Семинар-игра. Урок обобщения и повторения по географии материков и океанов на тему Южная Америка


Цели урока:

  1. Систематизация и контроль знаний воспитанников
    по теме “Южная Америка”
  2. Развитие интереса к урокам географии

Задачи урока

:

1) дидактическая

  • повторить, обобщить и закрепить знания по теме
    “Южная Америка”
  • продолжить формирование представления о
    целостности природы Земли
  • развивать картографические умения и навыки
    работы с различными источниками географической
    информации

2) коррекционная

  • научить устанавливать причинно-следственные
    связи между объектами и явлениями
  • развивать образное мышление

3) воспитательная



  • воспитывать гражданскую позицию в отношении
    природы Земли

4) здоровьесберегающая

  • во избежание перегрузок – разумно дозировать и
    максимально разнообразить виды деятельности на
    уроке.

Тип урока:

Урок обобщения и повторения

Оборудование:

  • карта природных зон мира,
  • климатическая карта мира,
  • тектоническая карта мира,
  • физическая карта Южной Америки,
  • картины природы Южной Америки,
  • карточки с заданиями и вопросами,
  • тест,
  • кроссворды,
  • аудиокассета с записью музыкальных композиций.

Ход урока

1-й блок. Организационный.



Вступление.
Пожелания на урок.

2-й блок. Игровой (конкурсы).

1. Конкурс “Разминка”

Придумать по одному предложению, где была бы
указана особенность континента (“рекорды”
материка).

2. Театрализованный конкурс страноведов
“Восславим предков”

2.1 Диалог

: Вождь племени индейцев -
индианки.

- О, вождь, нам угрожает опасность! К соседнему
острову причалили три каравеллы с людьми.

- Сколько там людей?

- Раз, два, три… Много.

- Откуда приплыли эти люди?

- Не знаем. Но свои корабли они называют “Нинья”,
“Пинта” и “Санта-Мария”

- А их командир облачен в красивые красные одежды.

Вопрос:

О каком исследователе Южной Америки идет
речь?

  • Фернан Магеллан
  • Христофор Колумб
  • Джеймс Кук

За правильный ответ участник получает
карточку. Дополнительный жетон получает тот, кто
может добавить 2-3 предложения, характеризующие
этого исследователя.

2.2 Зачитывается отрывок из описания льяноса
южной Америки в сухое и дождливое время года
(“Хрестоматия по физической географии” с.336-337)

Когда солнце на постоянно безоблачном
небе обугливает своими отвесными лучами зеленую
мураву и превращает ее в прах, высохшая земля
обнаруживает расселины, как будто после сильного
землетрясения… Как в льдистых странах севера
животине коченеют от холода, так здесь от жары
крокодилы и удавы, скрывшись в сухой глине,
погружаются в спячку. Засуха распространяет
всюду смерть: а между тем преломленные лучи света
представляют томимому жаждой путешественнику
обманчивый образ взволнованного моря.

Наконец после долгий засухи наступит
благодетельное дождливое время, и зрелище в
степи быстро изменяется. С появлением солнца
травянистые мимозы распускают свои листья,
забитые дождем, и тем приветствуют восход этого
светила. Лошади, волы рассыпаются тогда по степям
наслаждаться жизнью. Высокая трава скрывает
ягуара; …” -А. Гумбольдт “Льянос Южной Америки”.

Вопрос:

Какой ученый-исследователь Южной Америки
составил данное описание?

  • Марко Поло
  • Афанасии Никитин
  • Александр Гумбольдт

3. Конкурс землеведов “Укажи правильно”
(игровое тестирование по географическому
положению)

3.1 Материк Южная Америка полностью расположен в
полушариях:

  • Северном и Южном
  • Западном и Северном
  • Северном и Восточном

3.2 Крайняя восточная точка материка:

  • Мыс Игольный
  • Мыс Кабу-Бланку
  • Мыс Париньяс

3.3 Крайняя северная точка материка:

  • Мыс Йорк
  • Мыс Горн
  • Мыс Гальинас

3.4.

Холодное течение у берегов Южной Америки:

  • Гвианское
  • Перуанское
  • Бразильское

3.5.

Самая высокая точка Анд и всего западного
полушария:

  • г. Кения
  • г. Мак-Кинли
  • г. Аконкагуа

3.6.

Площадь материка южная Америка:

  • 17,8 млн. км2
  • 30,3 млн. км2
  • 54 млн. км2

3.7.

Омывается океанами:

  • Тихим и Атлантическим
  • Атлантическим и Индийским
  • Северным Ледовитым и Тихим

4. Конкурс геотектоников “Движение литосферных
плит”

Конкурс включает 5 блоков вопросов, которые
разыгрываются между учащимися (“ромашка”).

4.1 Проблемная задача:

Часть материков
Земли объединена понятием “южные”. Почему?

  1. Определить преобладающую форму рельефа (горы
    или равнины). Какую примерно часть
    материка они занимают?
  2. Определить преобладающим по высоте вид равнин:
    назовите и покажите наиболее крупные из
    них; определите в какой части материка
    они находятся, в каком направлении
    протягиваются.
  3. Определить, какие виды равнин занимают меньшую
    площадь, где находятся.
  4. Назовите и покажите крупную горную систему
    материка. Какие по высоте горы
    преобладают, где они находятся; назовите их, назовите
    самые высокие вершины.

4.2 Литосферные плиты

  1. В пределах, какой литосферной плиты находится
    материк?
  2. В каком направлении и с какой скоростью
    перемещается эта литосферная плита?
  3. Назвать границы с соседними литосферными
    плитами.
  4. Какие геологические процессы происходят на
    пограничных участках?
  5. Сделайте вывод: какие процессы и явления
    могут происходить на материке в связи с
    близостью границ литосферных плит.

4.3 Практическое задание:

  1. Надпишите названия крупных форм рельефа на
    линии профиля.
  2. Пользуясь картой строения Земной коры
    заполните таблицу ниже профиля.
  3. Назовите, какие взаимосвязи между рельефом и
    строением материка проявляются по линии профиля
    (Рисунок 1).

Литосферная плита
Тип земной коры
Элементы строения

4.4 Проблемная ситуация

Назовите известную вам закономерность
взаимосвязи между рельефом и строением материка;
какую новую взаимосвязь вы увидели на примере
материка Южная Америка?

На гримере Гвианского и Бразильского
плоскогорий расскажите о способах их
образования.

4.5 Проблемная ситуация

Нa основе изменения рельефа и строения Южной
Америки вдоль 70? з.д. показать новую
взаимосвязь между рельефом и строением материка.

5. Конкурс климатологов “Угадай-ка!”

Участникам предлагается “ромашка” с
климатограммами (Рисунок 2), по которым нужно определить
тип климата и кратко охарактеризовать его
особенности.

Рисунок 2. Климатограммы Южной Америки

Дополнительные вопросы:

  1. Какие климатообразующие факторы положены в
    основу деления климатов Земли на климатические
    пояса? (Количество солнечного тепла и
    господствующие воздушные массы и их движения)
  2. Какие особенности материков определяются
    климатом? (Природа материка, хозяйство и быт
    населения)
  3. Какие ветры называются пассатами? (Постоянно
    дующие, обусловленные разностью давления в
    тропиках и на экваторе)
  4. Каково значение перемещения воздушных масс на
    поверхности Земля? (Перераспределение тепла и
    влаги)
  5. Назвать основные климатические пояса Земли в
    южном полушарии. (Экваториальный, тропический,
    умеренный, антарктический)
  6. Назвать промежуточные климатические пояса
    Земли в южном полушарии. (Субэкваториальный,
    субтропический, субантарктический)
  7. Чем обусловлено различие в количестве осадков
    на западном и восточном склонах Анд в
    тропическом климатическом поясе? (Западным
    переносом воздушных масс)
  8. Какова главная особенность высокогорного
    климата Анд?(Изменение типов климата от подножья
    к вершинам и при продвижении с севера на юг)
  9. Каков климат на Центральных плоскогорьях Анд?
    (Суровый, высокогорный, немного осадков в виде
    снега, ураганные ветры)
  10. Как объяснить неожиданные похолодания в центре
    материка Южная Америка? (Вторжением холодных
    воздушных масс из Антарктиды)

Конкурс натуралистов “Путешествие по Южной
Америке”

Задание:

Двигаемся по 60-му меридиану от
экватора к югу и называем растения и животных,
которые там встречаются.

Учащиеся выбирают природную зону, разбирая
лепестки “ромашки” с их указанием:

  1. Влажные и переменно-влажные экваториальные
    леса. “Сельва” (португ. “лес”)
  2. Саванны и редколесья. “Кампос”, “Льянос”
  3. Лесостепи и степи. “Пампа” (инд, “пространство,
    лишенное древесной растительности”)
  4. Полупустыни и пустыни. “Патагония”
  5. Высокогорье Анд.

На столе разложены карточки с названиями
растений и животных. За правильное название вида
- карточка; за дополнительную характеристику
2-3-мя предложениями — дополнительный жетон.


№ п/п Животные Растения
1. Ленивцы, цепкохвостые обезьяны,
лягушки, ящерицы, змеи, анаконда, тапир,
водосвинка-капибара, ягуар, колибри, попугаи,
туканы, муравьи, бабочки, жуки, пауки, комары,
москиты, поющие рыбы, скаты, пираньи, речные
дельфины, крокодилы-кайманы, хамелеон, зимородок,
летучие мыши, черепахи
Семба, пальмы, дынное дерево-мамон,
бананы, гевея, лианы, орхидеи, бамбук, сумаум,
виктория-регия, мангры

2. Мелкие олени, свиньи-пекари, страус-
нанду, термиты
Кукуруза, огурцы, кофе, тыква, фасоль,
арахис, парагвайский чай, лианы,
араукарии-бразильские сосны, кебрачо (до 80 м
высотой), какао-деревья, сахарный тростник,
мимоза, злаки, осоки, маврикиева пальма,
дыновидный кактус, бородач, пыреи, вечнозеленые
агавы, дерево пахира
3. Памгасский олень, пампасская кошка,
лама
Томаты, ковыли, дикое просо, вербена,
лилии, камыш, серебристый гинерий
4. Грызун-вискача, нутрия-болотный бобр,
лама
Кактусы, шаровидные кустарники
5. Кондор, очковые медведь, лама, гуанако Гевея, пальмы, лианы, бамбук,
древовидные папоротники, хинное дерево, мох,
кустарники, кактусы, картофель, ячмень, маис,
травы
Везде Муравьеды, броненосцы, пумы

7. Конкурс “Образ территории”

Задание

: Испанский король посылает
экспедицию в Южную Америку на поиски золота
Эльдорадо. Изучите чудом сохранившийся
“документ” и найдите встретившиеся в нем
географические ошибки.

Лето I251 года.
Испанскому королю от отряда искателей
Эльдорадо.

Ваше Величество!

Лишь в этот долгий предзакатный час, когда
солнце медленно погружается за край Земли и
несколько часов подряд длятся серые сумерки, я в
состоянии писать вам.

Мы с трудом пробираемся по сельве, где многое
удивляет нас. Каждый день наш маленький отряд с
трудом пробирается вперед. Мы буквально
прорубаемся через густые заросли, которые стоят
на пути словно стена. Толстые стволы давно
упавших деревьев то и дело попадаются на пути, и
нам приходится с трудом перелезать через них.
Отовсюду свисают лианы, которых здесь великое
множество. Они напоминает толстые канаты, и
мартышки раскачиваются на них, словно на
веревочных лестницах. В лианах часто скрывается
маленькие, юркие анаконды. Самые ядовитыe из змеи.
Крики прячущихся в зарослях животных заглушают
наши голоса. Особенно горласты здесь обезьяны
ревуны.

Погода здесь непривычная для нас. Очень жарко.
Особенно тяжело передвигаться в одежде, которую
нельзя снять из-за колючих растений. Одна отрада -
на каждом шагу попадаются родники с чистой водой.
Каждый день после захода солнца начинается
дождь, который не стихает до утра. Зато грозы
здесь редкость, и за все время нашего пути мы лишь
трижды наблюдали их.

Спешим сообщить, что земли здесь богаты, а
местные почвы плодородны. Причиной тому служит
их сильное увлажнение. Почвы здесь коричневые,
словно шоколад. Этот сладким продукт местные
индейцы готовят из плодов дерева гевеи. Много
здесь и полезных животных, в том числе огромный и
хитрый зверь колибри, шкура которого могла бы
достойно украсить мантию Вашего Величества.
Жизнь наша полна опас…

8. Конкурс сочинений на тему: “День в дождевом
лесу Амазонии”

Работа проводилась предварительно под
музыкальные композиции:

  1. “Фантастический дождевой лес” (CD. “Tranquil Mood. The
    New Age Sound of Relaxation”)
  2. “Музыкальное путешествие через амазонский
    дождевой лес” (CD. “Enchanted Pathways Todd Nystrom. The gentle Harmony of
    Music Nature” )

Задание сочинения формулировалось так:
представьте, что вам пришлось провести несколько
часов в южноамериканском дождевом лесу.
Расскажите о своих впечатлениях. Подумайте и
пофантазируйте, что бы вы могли увидеть, услышать
и почувствовать. Задание требовало знание
особенностей природного комплекса. Работа
предполагала создание учащимися образов
воссоздающего воображения с элементами
творческого. Подводится итог конкурса сочинений,
зачитываются наиболее удачные отрывки.

3 блок. Заключительный.



Подведение общего
итога конкурсов. Объявление результатов. Выводы
по уроку.




Следующий: