ли он, что
потрачено слишком много? Ответ был, что очень
много. «В таком случае,- сказал Перикл,- пусть эти
издержки будут не на ваш счет, а на мой, и на
зданиях я напишу свое имя». После этих слов
Перикла народ, восхищенный величием ли его духа
или не желая уступить ему славу таких построек,
закричал, чтобы он все издержки относил на
общественный счет и тратил, ничего не жалея…

Вопросы к тексту:

1. Подвергался ли Перикл и его сторонники
критике? За что?

2. Отчитывался ли Перикл о своей деятельности?

3. Каким из современных условий
функционирования демократического режима
соответствуют изложенные Плутархом факты о
деятельности Перикла?

Группа учащихся анализирует отрывок об
остракизме из «Сравнительных жизнеописаний»
Плутарха.

- Обыкновенно суд происходил так. Каждый, взяв
черепок, писал на нем имя гражданина, которого
считал нужным изгнать из Афин, а затем нес к
определенному месту на площади, обнесенному со
всех сторон оградой. Сначала архонты
подсчитывали, сколько всего набралось черепков:
если их было меньше шести тысяч, остракизм
признавали не состоявшимся. Затем все имена
раскладывали порознь, и тот, чье имя повторялось
наибольшее количество раз, объявлялся изгнанным
на десять лет без конфискации имущества.

Вопросы к тексту

:

  1. Как автор объясняет причины описываемых
    событий?
  2. Каким из современных условий функционирования
    демократического режима соответствует факт
    остракизма?

Т.о. основные принципы демократии, используемые
в настоящее время, были заложены в Афинах 25 веков
назад. А в период правления Перикла демократия в
Афинах достигла наибольшего расцвета. Самого
Перикла избирали на должность первого стратега 15
лет подряд.

Какими же качествами обладал Перикл, если он
пользовался таким доверием граждан Афин?

Насколько соответствует он нашим
представлениям о современных политиках?

( Учащиеся знакомятся с результатами
социологического исследования, проведенного
среди десятиклассников , слушают сообщение о
Перикле и делают соответствующие выводы).

4.Заключительный этап семинара ( Учитель
подводит общий итог и оценивает работу учащихся)

Следующий: