Сценарий занятия по ППД для учащихся начальной школы


Форма проведения: игра «Счастливый случай»

Цели:

  1. Закрепить и углубить знания по теме.
  2. Познакомить с новыми знаками и дорожной разметкой.
  3. Воспитывать у ребят желание сознательно, при любых обстоя­тельствах, выполнять правила дорожного движения.

Оборудование и материалы:

  1. Комплект дорожных знаков.
  2. Эмблемы с названиями команд: «Знатоки» и «Внимательный пе­шеход»
  3. Табло-блокноты «Фантазия» с карандашами.
  4. Большой перекидной блокнот с названиями геймов.
    Костюмы (3 дорожных знака, Светофор, инспектор ЮИД)
  5. Ширма кукольного театра и куклы: Витюша, дедушка и Петя.
  6. Фрагмент песни Зиновьева Н., Паулса Р. «Зеленый свет» в исполнении В. Леонтьева
  7. Аудиозапись сирены полицейской машины.
  8. Рабочие тетради по ПДД.
  9. Названия групп дорожных знаков (подготовлены на доске).
  10. План микрорайона (перекресток).
  11. Приз для «Тёмной лошадки» — самодельная фигурка полицейского из картона
  12. Фонограмма песни «Азбука города» (на сл. Я. Пишумова).

Приглашены на занятие: инспектор ГИБДД, Светофорчик Маша и инспектор ЮИД Андрюша

Структура занятия

  1. Оргмомент
    • Объявление темы и целей занятия
    • Представление команд друг другу
    • Взаимопроверка домашнего задания
  2. Игра
    • а) 1 гейм «Разминка»
    • б) 2 гейм «Темная лошадка»
    • в) 3 rейм «Ты мне, я – тебе»
    • г) 4 гейм «Заморочки из бочки»
    • д) 5 гейм «Помогите расставить дорожные знаки и обозначить разметку»
  3. Итог, домашнее задание

Ход занятия

I. Оргмомент

Учитель: Дорогие ребята! Наше занятие посвящено теме «Дорожная разметка и дорожные знаки». Сегодня мы закрепим и углубим свои зна­ния по теме, еще раз убедимся, что знать и выполнять ПДД необходимо всем.

Как из букв складываются слова, так у дорожного языка тоже есть свои буквы — знаки, но их не нужно складывать в слова, один знак обоз­начает целую фразу — дорожный сигнал. Чтобы занятие прошло увлекательно, предлагаю провести его в форме игры «Счастливый случай». Позвольте познакомить вас с условиями игры. (Учитель называет правила игры).

Учитель: Капитаны, познакомьте нас со своей командой!

Капитан №1: Мы назвали свою команду «Внимательный пешеход»

Капитан №2: А наша команда называется «Знатоки»

Дети встают, пожимают друг другу руки и садятся.

Учитель: Ребята, вы получили задание вспомнить, что узнали о дорожных знаках и дорожной разметке в 1-3 классах и зарисовать в тетрадь по 3 знака на каждую группу. Капитаны, проверьте у команды-соперницы, как выполнено задание.

II. Игра

Учитель: Спасибо, все постарались! В ходе нашей игры мы узнаем, насколько серьёзно вы отнеслись к домашнему заданию. Итак, игра!

Звучить фрагмент записи песни в исполнении В. Леонтьева «Зеленый свет»:



Все бегут, бегут, бегут
А он всё горит!
Все бегут, бегут, бегут
А он всё светит!

Учитель: В проведении игры мне помогут Светофорчик – Маша июный инспектор движения – Андрюша. Вам слово!

а) 1 гейм «Разминка»

Андрей и Маша читают вопросы командам по очереди. За каждый правиль­ный ответ команде присуждается 1 очко. Капитаны команд подсчитывают очки самостоятельно, записывая в блокноте «Фантазия»

Вопросы для 1 команды:

  1. Проезжая часть улицы (Мостовая).
  2. Сотрудник милиции, следящий за порядком передвижения транспор­та и переходов (Регулировщик).
  3. Где должен остановиться переход, не успевший закончить пере­ход (На островке безопасности).
  4. С какого языка пришло нам слою «тротуар»? (С французского).
  5. Устройства, предназначенные для перевозки по дорогам людей
    и грузов (Транспорт).
  6. Расшифруете ДТП (дорожно-транспортное происшествие).

Вопросы для II команды:

  1. Элемент дороги предназначенный для движения переходов? (Тро­туар).
  2. Человек, управляющий транспортным средством, имеющим 2 и более колеса, приводящий в движение мускульной силой (Велосипедист).
  3. Место пересечения улиц (Перекресток).
  4. Человек, находящийся вне транспортного средства, на дороге, не проводящий на нем работу? (Пешеход).
  5. Белая линия вдоль проезжей части? (Осевая линия).
  6. Что такое ДДТТ? (Детский дорожно-транспортный травматизм).

б) 2 гейм «Темная лошадка»

Светофор — Андрей загадывает детям загадку:

Никто на свете тех не может
Одним движением руки
Остановить поток прохожих
И пропустить грузовики

Кто это?

Дети: Регулировщик.

Звучит сирена полицейской машины, входит в класс инспектор Абдуллин Д.А.

Инспектор: Здравствуйте, ребята! Я инспектор ГИБДД Ишимбайского городского отдела внутренних дел, курирую вашу школу.

Как работник. ГИБДД хочу сообщить вам о том, что за последние 3 месяца в городе было совершено ___ ДТП, из них ___ по вине детей. Беда обходит стороной тех людей, которые беспрекословно выполняют ПДД. Знаю, ваше занятие посвящено дорожным знакам, поэтому хочу познако­мить с 3 знаками из группы «Знаки приоритета».

А теперь вопрос на засыпку: Знаете ли вы, когда появились первые дорожные знаки в России? Молодцы, правильно ответили на мой вопрос!

в) 3 гейм «Ты — мне, я – тебе»

1команда показывает кукольную сценку «Почему он так сказал?»

Сценка I команды



Петя (слепому): Дедушка, разрешите, я переведу вас через улицу, только скажите, в каком месте?

Дед: Сынок, рядом должен быть знак «Переходный переход».

Петя: (обращается к детям II команды) Ребята, быстрее опишите мне этот дорожный знак!

После ответа ребят из II команды появляется над Петей знак «Пешеходный переход». Петя переводит деда.

Дед: Вижу, ты хороший мальчик.

Петя: Вы видите?

Дед: Это и незрячему видно (уходит).

Петя: Почему он так сказал? (Вопрос задан II команде)

Кукольная сценка II команды

«Письмо Витюши»

Витюша: (Забинтована правая рука и голова)

«Здравствуйте, дорогие ребята!

Пишет письмо ваш старый знакомый Витюша. Извините за плохой почерк, потому что пишу левой рукой.

Хочу сообщить вам о своей беде и задать всего один вопрос. Неделю назад шел я, шел по дороге, никого не трогал, и вдруг на меня наехала самая настоящая машина! Падая, я заметил знак: круглый, с красной каёмочкой, а внутри изображен человек. Почему же меня сбила машине, ведь там нарисован пешеход?!»

Дети определяют, что это был знак «Пешеходное движение запрещено».

г) 4 гейм «Заморочки из бочки»

Задание: Взять капитанам команд по 3 дорожных знака из «бочки» и посоветовавшись с командой дать ответ: название знака, группы, отличительные особенности.

Пока дети совещаются, исполняется «Танец дорожных знаков», в конце которого исполнители произносят стихи:

1 — Очень малый
Знак дорожный;

2 — Он стоит не
просто так!



3 — Будьте, будьте осторожны.
Вместе (хором): Уважайте каждый знак!

д) 5 гейм «Помогите расставить дорожные знаки и обозначить разметку»

На доске изображен цветными мелками перекресток на плане микрорайо­на школы. Приглашаются по 2 участника из команд.

Задание: Прикрепить к плану микрорайона школы (перекрестку) нужные знаки и провести дорожную разметку.

III. Итог, домашнее задание

Учитель: Ребята, сегодня во время игры счастливый случай выпал на долю команды (название), но я желаю, чтобы на дорогах вам всегда сопутствовала удача, а для этого необхо­димо очень хорошо знать ПДД, дорожные знаки, разметку и всегда добросовестно выполнять их! Любая игра проводится не только для того, чтобы вы могли показать свои знания, но и для того, чтобы узнать новые сведения. Что же новое вы узнали сегодня на занятии?

Дети отвечают.

Учитель: Домашнее задание: Нарисуйте в тетрадях знак, который, как вы считаете, необходим на детских площадках в ваших дворах.

Инспектор ГИБДД: По улицам и дорогам нескончаемым потоком движется транспорт. Он имеет большую скорость, его быстро остановить невозможно. Любой, кто решается неожиданно пересечь улицу, рискует своим здоровьем и даже жизнью. Такой риск никому не нужен. Я обращаюсь к вам, юные мои друзья и верю, что, выйдя из дома или из школы на улицу, вы всюду буде­те помнить наши дружеские советы.

Инспектор раздает детям «Памятки по правилам дорожного движения»

  1. По дороге в школу будьте очень внимательны! Всегда ходите самым безопасным и знакомым маршрутом.
  2. Подходя к проезжей части, не разговаривайте, нужно сосредоточиться.
  3. Переходите дорогу только в местах, обозначенных дорожным знаком «Пешеходный переход»
  4. Переходите дорогу только на зеленый свет.
  5. Не спешите, переходите дорогу всегда размеренным шагом.
  6. После занятий сразу возвращайтесь домой, играть вблизи дорог и на проезжей части запрещается.

Успехов вам, дорогие ребята!

Ведь отличное знание и выполнение правил дорожного движения — залог вашей безопасности.

Светофор и регулировщик:

«Помни каждый пешеход,
Выполняй всё строго,
Пешеходу — тротуар,
Транспорту — дорога!» …

Занятие завершается исполнением песни «Азбука города» (сл. Я. Пишумова).

«Вот она, азбука, -
Над головой:
Знаки развешаны
Вдоль мостовой.
Азбуку города
Помни всегда,
Чтоб не случилась
С тобою беда!»




Следующий: