Сценарий урока на основе технологии модерации с поддержкой ИКТ по повести М. Пришвина Кладовая солнца

Форма урока:

групповая.

Межпредметные связи:

география и литература,
изобразительное искусство и литература.

Материалы к уроку:

карточки с заданиями для
работы группах, компьютер, мультимедийный
проектор, презентации.

Используемая литература:

  1. Малюгина В.А., Черных О.Г. “Игровые уроки по
    литературе”, 6 класс
  2. Microsoft Office PowerPoint 2003, ресурсы сети Интернет.
    (http://images.yandex.ru/)

Место урока в теме:

Заключительный урок по
сказке-были М.М. Пришвина “Кладовая солнца”.

Цели:

Создать условия для формирования
ценностно-смысловой, учебно- познавательной,
коммуникативной, информационной компетенций
через анализ художественного произведения, что
будет способствовать воспитанию нравственности,
оказывать влияние на формирование внутреннего
мира учащихся, их собственного практического и
духовного опыта.

Приложение 5


Ход урока

I. Инициация

Учитель.

Михаил Михайлович Пришвин многие
произведения посвятил природе. В его повестях и
рассказах явления природы оживают, наделяются
свойствами, присущими живому существу. И хотя сам
писатель говорил, что природа в его творчестве не
существует отдельно от человека, все же в его
книгах она становится самостоятельным
персонажем, со своими привычками, своим
“характером”.

В сказке-были Пришвина “Кладовая солнца”
человек выступает хозяином природных богатств,
благ, которыми нас одаривают леса, реки, поля,
степи. Но не всякому природа открывает свои
кладовые: только щедрый, добрый и мудрый человек
достоин распоряжаться несметными сокровищами,
которые скрывает от нерадивых хозяев
матушка-природа.

Как писал сам автор, люди – “хозяева природы”,
а она для них является “кладовой солнца с
великими сокровищами жизни”.


II. Погружение в тему

Учитель предлагает составить ассоциативную
цепочку со словосочетанием кладовая солнца
(слайд 1, см. Приложение 1) (Работа
в тетради).

После того, как учащиеся закончили работу,
предлагается поработать с текстом произведения.

Работа с учебником.

Выразительное чтение (Гл. 8. со слов: “Да, вот
именно так и есть…”).

Назовите ключевые слова этого отрывка.

Ученики называют слова: Свет, любовь, добро,
тепло.

Учитель предлагает сравнить:

Совпадают ли ассоциации, которые составили
ученики с авторскими? (слайд 2)

Учитель предлагает проверить ассоциативную
цепочку, составленную учениками (слайд 3)

Ученики находят слова:

Дружба, совет, свет. (Слайд 4)

Учитель предлагает вспомнить пословицы, в
которых встречаются эти слова. (слайд 5)

  • Друзья в несчастье познаются.
  • Птица сильна крыльями, а человек – дружбой.
  • Где дружба и совет – там и свет.
  • Гору разрушает ветер, а людскую дружбу – слова
  • Дерево держится корнями, а человек – друзьями.
  • Дружба заботой да подмогой крепка.

Учитель предлагает подумать, какая из пословиц
отражает главную мысль произведения “Кладовая
солнца?”.

Ученики.

Где дружба и совет – там и свет
(слайд 6)

Учитель.

Почему?

Ученики.

Пришвин в своем произведении
говорит о:

  • Насте и Митраше
  • О природе
  • О правде
  • О сказке и были
  • О кладовой солнца (слайд 7)


III. Формирование ожиданий учеников с помощью
метода “Фруктовый сад”

IV. Проработка содержания темы

Учитель организует работу в группах.

(Дети выбирают себе бумажные цветочки разного
цвета, так по цвету образовывается группа.
Основные темы произведения, предложенные выше
детьми, будут являться названиями автобусных
остановок.)

Учащиеся работают в группах, используя метод
“Автобусная остановка”.

Цель:

научиться обсуждать и анализировать
заданную тему в малых группах.
Группы: 5–7 человек
Численность: весь класс
Время: 20–25 мин.
Материал: листы большого формата (ватман,
плакат), фломастеры.
Проведение: Учитель определяет количество
обсуждаемых вопросов новой темы, координирует
работу учащихся.

Группы учащихся распределяются по “автобусным
остановкам”. На каждой остановке (на стене или на
столе) расположен лист большого формата с
записанным на нем вопросом по теме. Учитель
ставит задачу группам – записать на листе
основные моменты новой темы, относящиеся к
вопросу. В течение 5 минут в группах обсуждаются
поставленные вопросы и записываются ключевые
моменты. Затем по команде учителя группы
переходят по часовой стрелке к следующей
автобусной остановке. Знакомятся с имеющимися
записями и, при необходимости, дополняют их в
течение 3 минут. Исправлять существующие записи,
сделанные предыдущей группой нельзя. Затем
следующий переход к новой автобусной остановке и
еще 3 минуты на знакомство, обсуждение и
добавление своих записей. Когда группа
возвращается к своей первой остановке, она в
течение 3 минут знакомится со всеми записями и
определяет участника группы, который будет
представлять материал. После этого каждая группа
презентует результаты работы по своему вопросу.
В завершении учитель резюмирует сказанное всеми
группами, при необходимости вносит коррективы и
подводит итоги работы.



Примечание.

Желательно организовать
“автобусные остановки” (прикрепить листы с
вопросами) в разных углах учебной комнаты, чтобы
в процессе обсуждения группы не мешали друг
другу. Вопросы изучаемой темы можно стилизовать
под названия “автобусных остановок”.

Учащиеся в течение представления итоговых
работ групп составляют опорные конспекты в
тетрадях.


Задание для 1-й группы: Остановка “Настя и
Митраша”

В чем, по мнению писателя, проявляется великая
мудрость человека? Доросли ли Настя и Митраша до
этой мудрости?
Презентация “Черный ящик”
(Результат работы 1 группы).


Задание для 2-й группы: Остановка “Природа в
произведении”

Кто и что сопутствовало героям в их пути по
страницам художественного произведения?

Конкурс “Язык зверей и птиц” (Приложение 4) (Результат работы 2
группы).

Учитель констатирует: М.М. Пришвин
предупреждает: Человек очень близок природе. Он
отражается в ней со своими добрыми и злыми
намерениями.


Задание для 3-й группы Остановка “Что есть
правда?”

Что такое правда по мнению Пришвина М.М? В чем
правда жизни?
Кто остается человеком в любой ситуации?
Учащиеся устно представляют работу 3 группы в
виде синквейна.

Учитель

резюмирует работу учащихся:
Настя и Митраша поняли, что они любят друг друга,
что нужны друг другу. Благодаря этой любви они
выжили и остались людьми. А это и есть суровая
правда жизни – вековая борьба людей за любовь.
Испытание, которое прошли ребята, научило их
ценить теплоту человеческих отношений. Они
поняли, что самое главное в жизни – любовь и
забота о близком человеке (правда старика
Антипыча, которую он “перешепнул” своей собаке,
– “правда вековечной суровой борьбы людей за
любовь”

IV. Разминка

Задание для 4 группы Остановка “Что есть
сказка, а что – быль?”

При помощи каких приемов автор дает понять, что
читатель приблизился к иному, сказочному миру?
Каков замысел писателя: только ли рассказать о
героях, заблудившихся в лесу?

4 группа представляет рисунок как итог
работы.
Учитель делает вывод по работе группы учащихся.

Главная проблема произведения – ситуация
выбора. Настя и Митраша, как сказочные герои,
оказываются перед волшебным камнем, то есть в
ситуации выбора. Камень имеет своё имя – Лежачий
камень. Именно во время отдыха на камне встаёт
перед детьми проблема выбора пути. Кроме того,
человек всегда стоит перед выбором: либо пойти по
изведанному пути, либо выбрать свою тропу.
Согласно философскому замыслу писателя,
общество развивается потому, что находится
исследователь, стремящийся найти свой путь,
чтобы проложить тропу для будущих поколений.

Сказка – это повествование, основанное на
вымысле, быль – история о том, что действительно
было. М.М. Пришвин подчеркивает, что в его
произведении вымысел переплетается с
реальностью. Писатель стремился, чтобы читатели
воспринимали повествование не просто как
историю о двух детях, но и в более широком смысле.


Задание для 5 группы: Остановка “Кладовая
солнца”

Первоначально сказка-быль “Кладовая солнца
”называлась “Друг человека”. Почему, по вашему
мнению, Пришвин отказался от этого названия?
Смысл ищите на стыке двух слов, определив их
прямой и переносный смысл.

Учитель подводит итог: Что такое кладовая
солнца и на сколько хватит торфа, леса, ягод,
зверей, птиц, если не беречь природу и не
восполнять её. Конечно же, все запасы со временем
иссякнут, поэтому всем людям необходимо понять,
что они должны быть рачительными хозяевами,
отдавая ей свои силы, проявляя о ней заботу. Если
же человек только берёт от природы,

Кладовая солнца – образное определение торфа,
собранная за много лет солнечная энергия, болото,
его богатства.

Переносный смысл: кладовая души человека;
места, где сосредоточено всё самое лучшее, ценное
– любовь и добро.

Символический смысл: символ человеческой
деятельности прошлых поколений на пользу
поколений будущих (это значение связано с
образами Травки и тропы человеческой; люди
должны вкладывать себя и этим утверждать
человечность). (Слайд)

“Кладовая солнца” – удивительная сказка-быль,
которая заставляет задуматься о своем отношении
друг к другу и к миру вокруг нас, дает нам новые
знания о жизни, учит любви и внимательному
отношению к природе


V. Домашнее задание

Написать сочинение на тему “Дружба заботой да
подмогой крепка”


VI. Мониторинг урока (Блиц-турнир)

Приложение 1


VII. Рефлексия




Следующий: