Счастливый случай интеллектуальная игра. Внеклассное мероприятие по географии Амурской области

ЦЕЛИ:

  • закрепить знания о природе родного края,
    топонимике, исследователях;
  • формировать навыки работы с дополнительной
    литературой;
  • воспитывать гордость и ответственность за свой
    край.
  • ОБОРУДОВАНИЕ:

  • надпись “Счастливый случай;
  • физическая карта России;
  • физическая карта Амурской области;
  • фотографии и рисунки животных и растений
    Амурской области;
  • выставка литературы;
  • фонограмма песни “Амурские волны”.
  • Слова на доске:


    Край далекий с лесами и сопками,
    С поздней жалобой птиц, — это ты.
    Разбудил голосами высокими
    Сыновей золотые мечты.

    Вступительное слово учителя.

    О красоте и богатстве нашей области сложено
    немало стихов и песен, картин художников, не
    только живущих, но и побывавших здесь хотя бы
    один раз. Недаром А.П. Чехов, путешествуя по Амуру
    в 1890 г., восторгался его красотами и писал А.С.
    Суворину: “Я в Амур влюблен. Описывать такие
    красоты, как амурские берега, я совсем не умею;
    пасую перед ними и признаю себя нищим”.

    А Петр Комаров описал нашу осень следующими
    словами:

    Здесь будет все: небес голубизна,
    Осенней паутины поволока,
    Березы в золоте, лесная тишина
    И просека, зовущая далеко.

    Что мы узнали об истории освоения и изучения
    природы, топонимики нашей области покажет
    сегодняшняя игра. А если кто-то захочет узнать
    побольше, вам помогут книги, журналы и рефераты
    учащихся.

    Начало игры.

    Играют две команды по 5-7 человек. Игра проходит
    в несколько туров. Представляются члены жюри.

    1 тур “Дальше – дальше”.

    Вопросы для первой команды:

    1. Известный полярный исследователь, уроженец
      Амурской области? (Ушаков)
    2. Какую ягоду могли собирать ваши бабушки,
      прабабушки и даже пра-пра-бабушки с одного и того
      же куста? (С брусники)
    3. Назовите амурские города; самый большой и самый
      маленький по численности населения?
      (Благовещенск, Сковородино)
    4. Столица БАМа? (Тында)
    5. Древнейший представитель неогеновой
      растительности, который называют пробковым
      деревом? (Амурский бархат)
    6. Самый крупный приток Амура? (Зея)
    7. Район, в котором один из поселков носит имя и
      отчество Хабарова? (поселок Ерофей Павлович,
      Сковородинский район)

    Вопросы для второй команды:

  • Норвежский исследователь Арктики, который в 1913
    году проезжал по территории области? (Нансен)
  • Представитель маньчжурской флоры,
    произрастающий в предгорьях Буреинского хребта?
    (Ель)
  • Назовите амурские города: самый старый и самый
    молодой (Благовещенск, Тында)
  • Бывший город база стройиндустрии БАМа?
    (Шимановск)
  • Ценная промысловая рыба, широко
    распространенная в бассейне Амура? (Сазан)
  • Река, на которой строится ГЭС? (Бурея)
  • Центр района, в котором расположен Хинганский
    заповедник? (Архаринский район, Архара)
  • (время 3 минуты, подведение итогов, музыкальная
    пауза)

    2 тур “Заморочки из бочки”.

    (использую мешочек в качестве бочки, а вопросы
    – бочонки из игры “лото”)

    1. Какие заповедники есть в нашей области?
      (Зейский, Хинганский, Норский)
    2. Что означают названия (топонимика):
      • Сырец (низменное сырое место);
      • Сидьба (временная постройка, где охотник
        караулит зверей или птиц);
      • Дея, Джибира, Джеэ (эвенкийские названия р. Зея);
      • Бирая (эвенкийское название р. Берея);
      • Сахалян-ула (у маньчжуров “Черная река” Амур).
    3. Выдающийся исследователь Дальнего Востока,
      адмирал? (Невельской Геннадий Иванович).
    4. Село, на месте которого вырос город Белогорск?
      (Алексеевское)
    5. Растение – реликт, которое считали священным в
      Египте, Индии, Китае? (Лотос)
    6. Крупнейшее месторождение бурых углей?
      (Ерховецкое)
    7. Крупнейший приток р. Селемджа? (р. Нора).
    8. Река, в названии которой цвет? (Голубая)
    9. Каких охраняемых животных вы знаете?

    3 тур “Ты мне – я тебе”.

    Домашнее задание

    (вопросы готовят сами ребята, задают друг –
    другу по очереди, можно учителю подготовить
    вопросы и задавать командам).

    1. Какое дерево является самым распространенным в
      наших лесах? (Лиственница)
    2. Какая из птиц быстрее всех летает? (Стриж)
    3. Какова площадь Амурской области? (363,7 тыс. км2)
    4. Сколько районов в области? (20)
    5. Сколько всего городов в области? (9)
    6. Минеральные источники? (Быссинский, Гонжинский,
      Игнашинский)
    7. Назовите равнины Амурской области.
      (Амурско-Зейская, Зейско-Буреинская,
      Верхне-Зейская).
    8. Самый большой по площади район области.
      (Зейский)
    9. Наивысшая точка области и чем она знаменита? (г.
      Город – Макит, 2298 м, на ней установлен обелиск с
      портретом Г.А. Федосеева)
    10. Когда образовался город Шимановск? (1910)

    4 тур “Темная лошадка”

    Вопросы:

    1. В каком году образовалась Амурская область? (1932)
    2. Кто возглавлял первый поход
      казаков-землепроходцев в Приамурье? (В.Д. Поярков)
    3. Коренные жители области? (эвенки, дауры, дючеры)
    4. В каком году была построена Транссибирская
      магистраль? (1908-1913)
    5. С какой целью была построена эта трасса?
      (Усилилась колонизация и освоение Дальнего
      Востока и Сибири. Транссиб сократил время
      проезда из европейской части страны с 50-200 дней до
      7-10 дней, резко снизилась стоимость перевозки
      грузов)
    6. В каком году произошло электрофицирование
      дороги в пределах области? (1981-1987)

    Заключительное слово учителя.

    (звучит музыка, подведение итогов, награждение).

    Литература:

    1. Атлас “Люби и знай свой край”. – Москва, 1996.
    2. Павлюк Н.Г. “География Амурской области”. –
      Благовещенск, 2004.
    3. Шульман Н.К. “Опыт энциклопедического
      словаря”.
    4. Комаров П.С. “Избранное”. – Хабаровск, 1992.

    Следующий: