Сценарий урока на тему:Физические и химические свойства серной кислоты с применением ИКТ

Цель: изучить состав, строение и свойства серной кислоты; сформировать представления о физических и химических свойствах серной кислоты; Опираясь на знание общих химических свойств кислот, сформировать понятие о химических свойствах разбавленной и концентрированной серной кислоты; конкретизировать знания о качественной реакции на сульфат.

Задачи:

  • Учебно-образовательные: актуализация опорных знаний и умений по теме: «Физические и химические свойства серной кислоты».
  • Учебно-развивающие: развитие логического мышления, умения делать обобщающие выводы, умения анализировать, выработка внимания, развитие речи, развитие познавательной активности, совершенствование экспериментальных навыков и умений.
  • Учебно-воспитательные: формирование у учащихся материалистического мировоззрения.

Методы:

  • Практические: работа с химическими реактивами, со спиртовкой, с таблицами, тестовый контроль, составление опорного конспекта.
  • Наглядные: демонстрация опытов, электронной презентации.
  • Словесные: беседа, устные изложения, работа по плану.

Методические приемы:

  • Логические (сравнение, выводы, обобщение)
  • Организационные (ответы у доски, тест, фронтальная работа, работа в группах, воспроизведение работы при ответе)
  • Технологические (демонстрационные опыты, подтверждающие физические и химические свойства серной кислоты.)

Литература:

  • Л. С. Гузей, Р. П. Суровцева Химия 9 класс.,
  • Г. П. Хомченко Химия для поступающих в вуз. М. « Высшая школа » 1994год.
  • Справочник школьника «Химия», М. 1995 год .
  • Л. С. Гузей, Р. П. Суровцева Методические указания (9 класс)

Оборудование: H2SO4 конц. Н2SO4 разб, ; индикаторная бумага, Mg, СuО; NaOH, фенолфталеин; ВаС12 сахар, спиртовка.

Структура урока

  1. Орг. момент (2 мин.).
  2. Изучение нового материала (25 минут).
  3. Закрепление нового материала (12 мин).
  4. Домашнее задание (1 минута).

2. Изучение нового материала.

Перед сообщением новой темы задаю химическую загадку: по заданным приметам отгадать, о какой особе идет речь.

Очень известная особа. Родоначальница огромного семейства Сульфатов и Гидросульфатов. Тучна, масляниста, имеет большую плотность. Страдает пристрастием к воде и даже отнимает её у других, готова принимать её в любых количествах. Но начинает злиться, шипеть и клеваться, если кто-то пытается влить воду в неё насильно. В больших количествах её не способен вынести никто! Агрессивна и неуживчива, вытесняет некоторые вещества из их привычных соединений. Обожает стряпать самые разнообразные соли. Из-за скверного характера имеет недоброжелателей, которые в её присутствии чернеют от злости или даже обугливаются. (Серная кислота)

- Тема записана на доске (сообщается уч-ся).

Учитель: Сегодня на уроке наша основная задача заключается в том, чтобы по плану (записанному на доске) дать более полную характеристику этой известной особе — серной кислоте.

Демонстрация электронной презентации по всем пунктам плана осуществляется параллельно с работой учащихся.

План.

  1. Молекулярная формула.
  2. Структурная формула.
  3. Характер связей в молекуле.
  4. Физические свойства.
  5. Химические свойства:
    а) разбавленной серной кислоты.
    б) концентрированной.

- Для нашей успешной работы классу необходимо разбиться на 3 группы (по уровню успеваемости).

  • теоретики (сильные уч-ся) (т)
  • практики (слабоуспевающие уч-ся) (п)
  • эксперты (успевающие на «хорошо»). (э)

Теоретики будут помогать в решении теоретических вопросов, практики — осуществлять демонстрационные опыты; эксперты будут следить за правильностью ответов и соблюдением техники безопасности при проведении опытов.

Наша задача актуализировать знания по физическим и химическим свойствам серной кислоты, применить их для изучения новой темы.

Работа по плану: учащиеся (теоретики) выходят к доске, делая записи по каждому пункту, комментируют их. Учитель по ходу урока делает необходимые разъяснения, уточнения.

  • Молекулярная формула:(с указанием степени окисления элементов)
  • Структурная формула: (Смотреть приложение)
  • Характер связей в молекуле — ковалентные полярные.
  • Физические свойства (учитель)

Безводная серная кислота — жидкость, плотность которой примерно в два раза превышает плотность воды (р=1,83 г/см), без цвета и запаха. Она смешивается с водой в любых соотношениях. Процесс растворения сопровождается выделением? (теплоты)

Вопрос: О чём это свидетельствует? (Об образовании с водой химических соединений – гидратов, существование которых доказал в 80-х годах 19 века Д. И. Менделеев, который считал, что растворение – не только физический, но и химический процесс).

Вопрос: какое правило необходимо соблюдать при растворении серной кислоты концентрированной в воде? (смотреть приложение)

Правило: (запись в тетрадь) прибавлять кислоту в воду, а не наоборот.

5. Химическое свойства Н2S04.

а) разбавленной (типичные свойства кислоты)

— сильный электролит (изменяет окраску индикаторов — как?)

Т. Ступенчатая диссоциация (т.к. кислота многоосновная)

П. Демонстратирует действие у. инд. бумаги на р-р Н2SO4.

- Взаимодействует с Me до Н.

Т.  

П. демонстрируют эту реакцию. Отмечают наблюдения

 

- взаимодействует с основными и амфотерными оксидами.

Т.  

П. демонстрируют опыт

(необходимо t). Наблюдения

- взаимодействует с основаниями амфотерными гидроксидами.

Т.  

П. при выполнении опыта щелочь подкрасить фенолфталеином. Наблюдения.

- Как сильный электролит вытесняет любую другую (более слабую) кислоту из ее соли.

 

П. Выполняют опыт и делают наблюдения.

- Распознавательная реакция на сульфат-ион – действие хлорида бария.

 

П. Выполняют опыт и делают наблюдения

б) Химические свойства концентрированной  (вывешивается плакат, учащиеся делают записи в тетрадь).

- Сильный окислитель.

- Окисляет (обугливает) органические вещества. (уравнение пишет учитель, опыт демонстрирует учитель)

- При нагревании выт-т летучие к-ты из сухих солей (учитель)

- При нагревании реагирует со всеми Ме, кроме Pt; Au; (учитель записывает уравнение реакции на доске, а учащиеся составляют электронный баланс).

- (дополнительно) При t окисляет некоторые неметаллы до их оксидов, сама восстанавливается до

3. Закрепление нового материала — выполнение теста (в полутетрадях).

Учебник стр. 94-95

I В. №17, 20(а,б),

II В № 18, 20(в,г).

Ответы: №17 – б

№18 — б

№20 а) б) –

№20 в) г) – в

4. Домашнее задание и выставление оценок за урок.

19.4, т. 19.1 (3 графа), конспект.

На «5» — в выполненных тестах составить уравнения возможных реакций.

I В. №17, 20(а,б), II В № 18, 20(в,г).

Учебник стр. 94-95

Следующий: