Сценарий урока на тему Огонь, вода и медные трубы

Цели урока (для учителя):

  1. Создать условия для формирования знаний о физических и химических явлениях, признаках химических реакций путём организации исследовательской групповой и индивидуальной деятельности учащихся.
  2. Создать условия для развития познавательной активности учащихся, умения наблюдать окружающий мир, осознавать себя в этом мире и мир в себе, путём организации проблемно-поисковых ситуаций.
  3. Создать условия для развития эмоциональной и духовно-нравственной сферы учащихся путём привлечения материала по литературе, истории, живописи, кинематографии.

Цели урока (для учащихся):

  1. Уметь выделять и различать химические и физические явления, определять признаки химических реакций, устанавливать причинно-следственные связи различных явлений.
  2. Уметь моделировать физические и химические явления, находить ошибки в логических рассуждениях.
  3. Уметь систематизировать изученный материал и использовать полученные знания в новой ситуации.

Реактивы и оборудование:

Парафин, сахар, дихромат аммония, пероксид водорода, диоксид марганца, лёд, медная проволока, известковая вода, активированный уголь, перманганат калия, порошок железа, образцы морской воды и воды из реки Медведица, фильтровальная бумага, спиртовка, огнеупорная сетка, предметные стёкла, пробиркодержатели, пробирки в штативе, лучина, стеклянные трубки, поваренная соль, смешанная с песком, воронка для фильтрования, микроскоп, фарфоровый тигель, штатив для закрепления тигля, мерные ложки, аудиомагнитофон, видеомагнитофон, мультимедийный проектор.

Ход урока

Этап 1. Целеполагание и предварительная рефлексия.

Задачи данного этапа урока

  • создание эмоционального настроя учащихся,
  • формирование начального интереса,
  • выяснение отношения учащихся к предстоящей работе,
  • постановка учебной задачи.

Учитель:

Другого ничего в природе нет
Ни здесь, ни там, в космических глубинах.

Всё — от песчинок малых до планет -
Из элементов состоит единых.
Как формула, как график трудовой -
Строй менделеевской системы строгий.
Вокруг тебя творится мир живой -
Входи в него, вдыхай, руками трогай!

Вокруг тебя творится мир живой… Как мы называем всё, что творится, происходит вокруг нас? В природе? В технике? В быту?

Учащиеся: Явления!

Учитель: Какие бывают явления? Перечислите. Какое явление вас удивляет? Радует? Пугает?

Учащиеся: Явления бывают световые, тепловые, механические, звуковые, физические, химические. Молния, радуга, листопад, растворение сахара, таяние льда на реке и т.д.

Учитель: А меня очень радует и всегда удивляет вот это явление! (Учитель держит в руках зажжённую свечку) Какое это явление?

Учащиеся: Огонь, горение. Учитель: Огонь, верно. А какой он?

Учащиеся: Горячий, обжигающий, согревающий, синий, жёлтый, пляшущий.

Учитель: Добрый или злой?

Учащиеся: Бывает — добрый, бывает — злой!

Учитель: Мы все смотрели на одно и то же явление, но кто-то увидел то, чего не увидели другие! Ведь смотреть и видеть — это не одно и тоже! Смотрит каждый, но видят немногие! Слушать тоже могут все, но не каждый услышит!

Здесь мало увидеть — здесь надо всмотреться!
Здесь мало услышать — здесь вслушаться нужно!

А зачем нам надо всматриваться в окружающий нас мир и прислушиваться к нему?

Учащиеся: Что бы его знать, изучать, чтобы использовать различные явления на благо человека или защищаться от некоторых явлений, предотвращать их.

Учитель: Верно, чтобы использовать — надо явления хорошо изучить, хорошо в них разбираться. Я предлагаю вам прослушать звуки (учитель включает аудиозапись капели, морской волны, журчание ручья, шум дождя) и рассказать: что вы услышали?

Учащиеся: Услышали звуки воды. (Идёт обсуждение: кто что услышал).

Учитель: Слушаем следующий фрагмент (звучит запись фанфар, т.е. медных труб).

Учащиеся: Звучат медные трубы.

Учитель: Что же поможет нам разобраться с происходящими вокруг нас явлениями? Кто внимательно смотрел и слушал? Какая цепочка слов возникла?

Учащиеся: Огонь, вода и… медные трубы. (На доске вывешивается тема и рисунки символов: огонь, вода и медные трубы, а на экране с помощью мультимедийного проектора появляется заставка-название к кинофильму А.Роу «Огонь, вода и… медные трубы»)

Учитель: Чем мы сегодня займёмся на уроке? Наша задача? (Идёт обсуждение)

Учитель обобщает: Будем изучать физические и химические явления, будем учиться их отличать, давать характеристику, будем учиться наблюдать и делать выводы. Подумаем, почему именно огонь, вода и медные трубы нам в этом помогут? Какое отношение эти понятия имеют к нам, к каждому из нас? А почему так названа хорошо вам известная сказка?

Что за огонь и что за вода — это каждый поймёт без труда!
А вот к чему бы — медные трубы?..

Итак, у нас работают 3 исследовательские группы: «Огонь», «Вода», «Медные трубы».

Я предлагаю вам определить своё эмоциональное состояние на данный момент урока. У вас на столах есть карточки красного, голубого и оранжевого цвета. Если у вас тревога, опасение перед новым и неизвестным, боязнь обжечься — выберите красный цвет, если размытое, неуверенное в своих силах, но всё-таки желание узнать новое — выберите голубой цвет, если у вас прекрасное настроение и вы уверены, что справитесь со всеми заданиями без труда, то выберите победную, оранжевую карточку.

Этап 2. Актуализация опорных знаний

Задачи данного этапа

  • актуализировать знания понятий «вещество», «тело», «смесь», «материал», «минерал», их сходство, отличие;
  • подвести учащихся к необходимости решения возникшей проблемы (имеющиеся знания не позволяют выполнить задание — необходимо новое знание).

Задание группам: У вас на столах карточки двух цветов — зелёные и синие, на них написаны понятия, найдите соответствие зелёных карточек синим за 2 мин. Идет групповая работа, в результате которой каждая группа должна получить результат:

  • вещество — парафин, сахар, лимонная кислота, лёд.
  • тело — капля воды, стеклянная трубка, лучина.
  • смесь — молоко, морская вода.
  • минерал — лёд, морская вода.
  • материал — медная проволока, фильтровальная бумага.
  • физическое явление — ?
  • химическое явление — ?

Идёт обсуждение результатов работы, актуализация опорных знаний. Что такое вещество? Тело? Смесь? Минерал? Материал? Почему в случае льда и морской воды ответ неоднозначный? Как «сахар» сделать телом («кусочек сахара»), а «каплю воды» — веществом («вода») и т. д. Почему остались пустыми карточки «физическое явление» и «химическое явление»?



Вывод: Тело в отличие от вещества имеет форму. Явление — это действие. На карточках написаны понятия, обозначенные существительными и прилагательными, а действие обозначается глаголом, следовательно, нам надо произвести действие с имеющимися предметами, т. е. осуществить явления и заполнить пустые карточки.

Этап 3. Исследовательская деятельность учащихся.

Формирование нового знания.

Задачи данного этапа

  • смоделировать физические и химические явления с помощью химического эксперимента,
  • пронаблюдать, установить причинно-следственные связи,
  • сделать выводы о признаках физических и химических явлениях и их значении в жизни человека.

Задание группам: Каждая группа проводит химический эксперимент в соответствии с инструкциями (Приложение 1). Учитель напоминает о правилах техники безопасности при выполнении эксперимента. Задания распределяются в группе: коллективно и несколько индивидуальных. Это может сделать учитель или командир группы в зависимости от подготовки класса. По окончании эксперимента и обсуждения его результатов в группе, необходимо заполнить пустые карточки, соответствующие синим карточкам «Физическое явление», «Химическое явление».

По окончании групповой работы, каждая группа рассказывает о результатах своей деятельности. Делаются выводы: Физическое явление характеризуется изменением формы или агрегатного состояния вещества, нового вещества не получается. В результате химического явления образуется новое вещество. Признаки образования нового вещества: изменение цвета, выделение или поглощение тепла и света, выпадение или растворение осадка, выделение газа, появление запаха, звука.

Учащимися заполняются карточки, соответствующих явлений:

Физические явления — расплавление парафина, испарение воды, кристаллизация соли, механическая деформация медной проволоки, фильтрование, измельчение таблеток активированного угля и т. д.

Химические явления — горение спички, горение спирта, превращении сахара в карамель, разложение пероксида водорода, горение лучины, почернение медной проволоки, помутнение известковой воды и т. д.

Кроме того, происходит обсуждение роли огня, воды и медных труб в жизни человека в прямом и переносном значении этих слов. (Во время обсуждения на экране демонстрируются слайды и видеокадры соответствующей тематики. Это могут быть документальные кадры, репродукции произведений искусств, иллюстрирующие природные явления).

«Огонь» — тепло, испытание, символ, источник жизни, уникальное явление в руках человека, необузданная стихия, добрый, злой…

Использование огня в металлургии, хлебопечении и т. д.

…Огонь я смертным дал и вот за что наказан,
Похитил я божественную искру,

Сокрыл в стволе сухого тростника,
И людям стал огонь любезным братом,
Помощником, учителем во всём…
Он всегда бывает разным, удивительный огонь.
То буяном безобразным, то тихоней из тихонь.
То он змейкой торопливой по сухой скользит коре,
То косматой рыжей гривой полыхает на заре…
Да, огонь бывает разный — бледно-жёлтый, ярко-красный,
Синий или золотой, очень добрый, очень злой.

«Вода» — матушка-вода, утешает, утоляет, благословляет, очищает, оживляет, вода-стихия, цунами, наводнения…

Использование разложения пероксида водорода для очищения ран в медицине и т. д.

«Медные трубы» — фанфары, испытание славой, явление души, найти в себе силы не возгордиться, не предать друзей за славу, найти в себе силы порадоваться успехам других. Испытания главного героя в сказке «Огонь, вода и… медные трубы».

Этап 4. Подведение итогов урока. Итоговая рефлексия.

Задачи данного этапа

  • выяснение сформированности умений различать физические и химические явления, путём проведения итогового теста;
  • оценка и самооценка деятельности учителя и учащихся и перспектива дальнейшей работы.

Задание учащимся:

1. Внимательно пронаблюдайте демонстрационный опыт «Вулкан».

2. Какое это явление? Перечислите признаки этого явления? Сколько

признаков вы увидели? (Смотреть и видеть! Слушать и слышать!)

3. Какое природное явление имитирует данная демонстрация?

Учащиеся встают в круг, берутся за руки, в центре круга — «Вулкан», на экран проецируется картина К. Брюллова «Последний день Помпеи». (И был последний день Помпеи для русской кисти первым днём…)

Учащиеся: Извержение вулкана. Демонстрация химического явления. Признаки реакции: изменение оранжевого цвета на зелёный, выделение тепла, света, звук, выделение газа (частички вещества разлетаются), появление запаха. Главный признак — появление нового вещества. Вулкан — это страшная стихия, это беда, но можно противостоять любой беде, если «держаться за руки», если помогать друг другу, если хорошо изучить природные явления и уметь ими управлять и предотвращать беду.

Учитель: Достаточно ли мы теперь знаем о явлениях, о химических процессах?

Учащиеся приходят к выводу: Конечно, нет, нам ещё многое надо узнать и изучить, чтобы уметь пользоваться химическим знанием в быту, на производстве, в жизни.

Учитель: На следующих уроках мы подробнее познакомимся с химическим явлением, т. е. химической реакцией и узнаем много нового. (Учитель становится в круг с детьми). А сейчас я прошу взять у меня с подноса снова цветные карточки, соответствующие вашему настроению в конце урока. Напоминаю: красные — тревога, голубые — неуверенность, оранжевые — радость, победа. У кого поменялось настроение? (Учитель берёт в руки зажжённую свечу.) Наш урок подходит к концу. У меня снова в руках — огонь. Смотрю на жаркий спор языков пламени. Почему так завораживает настойчивое нетерпение огня? В нём тревога — успеть отдать тепло. В нём радость сгорания ради тепла. В нём воплощение смысла нашей жизни — жить, даря тепло. И в каждом из вас есть, пусть маленькая, но своя искра, которая когда-нибудь сможет зажечь костёр счастья и истины. И пусть у вас всё получится! И пусть в честь каждого из вас когда-нибудь прозвучат победные фанфары — медные трубы! (Как завершающий аккорд урока — звучит аудиозапись звука фанфар.)

Презентация




Следующий: