Сценарий урока внеклассного чтения в 5-м классе


Цель: Показать, как представлен образ животного — кота в
произведениях разных жанров.


Задачи:

1. Закрепить умение определять литературные жанры.
2. В ходе беседы выявить, какие произведения прочитаны обучающимися.
3. Учить понимать сюжет произведения и давать характеристику литературному
персонажу.
4. На примере произведений о котах показать, как авторы придают животному
человеческие черты характера.
5. Вызвать интерес учащихся к чтению.

Оборудование:

выставка детских рисунков, фотографии,
книги, в которых кот является одним из персонажей, жетоны в форме кошечки, листы
бумаги.

Учитель: Как вы понимаете тему урока? О чем мы будем
говорить?

Обратите внимание на эпиграф урока:

Жил Мурлыка, был Мурлыка
Кот сибирский.
В.А. Жуковский

К сегодняшнему уроку вы готовились, выполнили дома
самостоятельную работу. И начнем мы с конкурса «Кто больше назовет произведений
о кошках». Нужно назвать автора, произведение и жанр. За правильные ответы
ученики получают жетон в форме кошечки. Этот конкурс помогает вспомнить
некоторые произведения о кошках и котах и проверить, насколько дети
приготовились к уроку. (С. Маршак «Кошкин дом», Р. Киплинг «Сказка про кошку,
которая гуляла сама по себе», Ш Перро «Кот в сапогах», А. Пушкин «Руслан и
Людмила», Н. Носов «Живая шляпа» и т.д.)

Постараемся подробнее остановиться на некоторых фольклорных и
литературных жанрах, в которых живет наш замечательный персонаж. Для этого
проведем небольшой литературный диктант и вспомним некоторые слова из словаря
литературных терминов.

На листочках записываете только номер вопроса и свой ответ.
Если затрудняетесь ответить — напротив цифры ставите прочерк. Не забудьте
подписать листочек.

I. Литературный диктант

  1. Фольклорный жанр, стремящийся на основе фантастической
    условности дать наиболее полное, обобщенное изображение мира, в котором живет
    человек.
  2. пический жанр, в котором художественный мир, где живут и
    действуют животные и предметы, создан с помощью художественного приема
    аллегории, носящего нравоучительный и воспитательный характер. Этот жанр может
    быть стихотворным и прозаическим.
  3. Это литературный эпический жанр, в основе художественного
    мира которого лежит художественное описание одного завершенного события и его
    авторская оценка. Этот жанр синонимичен термину «новелла».
  4. Фольклорный жанр, в котором предполагается поэтический вопрос
    для нахождения правильного ответа по содержащейся в самом вопросе информации.

Это краткое, ритмически организованное изречение, содержащее
суждение из области философии, морали и т.д.

Это один из видов художественной условности: построение
художественного произведения или его части на основе вымысла.

Ответы:

1. Сказка.
2. Басня.
3. Рассказ.
4. Загадка.
5. Пословица.
6. Фантастика.

А сейчас еще раз проверьте свои ответы на вопросы диктанта.
Какие из них вызывали трудности?

Конечно, мы с вами вспомнили не все жанры, в которых может
появиться это замечательное существо.

II

. Кот есть и в известной вам поэме А.С. Пушкина.
Ответьте на вопросы:

- Какая это поэма?
- Что это за кот?
- Чем он интересен? (рассказывает сказки, поет
песни).
- Кто прочтет отрывок из вступления к поэме «Руслан
и Людмила»?

Кот живет и во многих литературных сказках, повестях.

Много стихов сложено об этом удивительном животном, а когда
вы будете учиться в 11-м классе, то познакомитесь с необычным, можно сказать,
фантастическим котом по прозвищу Бегемот. Этот кот живет на страницах романа М.
Булгакова «Мастер и Маргарита»

Как видите, кот может встретиться в произведениях разных
жанров.

III. Давайте вернемся к фольклору и вспомним загадки,
пословицы, поговорки о кошке.

Загадки:

  1. Кто родится с усами, но с закрытыми
    глазами?
    (котенок).
  2. Сидит на окошке,
    Ушки, как у кошки,
    Лапки, как у кошки,
    Хвостик, как у кошки,
    Но не кошка. Кто это? (кот).

Пословица: «Не все коту масленица, бывает и пост»

Вопрос: Как вы понимаете эту пословицу?




Колыбельная:

Котя, Котенька, Коток,
Котя — серенький хвосток,
Пошел Котя во лесок,
Нашел Котя поясок.


IV. Ребята, а в баснях кот может нам встретиться? В
каких баснях Крылова есть этот персонаж?

Басня «Кот и повар».

О содержании басни рассказывает ученик, который готовил дома
сообщение.

Вопросы:

- Можно ли было оставлять кота сторожить продукты от мышей?

- Каким показан кот в этой басне?

- Действительно ли, что «Кот-Васька плут! Кот-Васька вор!»?

- Инсценирование небольшого отрывка из басни ребятами,
заранее подготовленными.


О басне «Кошка и соловей» рассказывает один учащийся.

V. Существует множество стихов о кошках и котах. Кто
хочет почитать стихи?

VI. И конечно, в таком жанре, как рассказ. кот тоже не
может не появиться. Давайте вспомним рассказы, в которых главный персонаж- кот,
кошка или котенок.

Н. Носов «Живая шляпа», «Карасик».

К. Паустовский «Кот ворюга».

-

Давайте вспомним сюжет рассказа.

- Дома вы выполняли самостоятельную работу по рассказу К.
Паустовского «Кот ворюга», записывали в один столбик слова, рисующие внешность
кота, а в другой столбик — его характер и поведение.

- У кого эта работа вызвала затруднение? Кто не выполнил?

- Зачитываются варианты выполненных работ.

Ребята, посмотрите, какие точные, разнообразные слова
и сравнения находит Паустовский для обычного кота.

А не показалось ли вам, когда вы читали рассказ, что
Паустовский говорил об этом животном, как о человеке? Писатель
«очеловечивает» кота.

«Это был кот, потерявший всякую совесть, кот — бродяга и
бандит», — пишет о нем Паустовский. Но когда создавались сказки, люди
действительно верили, что животные имеют какие-то человеческие качества. А
когда К. Паустовский пишет о животном как о человеке со своим характером,
это литературный прием.


VII.

Ребята, о каком жанре вы хотели бы еще
вспомнить? Может быть, мы что-то забыли?

Сказка! Если говорить о сказках, то давайте вспомним, чем
отличается фольклорная сказка от литературной?

Фольклорная — это сказка, которую придумал народ.

Литературная — имеет конкретного автора.




На нашей книжной выставке вы видите сборник «Русские
народные сказки». Вам он знаком. Многие сказки мы читали вместе. Ответьте на
вопрос:

- сюжет какой из этих сказок взял за основу известный
писатель Алексей Толстой? И что из этого получилось? Правильно, он взял за
основу сказку «Кот и лиса», написал свою сказку. Сказка стала литературной.

VIII.

Сегодня мы много говорили о коте, как о
литературном персонаже. А давайте, разберемся, кот всегда был домашним
животным?

Какое произведение рассказывает о том, что кошка была
дикой?

Мы хорошо знакомы с произведением Редьярда Киплинга
«Кошка, гулявшая сама по себе». Сейчас проведем викторину.



Вопросы викторины:

  • Кто был самым диким из зверей в давние времена?
    (кошка).
  • Был ли диким в это время человек? (да).
  • Кто помог сделаться человеку ручным? (женщина).
  • «После ужина женщина… распустила волосы, взяла
    плечевую баранью кость, очень плоскую, и стала пристально
    всматриваться в проходящие по кости разводы. Потом она бросила
    поленьев в огонь и затянула песню. Это было первое в мире…» Вопрос:
    что? (первое колдовство).
  • Кто из животных первым пришел в жилище человека?
    (дикий пес).
  • Кто вторым пришел в жилище человека? (дикий
    конь).
  • Что накинула на голову коню женщина? (уздечку).
  • Кто так сказал: «О моя госпожа, о жена моего
    господина, за чудесную эту траву я буду тебе вечным рабом»? (конь).
  • Кто следующим пришел в пещеру? (корова).
  • Кому так сказала женщина: «Ты, из дикого леса
    дикая тварь, ступай себе в лес подобру-поздорову. Мне больше не надо
    ни слуг, ни друзей. Я уже заплела мою косу и спрятала волшебную
    кость»? (кошке).
  • Женщина с кошкой заключила договор. а) Кошке
    можно будет войти в пещеру, если… (женщина похвалит кошку).
    б) Сесть у огня, если… (женщина дважды похвалит
    кошку).
    в) Получать молоко 3 раза вдень до скончания
    века, если…(женщина трижды похвалит кошку).
  • Какую услугу оказала кошка женщине в первый раз?
    За что похвалила ее женщина? (играла с мальчиком).
  • За что второй раз похвалила женщина кошку? (спела
    малышу песню, ребенок уснул).
  • За что женщина стала давать кошке молоко? (спасла
    от мышки).
  • Мужчина с кошкой тоже заключи договор. Если она
    не будет ловить мышей, то он будет швырять в кошку предметами.
    Сколько предметов? (пять).

Подведение итогов викторины. По количеству полученных
жетонов выявляется победитель.

IX.

А сейчас вам придется угадать, о каком
произведении я говорю, кто его автор?

Этот кот родился во Франции и совершил известный
всему миру подвиг. Подсказка: он позавтракал, но не молочком, а
великаном. Что вы можете рассказать об этом герое? Кто написал эту
сказку? (Ш. Перро «Кот в саогах» 1768год).

А знаете, как она в ту пору называлась? («Сказка о
батюшке котике в шпорах и сапогах»).

Домашнее задание: предлагаю дома начертить к этой
сказке план-карту путешествия кота.

X.

Подведение итогов.

Вопросы:

  1. О каком персонаже мы сегодня говорили?
  2. В каких литературных жанрах встретился этот
    персонаж?
  3. Какие качества кота мы увидели в произведениях?
  4. Есть ли у вас дома кот? Какой у него нрав? Любите
    ли вы его?

Всех поблагодарить за участие. Выставить отметки.




Следующий: