Сценарий занятия с использованием компьютера

Тема:

Оформление сборочного чертежа

Учебно-методическое обеспечение

: авторы
учебника «Черчение 9 класс» Н.А. Гордиенко, В.В.
Степакова

Необходимое оборудование и материалы для
занятия:

учебник «Черчение», мультимедийный
проектор, альбомы, чертёжные принадлежности,
рабочие тетради

Время реализации занятия

: 45 минут

Авторский медиапродукт:

  1. Среда WORD, Power Point
  2. Наглядная презентация учебного материала
  3. Технологический сценарий: разветвлённая модель

1 кадр – Титульный лист

2 кадр — Содержание

3 кадр – Данные на сборочном чертеже

4 кадр – Классификация типовых соединений

5 кадр – Номера позиций

6 кадр – Сколько деталей?

7 кадр – Проверь себя

8 кадр – Спецификация

9 кадр – Пример

10 кадр – Графическая работа

11 кадр – Номера позиций

12 кадр – Спецификация

13 кадр – Для умников и умниц

14 кадр – Проверь себя

15 кадр – Домашнее задание

16 кадр – Урок окончен

Целесообразность использования медиапродукта
на занятии:

  1. Недостаточное количество информационного
    материала в существующих учебно-методических
    пособиях.
  2. Развитие наглядно-образного мышления за счёт
    повышения уровня наглядности.
  3. Повышение эффективности подачи материала;
  4. повышение мотивации учебной деятельности через
    интерес школьников к работе на компьютере.
  5. Возможность использования данного
    медиапродукта не только в учебное время, но и при
    проведении факультативных занятий, элективных
    курсов.

Задачи занятия:

- познакомить учащихся с правилами оформления
сборочного чертежа;
- обобщить знания учащихся о видах соединений в
машиностроительном черчении;
- развивать графические навыки;
- воспитывать аккуратность, внимательность.

План занятия:


п/п

Этапы занятия Временная реализация
I. Организационный момент, сообщение темы,
целей занятия
3 минуты
II. Повторение сведений о сборочном
чертеже
8 минут
III. Знакомство с правилами оформления
сборочного чертежа
12 минут
IV. Выполнение практической работы 17 минут
V. Домашнее задание 2 минуты
VI. Итог урока. 3 минуты
VII Дополнительное задание

Ход занятия

Организационный момент. Кадр № 1

Приветствие учителя. Расшифровка темы занятия
«Оформление сборочного чертежа». Сообщение
задач занятия.

На прошлом занятии вы выполняли чертёж
болтового соединения. Сегодня на занятии вы
должны научиться оформлять сборочный чертёж, а
для этого необходимо знать правила оформления.
Запишите в тетрадь дату и тему занятия.

Повторение сведений о сборочном чертеже.

Прочитайте определение сборочного чертежа,
записанное в тетради.

Давайте вспомним, какие сведения содержатся на
сборочном чертеже. Кадр № 3

Рассмотрите внимательно рисунок 228 на 222
странице учебника. Ответьте на вопрос «Какое
соединении деталей струбцины здесь
представлено?».

По таблице «Классификация типовых сборочных
соединений» определить тип болтового
соединения. Кадр № 4

Изучение нового материала.

Знакомство с правилами оформления сборочного
чертежа.

Какое соединение изображено на кадре № 5 .

Запишите в тетрадь определение «номера
позиций». Позиции это порядковые номера,
присваиваемые изображениям деталей на сборочном
чертеже изделия.

Они обеспечивают связь между изображениями на
сборочном чертеже и текстовой информацией,
размещаемой в спецификации. С их помощью легче
отыскивать изображения требуемых деталей.

Номера позиций проставляются на полках линий –
выносок арабскими цифрами. При этом
рекомендуется (по возможности) начинать
нумерацию с корпуса изделия и обозначить его
позицией 1.

Линию-выноску и полки линии-выноски выполняют
сплошной тонкой линией. Линию-выноску проводят
от точки на изображении нумеруемой детали и
заканчивают её полкой линии-выноски, которую
располагают параллельно основной надписи, вне
контура изображения. Все линии-выноски
группируют в колонки или строчки. Линии-выноски
не должны пересекаться между собой. Желательно,
чтобы они пересекали наименьшее количество
изображений других составных частей изделия, а
номера позиций были проставлены «по» или
«против» часовой стрелки. На кадре показаны
общие правила простановки номеров позиций.

Допускается делать общую линию-выноску для
группы крепёжных деталей, относящихся к одному и
тому же соединению. Номера позиций наносят
чертёжным шрифтом на 1-2 номера больше, чем шрифт,
используемый на данном чертеже.

Рассмотрите изображение сборочной единицы.
(Кадры №6, №7). Сколько деталей изображено на
сборочном чертеже? (На чертеже изображено
штифтовое соединение, которое состоит из трёх
деталей: вал, шестерня, шрифт).

Номера позиций берутся в соответствии со
спецификацией. Каждый сборочный чертёж
сопровождается спецификацией.

Запишите в тетрадь определение. Спецификация –
это текстовый конструкторский документ,
определяющий состав сборочной единицы,
комплекса или комплекта. Спецификация
выполняется на листе формата А4, который
оформляется внутренней рамкой и содержит
основную надпись чертежа. Над основной надписью
помещаются графы спецификации. Кадр № 8.
Спецификация в общем случае состоит разделов.
Кадр №9.

Выполнение практической работы.

Приготовьте свою графическую работу, которую
вы начали выполнять на прошлом уроке. Болтовое
соединение представлено тремя видами. Задание:
Определите количество деталей, установите
номера позиций, заполните спецификацию. Форма и
размеры спецификации на кадре №10.

Для тех, кто быстро справился с графическим
заданием, предлагаю прочитать сборочный чертёж
крана высокого давления. Кадр №13.

Домашнее задание

Запишите в тетрадь названия деталей, входящих в
сборочную единицу. Начертите шпоночное
соединение, обозначьте номера позиций, выполни
спецификацию, используя справочную таблицу №14
на странице 210.

Вывод

Выполняя графическую работу, вы применили
правила оформления сборочных чертежей:
Присваивали изображениям деталей порядковые
номера, выполняли спецификацию. Чтобы быстро и
безошибочно читать и выполнять сборочные
чертежи, надо знать и уметь применять полученные
знания. Кадр №16.

Выставление оценок за работу на занятии.

Следующий: