Сценарий внеклассного мероприятия по ОБЖ. Брейн-ринг: Науки в военном деле

Сценарий брейн-ринга «Науки в военном деле».

Цель: Развивать у учащихся интерес к военному
делу, к знаниям в разных отраслях науки.
Воспитать чувство любви к Родине, гордости
за её героическое прошлое.

Участники:
учащиеся 10-х классов. Состав команды
5 человек.

Правила игры:

- победитель определяется по наибольшей
сумме набранных баллов;

- время на обсуждение 1 минута;

- о готовности к сигнализируют нажатием кнопки настольных
ламп, установленных за каждым
столом, где сидит команда;

- отвечающего назначает капитан команды;

- начало и конец обсуждения вопроса
определяется ударом гонга;

- если в течение минуты команды не имеют
варианта ответа, вопрос с игры снимается;

- в случае неполного ответа команды,
баллы не присуждаются;

- в случае неправильного ответа одной из команд, до
истечения одной минуты, представляется
возможность ответа другим командам;

- фальстартом является нажатие кнопки до
начала минуты обсуждения, в том случае команда
лишается права ответа на вопрос;

- в случае подсказки из зала, вопрос
снимается с обсуждения;

- суперблиц — три вопроса, обсуждение 20
секунд на каждый вопрос;

- при неправильном ответе на один из
трёх вопросов, суперблиц считается проигранным;

- та команда, которая правильно ответила
на первый вопрос суперблица, продолжает
отвечать на последующие два вопроса и при
успешных ответах получает три балла.
Остальные команды из раунда суперблица выбывают.

Ведущий игры: преподаватель ОБЖ или старшеклассники.
Жюри: преподаватели-предметники.

Звучат фанфары. Ведущий объявляет
правила игры и членов жюри. Открывается
первая страница брейн-ринга.

1. Русская древняя история.

1-й раунд
- звучит удар гонга (так же в последующих
раундах).

Вопрос: О каком событии в
русской военной истории говорит дата 8
сентября 1380 года?

Ответ: Победа Дмитрия Донского на
Куликовом поле над 150-тысячным полчищем Мамая.

2-й раунд. Показывается
видеофрагмент «Ледового побоища».

Вопрос: Какая битва показана и когда она
происходила?

Ответ: Разгром Ливонского
ордена 5 апреля 1242 г. дружинами А. Невского.

3-й раунд.

Вопрос: Чем памятна дата 1480 г.

Ответ: Свержение татаро-монгольского
ига.

4-й раунд. Блиц-раунд: Кому
принадлежат эти слова?

Вопрос: «Кто с мечом к нам
придёт — от меча и погибнет.»

Ответ:

А. Невскому.

Вопрос:


«Плох тот солдат, который не мечтает стать
генералом».

Ответ: А. В. Суворову.

Вопрос:

«Побеждать не числом, а уменьем»

Ответ: А. В. Суворову.

5-й раунд:

Вопрос: Назовите двух
выдающихся флотоводцев — героев
Севастопольской обороны 1854-1855 гг., которым поставлены памятники в
городе русской морской
славы Севастополе?

Ответ: Адмиралам П. С. Нахимову
(1802-1855 гг.) и В. А. Корнилову (1806-1854 гг.).

2. История Великой Отечественной Войны.

6-й блиц-раунд:


Вопрос: Кого в годы войны
немцы называли «чёрной смертью»?
Ответ: Морских пехотинцев.

Вопрос:


Как назывался германский план взятия Москвы?

Ответ: Тайфун.

Вопрос: Захват каких территорий предусматривала фашистская операция
«Эдельвейс»?
Ответ: Захват Кавказа.

7-й раунд:

Вопрос: Какая операция ВОВ
началась ночью при свете 200 прожекторов?
Укажите дату этого события?
Ответ: Штурм Берлина ночью 16
апреля 1945 г.

8-й раунд:
Показывается видеофрагмент без звука «Подписание
акта о капитуляции Германии».

Вопрос: Какое событие ВОВ
показано в видеофрагменте? Когда это было?

Ответ: Подписание акта о
безоговорочной капитуляции Германии 8 мая
1945 г. Г. К. Жуковым.

9-й раунд:

Вопрос: Назовите героев Советского
Союза, водрузивших знамя Победы над Рейхстагом? Когда это было?
Ответ: Сержант Михаил Егоров и
младший сержант Мелитон Кантария 30 апреля
1945 г.

Музыкальная пауза

3. Литературная страница

10-й раунд:

Вопрос: Назовите произведения А.
С. Пушкина, в котором дано описание
исторического
сражения, произошедшего 27 июня 1709 г.?
Ответ: Поэма «Полтава», в
которой А. С. Пушкин описал разгром шведских
захватчиков
русскими воинами во главе с Петром Т.

11-й раунд:

Вопрос: Назовите произведение и автора:

«Переправа, переправа
Берег левый, берег правый
Снег шершавый, кромка льда…
Кому память, кому — слава,
Кому тёмная вода, -
Ни приметы, ни следа»

Ответ: Поэма «В. Тёркин» А.
Твардовского.

12-й раунд:

Вопрос: Назовите произведение и автора:

«И только небо
засветилось,
Всё шумно вдруг
зашевелилось,
Сверкнул за строем срой.
Полковник наш рождён был
хватом:
Слуга царю, отец
солдатам…
Да, жаль его: сражён
булатом,
Он спит в земле сырой».

Ответ: «Бородино» М. Ю.
Лермонтова.

13-й раунд:

Вопрос: Какая битва запечатлена в
повести Константина Симонова «Дни и ночи»?
Ответ: Битва за Москву.

4. Географическая страничка.

14-й раунд:

Вопрос: Где высадился англо-американский
десант, открывший второй фронт в Европе в июне 1944
г.
Ответ: В Нормандии.



15-й раунд:

Вопрос: Известно, что Советская
Армия в ходе II Мировой войны освободила полностью или частично 10 стран Европы и 2 Азии.
Назовите освобождённые Азиатские страны (в прежних границах).
Ответ: Корея и Северный Китай.

16-й раунд:
Команды получают топографические карты У-34-37-В (Снов).

Вопрос:
Выдержит ли мост через реку Ангару в
квадрате 6511 современный танк? Ответ обоснуйте.
Ответ: Нет, не выдержит, так как этот мост
деревянный, рассчитан на вес 10 тонн, а современный танк весит более 50 тонн.

17-й раунд:

Вопрос: Какая зависимость
физической географии положена в основу
принципа работы авиавысотомера?
Ответ: С поднятием вверх на
каждые 10 метров давление атмосферы
понижается на 1 мм ртутного столба.

18-й раунд:
В бывшем СССР было 13 городов-героев.

Вопрос: Назовите 7 городов
героев России.
Ответ: Ленинград, Волгоград,
Москва, Новороссийск, Тула, Смоленск,
Мурманск.

Музыкальная пауза. Просьба к участникам
быть внимательными. Песня «38 узлов» А. Розенбаума.

5. Математическая страница.

19-й раунд:

Вопрос: Что означает услышанные
вами в песне величины: миля, узел и
кабельтов? Какая между ними зависимость?
Ответ: 1 миля 1852 метра (расстояние); 1 узел — 1852 км/час
(мера скорости); скорость 38 узлов
примерно равна 70 км/час; кабельтов равен 185,2
метра, т.е. десятая часть мили. Все эти
величины используются на флоте.

20-й раунд:

Вопрос: Как называется основное
оружие солдат и матросов периода революции и
гражданской войны? Каков его калибр?
Вопрос: Винтовка-трёхлинейка
образца 1891 г. конструкции капитана С. И.
Мосина. Её калибр — 7,62 мм, т.е. три линии. Старинная
русская мера длины 1 линия = 2,54 мм.

21-й раунд

Вопрос: Как называется
прославленная полевая пушка этого периода?
Каков её калибр?
Ответ: Пушка называлась «трёхдюймовка»
из-за своего калибра. 1 дюйм = 25,4 мм. 3 дюйма = 76 мм.

6. Физическая страничка.

22-й раунд:

Вопрос: Может ли свист пули
служить сигналом о её приближении?
Ответ: Нет, так как в большинстве
случаев, т.е. при стрельбе до 1000 м, скорость
пули больше скорости звука.

23-й блиц-раунд:
В период ВОВ для борьбы с танками
использовали ПТРС и ПТРД.
Почему у них такой длинный ствол?
Ответ: Для увеличения
начальной скорости снаряда, дальности,
стрельбы и пробивной способности снаряда.

Вопрос: О чём говорит наличие
газовой камеры у ПТРС?
Ответ: Об автоматической
перезарядке.

Вопрос:
Для чего нужен дульный тормоз?
Ответ: Для уменьшения отдачи.

24-й раунд

Вопрос: При каком угле возвышения ствола орудий достигается
наибольшая дальность стрельбы?
Ответ: При угле 45.

25-й раунд:

Вопрос: Температура пороховых газов в канале
ствола при выстреле достигает 3000.
Температура плавления стали 1500.
Почему же ствол не расплавляется?
Ответ:
Взрыв пороха длится всего несколько
тысячных долей секунды, поэтому ствол не успевает
расплавиться.

7. Химическая страничка.

26-й раунд:

Вопрос: С какой целью в
зажигательных авиабомбах используют
натрий?

Ответ:
С целью затруднить
тушение пожара водой, так как натрий
энергично реагирует с ней, выделяется водород, который при
этом загорается.

27-й раунд:
Внимание, чёрный ящик.

Вопрос: Шла 1-я мировая война.
Одна из сторон впервые применила новое
оружие. Изобретение, которое находится в этом
ящике, спасло жизни многих людей. Назовите, что находится в этом ящике, кем и когда
оно было изобретено?
Ответ: Н. Д. Зелинский в 1915 г. изобрёл противогаз.

28-й блиц-раунд:

Вопрос: Что такое угарный газ?
Ответ: Окись углерода (СО).

Вопрос: Каково общеизвестное название цианистого
водорода?
Ответ: Синильная кислота (НСN)

Вопрос: При поражении каким ОВ нельзя делать
пострадавшему искусственное дыхание?
Ответ: При поражении фосгеном (СОСL).

8. Лингвистическая страница.

29-й раунд:
Во Второй мировой войне все воюющие стороны
пользовались в основном радиосвязью и,
естественно, перехватывались переговоры
противников. Приходилось переговоры
шифровать. Но и к шифрам подбирались ключи.
Не поддавались расшифровке только
переговоры американской армии, хотя велись,
как правило, открытым текстом,
без всяких шифров.

Вопрос: Как это американцам удавалось?
Ответ: Просто текст был не
на английском, а на одном из индейских
языков. В армию США в связисты были
мобилизованы практически полностью
мужчины одного из малоизученных индейских
племён.

30-й раунд:
В старину на Руси пользовались так
называемой тарабарской грамотой.

Вопрос: Расшифруйте при помощи тарабарской
грамоты слово ЯЮСХФШВХЫМ.
Ответ: В тарабарской грамоте шифром являлся
алфавит, буквы которого записывались в две
строчки, одна за другой, и взаимозаменялись.

Шифр:

АБВГДЕЖЗИ Й КЛМНОП
РСТУФХЦЧШЩЪЫЬЭЮЯ

Заменяя буквы верхнего ряда на нижние и
наоборот, расшифруем слово: ПОБЕДИТЕЛЬ.

Музыкальная пауза.

Подведение итогов брейн-ринга.




Следующий: