Семинар Феномен сталинизма в истории России

Цель урока:

способствовать формированию
образовательной, социально-коммуникативной и
социально-политической компетенции и
гражданской позиции учеников — юных граждан
России.

Задачи урока:

  • способствовать актуализации ранее полученных
    учащимися знаний по истории России 20-30-х годов XX
    века, а также способствовать их систематизации и
    обобщению (образовательная компетенция);
  • на основе знаний по истории России периода
    сталинизма развивать навыки критического
    анализа исторических событий и личностей, а
    также умение и готовность аргументировано
    отстоять свою точку зрения в политической
    дискуссии, защитить свои взгляды и свою
    гражданскую позицию (социально-политическая
    компетенция);
  • развивать готовность работать в группе и вести
    диалог с людьми, которые придерживаются иных
    взглядов, при этом сохраняя толерантное
    отношение к политической позиции и аргументам
    собеседника (социально-политическая и
    социально-коммуникативная компетенция).
  • Суть урока

    Урок представляет собой семинар с элементами
    ток-шоу и основанный на проектной деятельности.
    Урок посвящен событиям и последствиям периода
    20-30-х годов в истории России и рассчитан на
    работу в течение двух академических часов
    (спаренный урок истории) в 11-м классе. Урок
    требует определенной подготовки, поэтому в ходе
    урока можно выделить следующие этапы:

    1) подготовительный этап,

    2) поисковый этап,

    3) практический этап,

    4) аналитический этап.

    1. Подготовительный этап урока.

    На предшествующем уроке учащиеся получают
    задание.

    Суть задания:

    1) изучить материалы семинара,
    подготовленные учителем (см. ниже, с. 2),
    ответить на вопросы семинара;

    2) подготовиться к ток-шоу по вопросу о
    причинах и последствиях сталинизма для истории
    России и мировой истории:

    • учащиеся должны разделиться на группы в
      зависимости от своей точки зрения на обсуждаемые
      события;
    • каждая группа разрабатывает мини-проект в
      защиту своей точки зрения, готовит его
      презентацию и защиту, в том числе, каждая группа
      готовит аргументы, как в защиту своей позиции,
      так и в качестве оппонентов другой группы;
    • группы готовят докладчиков и содокладчиков для
      защиты проекта и участия в то-шоу.

    Материалы для подготовки к семинару.

    Вопросы для размышления.

    Часть I. Основные события истории России 20-30-х
    годов.

    1. Какой политический режим существовал в
    стране в 20-е годы? Аргументируйте свое мнение.

    2. Вспомните главные события 20-х годов.

    3. Как изменялся советский политический
    режим в течение 20-30-х годов?

    4. Какой политический режим установился в
    стране в 30-е годы? Аргументируйте свое мнение.

    5. Вспомните главные политические события 30-х
    годов. Какая обстановка была в стране в 30-е годы?

    6. Какие изменения происходят в экономике
    СССР в конце 20-х — начале 30-х годов? Расскажите о
    сталинской модернизации страны и ее
    последствиях.

    Часть II. Причины и роль сталинизма в истории
    страны.

    7. В чем суть понятия «сталинизм»? При
    подготовке ответа помните, что «сталинизм» -
    это понятие не только политическое, но и
    социальное, и экономическое, и духовное.

    8. Какие точки зрения на истоки сталинизма вы
    знаете? Каковы последствия сталинизма для
    страны? Какие другие точки зрения по этому
    вопросу вы знаете? Какова ваша точка зрения?
    Приведите аргументы в защиту своей позиции.
    Размышляя о причинах сталинизма, помните о
    субъективных и объективных причинах
    исторических событий.

    9. Почему люди старшего поколения до сих пор
    вспоминают эти годы с ностальгией и считают их
    лучшими годами в истории России XX века?

    10. Как вы относитесь тому, что огромное
    большинство граждан современной России выбрали
    имя Сталина в проекте государственного канала
    «Россия» «Имя России»? Чем вы объясняете этот
    выбор?

    Часть III. Феномен «сталинизма».

    11. Является ли процесс установления
    сталинской диктатуры в послереволюционной
    России уникальным событием в мировой истории?
    Аргументируйте свое мнение.

    12. Как вы относитесь к формулировке темы
    семинара?

    Информация к размышлению. Краткая историческая
    справка.

    1.

    XVII век — революция в Англии, гражданская
    война, диктатура Кромвеля. Итог: после смерти
    Кромвеля, оставшись без вождя, вчерашние враги
    монархии соглашаются на реставрацию
    (восстановление) династии Стюартов.

    XVIII век — Великая французская буржуазная
    революция, анархия и гражданская война,
    якобинская диктатура, массовые казни в стране
    под руководством М.Робеспьера. Итог: заговор и
    казнь Робеспьера, диктатура Наполеона.

    XX век — 1947 год, создана Китайская народная
    республика во главе с Мао Цзедуном, 1966 год -
    началась китайская «культурная революция»,
    которая превратилась в массовое истребление
    заслуженных членов партии и интеллигенции.

    2. Поисковый этап урока.

    Суть работы:

    учащиеся разбиваются на группы и
    ведут подготовку к уроку. Подготовка к уроку идет
    с использованием метода проектов и включает в
    себя следующие виды деятельности: создание
    группы, распределение обязанностей в группе,
    сбор информации и поиск аргументов, оформление
    материалов проекта, подготовка выступления,
    создание презентации для выступления, выбор
    докладчика и его содокладчиков, подготовка
    вопросов для оппонентов. На данном этапе при
    необходимости и (или) по заявкам учеников учитель
    проводит консультации.

    3. Практический этап урока.

    1-я часть.

    Суть работы: повторение
    изученного материала на основе вопросов,
    предложенных учителем (Материалы семинара,
    часть 1). Основная форма работы -фронтальное
    устное повторение с использованием презентации,
    подготовленной учителем (смотри Приложение 1.
    Презентация в формате PowerPoint).

    2-я часть.

    Суть работы: ток-шоу по вопросам
    о причинах и роли сталинизма в истории России.
    Формы работы: презентация и защита проектов
    творческих групп, диспут по предложенным
    вопросам, формулировка и запись в тетради
    основных точек зрения, сформулированных в ходе
    дискуссии.

    Правила проведения ток-шоу

    1. Каждая группа представляет одного
    докладчика и двух содокладчиков.

    2. Докладчик имеет на выступление не более
    трех минут. За это время он должен четко
    сформулировать мнение группы по спорному
    вопросу и высказать аргументы в подтверждение
    своей позиции.

    3. Содокладчики имеют право дополнить
    выступление основного докладчика (не более 1
    минуты).

    4. Оппоненты имеют право задавать вопросы.
    Время на ответы — не более 5 минут.

    5. Все члены группы имеют право и должны
    участвовать в обсуждении проблемы.

    6. В начале и в конце ток-шоу проводится
    рейтинговое голосование, которое должно
    определить, какая группа сумела увеличить число
    своих сторонников.

    7. Ток-шоу завершается анализом выступлений и
    аргументов, представленных группами.

    Краткое изложение выступлений докладчиков

    1) Истоки сталинизма. Первая точка зрения.

    1. Сталин был уникальным явлением в истории
    России. Диктатура Сталина была прямым следствием
    уникальных особенностей его личности и его
    непомерного стремления к власти. Россия пришла к
    диктатуре вопреки воле партии и потребностям
    страны.

    Аргументы

    1. О том, что Сталину нельзя доверять власть
    писал еще В.И. Ленин в своей работе «Письмо к
    съезду» (1923 год): «Тов. Сталин, сделавшись
    генсеком, сосредоточил в своих руках необъятную
    власть, и я не уверен, сумеет ли он всегда
    достаточно осторожно пользоваться этой
    властью… Сталин слишком груб, и этот недостаток,
    вполне терпимый в среде и общениях между нами,
    коммунистами, становится нетерпимым в должности
    генсека. Поэтому я предлагаю товарищам обдумать
    способ перемещения Сталина с этого места и
    назначить на это место другого человека, который
    во всех отношениях отличается от тов. Сталина
    только одним перевесом, именно более терпим,
    более лоялен, более вежлив и более внимателен к
    товарищам, меньше капризности и т.д.»

    2. Товарищи по партии видели проблемы Сталина
    и неоднократно предпринимали попытки отстранить
    его от должности: 1927 год — выступления Каменева и
    Зиновьева, 1934 год — события XVII съезда партии,
    делегаты которого попытались сместить Сталина и
    поставить на его место С.М. Кирова, 1938 год -
    «военная оппозиция» под руководством
    М.Тухачевского. Не объективные причины, а
    хитрость и коварство позволили Сталину остаться
    у власти.

    3. Репрессии 30-х годов уничтожили почти всех
    видных деятелей культуры, партии и государства, и
    альтернативы Сталину в стране просто не
    осталось.

    Вторая точка зрения.

    2. Большевистская Россия после революции и
    гражданской войны была исторически обречена на
    диктатуру, это был единственный способ в
    кратчайшие сроки превратить Россию в мощное
    государство и сохранить власть ВКП(б).

    Аргументы.

    Ситуация в стране в конце 20-х годов.

    1. В России был глубокий экономический
    кризис, обусловленный всей предыдущей историей XX
    века (первая мировая война, три революции,
    гражданская война, политическая и экономическая
    изоляция России, организованная западными
    странами). НЭП поднял сельское хозяйство и
    торговлю. Но НЭП не сумел и не мог решить главную
    проблему страны — проблему экономической
    модернизации. Стране надо было создавать тяжелую
    промышленность, причем в кратчайшие сроки.
    Сделать это быстро можно было только в условиях
    диктатуры.

    2. Существовала очень напряженная
    международная обстановка, против СССР постоянно
    готовится война. В этих условиях только
    диктатура могла укрепить страну и подготовить ее
    к противостоянию врагу.

    3. В результате нэпа в стране сложилась очень
    напряженная социальная обстановка: рабочие и
    сельская беднота были недовольны усилением
    нэпманов и кулаков, видели в них врагов Советской
    власти, «врагов народа». Репрессии, начатые
    Сталиным, реально сделали то, что ждало от власти
    большинство народа.

    4. Существовал особый российский менталитет.
    Не следует забывать, что в России сравнительно
    недавно отменили крепостное право. В русском
    народе очень сильна была привычка к абсолютной
    власти, вера в «доброго барина», в «батюшку
    царя». Либерального, демократического правителя
    Россия бы просто не приняла. Либерализм власти в
    такой стране, как Россия, неизбежно привел бы к
    анархии и гибели страны.

    5. В наследство от царского режима Советская
    Россия получила низкий уровень образования
    населения, в том числе был низок уровень
    образования и среди руководителей партии и
    правительства. Известны такие данные: в 30-е годы
    начальное образование имели 30% секретарей
    обкомов и 70% секретарей райкомов. Эти люди не
    доверяли интеллигенции, получившей образование
    еще до революции, и нуждались в
    руководителе-диктаторе, чьи распоряжения можно
    выполнять, не задумываясь о последствиях и об
    ответственности.

    В таких сложных условиях стране нужна была
    диктатура!

    2) Роль сталинизма в истории России. Первая
    точка зрения.

    Благодаря Сталину, в кратчайшие сроки были
    решены главные проблемы России. Было создано
    мощное государство, которое через несколько лет
    разгромило фашизм и спасло весь мир от
    катастрофы. Сталин — величайший политик XX века,
    человек, достойный носить звание «Имя России».
    Вариант: Сталин — эффективный менеджер, отличный
    кризисный управляющий, который находит
    наилучший вариант решения поставленных перед
    ним и страной проблем. Период Сталина — это
    период главных успехов России.

    Аргументы

    1. В стране благодаря репрессиям установился
    четкий порядок, прекратилась борьба за власть и
    бесконечные дискуссии 20-х годов, которые
    отвлекали народ и партию от решения конкретных
    экономических задач.

    2. Индустриализация решила все поставленные
    задачи: создана мощная тяжелая промышленность и
    ВПК (построено более 1500 предприятий, общее 2 место
    в мире, темпы роста производства — 10-15% в год),
    достигнута экономическая независимость страны
    от западного импорта, на случай войны создана
    экономическая база в восточных регионах страны.

    3. Значительно улучшилось положение основной
    социальной группы советского общества -
    рабочего класса (ликвидация безработицы, отмена
    карточек — 1935 год, постоянные повышения зарплаты
    и снижение цен, повышение социального статуса).

    4. Идет подъем культуры: введено всеобщее и
    обязательное семилетнее образование, общий
    уровень грамотности достиг 87%, выдающиеся
    открытия сделаны советскими учеными, великие
    творения созданы советскими деятелями искусства
    (открытия С.Вавилова, А.Иоффе, П.Капицы,
    Н.Вавилова, фильмы братьев Васильевых,
    С.Герасимова, С.Эйзенштейна, И.Пырьева).

    5. Сталинский режим подготовил страну к
    войне, позволил разгромить фашизм и привел к
    созданию великого государства, ставшего во главе
    половины мира.

    Вторая точка зрения.

    Успехи, о которых много говорят сторонники
    Сталина, достигнуты не благодаря, а вопреки его
    режиму. Все эти успехи оплачены невероятно
    тяжелым трудом и даже жизнью миллионов советских
    людей.

    Эпоха Сталина — это время уничтожения русского
    народа и русской цивилизации.

    Аргументы

    1. Точные цифры репрессированных даже
    невозможно подсчитать, по разным данным только
    расстреляно было от 700 тысяч до 2 млн. человек.
    Причем репрессии уничтожили цвет русского
    общества — интеллигенцию, духовенство, самых
    удачливых предпринимателей и самых трудолюбивых
    фермеров, опытных военачальников.

    2. Индустриализация имела большие успехи, но
    плата за эти успехи была слишком велика.
    Источники успехов: тяжелейший труд рабочих,
    ограбление всего русского народа, особенно
    деревни, распродажа национальных богатств и труд
    заключенных ГУЛАГа (от 2-х до 4-х млн. человек).

    3. Несмотря на заверения коммунистической
    пропаганды, положение рабочих оставалось очень
    тяжелым, а положение крестьян было просто
    катастрофическим (отсутствие твердой зарплаты,
    больничных, пенсий, работа за трудодни, то есть
    «за палочки», введение паспортной системы,
    которая превратила крестьян в колхозных
    крепостных, практически военная дисциплина в
    колхозах).

    4. В стране установилась атмосфера страха и
    доносительства. Сталинские репрессии не просто
    уничтожили цвет русского общества, сталинизм
    испортил, извратил саму душу русского народа,
    приручив его к сексотству и преклонению перед
    властью.

    5. Армия перед войной практически была
    обезглавлена. Войну выиграли только благодаря
    мужеству народа, который из-за ошибок Сталина
    понес колоссальные потери.

    Третья точка зрения.

    Период сталинизма — это очень трудное время
    истории России и очень противоречивый период с
    точки зрения его осмысления. В этот период было
    много достижений и много проблем. Этот период
    оставил в истории страны как положительные, так и
    отрицательные последствия.

    4. Аналитический этап урока.

    Суть работы:

    совместное обсуждение вопросов,
    предложенных учителем. Формы работы: размышление
    (на основе предложенных учителем высказываний
    известных философов и политиков о революции и
    диктатуре), исторический сравнительный анализ
    (события в России и революционные события и их
    последствия в других странах).

    Вопросы учителя.

    1. Является ли процесс установления
    сталинской диктатуры в послереволюционной
    России уникальным событием в мировой истории?
    Аргументируйте свое мнение.

    2. Как вы относитесь к формулировке темы
    семинара? Можно ли сказать, что сталинизм как
    личная диктатура была уникальным явлением
    мировой истории?

    3. Как вы думаете, можно ли сказать, что
    современная Россия застрахована от диктатуры?
    Обоснуйте свое мнение.

    4. Прочитайте высказывания политиков и
    философов о революции и диктатуре. Какое из этих
    высказываний, по вашему мнению, может наиболее
    точно охарактеризовать эпоху сталинизма.
    Обоснуйте свое мнение.

    Политики и философы о революции и диктатуре

    Бернард Шоу: «Революции никогда еще не
    облегчали бремя тирании, а лишь перекладывали
    его на другие плечи».

    Альбер Камю: «Всякий революционер кончает как
    палач или как еретик».

    Пьер Верно: «Революция — это чудовище, которое
    пожирает своих детей».

    Джон Леонард: «Революции не пожирают своих
    детей. Они пожирают своих отцов».

    Наполеон: «Анархия всегда приводит к
    абсолютизму».

    Бенжамен Констан: «Деспотизм — вот к чему
    ведет торжествующая общая воля; а чей деспотизм
    - одного, нескольких или всех, — это уже
    несущественно».

    Уинстон Черчилль: «Каждый народ имеет то
    правительство, которое он заслуживает».

    Завершение урока. Итоговое слово учителя.

    Период сталинизма — очень сложный и спорный
    период истории России. Сложный, потому что этот
    период имел слишком много последствий: как
    положительных, так и отрицательных. Спорный,
    потому что еще живы люди этого периода, а
    миллионы граждан современной России росли и
    воспитывались под влиянием сталинизма. В этих
    условиях трудно быть беспристрастным и
    объективным, как этого требует наука. Каждый
    имеет право на свое мнение.

    Завершить урок мне хочется словами Главы
    Правительства В.В. Путина. Во время прямой
    линии, проходившей в декабре 2009 года, Владимир
    Владимирович за 4 часа ответил на 87 из более чем 2
    млн заданных ему вопросов. В их числе прозвучал и
    вопрос об отношении Путина к Сталину и к периоду
    сталинизма.

    Вот что ответил премьер-министр России:
    «Нельзя ставить оценки в целом. Очевидно, что с
    1924 по 1953 год страна изменилась коренным образом,
    из аграрной превратилась в индустриальную.
    Правда, крестьянства не осталось… Мы выиграли
    Великую Отечественную войну. Если бы мы
    проиграли эту войну, последствия для нашей
    страны были бы гораздо более катастрофическими.
    Но от репрессий пострадали миллионы наших
    сограждан. Такой способ управления государством
    неприемлем. Мы столкнулись не просто с культом
    личности, а массовыми преступлениями против
    собственного народа».

    Следующий: