Сценарий урока литературы в 11-м классе по теме Тропа Федора Абрамова и его героев по повести Пелагея

Цель

: Развитие этических (любовь к малой
родине) и коммуникативных (диалогичность,
коллективизм) качеств личности учащихся.

Задачи:

  • познакомить с биографией Ф.Абрамова, повестью
    “Пелагея”;
  • учить сопоставлять и осмысливать поступки
    героев, мотивы их поведения;
  • выявить идейный смысл повести, авторское
    отношение к героям;
  • пополнить словарный запас учащихся словами
    “деревенская” проза, братина.

Оборудование

: эпиграфы записаны на доске,
видеофрагмент “Биография Ф.Абрамова” (фрагмент снят
самостоятельно: подобраны иллюстрации о
деревенской жизни, и звучит текст по биографии
Абрамова. Текст построен так, что все ответы на
вопросы учащихся в нем присутствуют. ), портреты
писателей, репродукция Стожарова
“Хлеб.Соль.Братина.”, раздаточный материал,
словарь С.И.Ожегова.

ЛИТЕРАТУРА

:

1. Русская литература 20 века 11 класс ч.2 стр.410-412
М. “Просвящение” 2004г.

2. Журнал “Русский язык в школе” 2002г. № 6. С.22-29
статья Л.И.Новикова “Устное сочинение-описание с
элементами повествования по натюрморту В. Ф.
Стожарова “Хлеб.Соль.Братина”.

3. “Поурочные разработки по русской литературе
11класс” Н.В.Егорова. И.В.Золотарева. М. “Вако”,
2003г.

4. Ф.Абрамов. Повести.

Ход урока

Организационный момент

: Доброе утро, ребята!
Надеюсь, что у всех хорошее настроение, желаю
всем успеха!

Слово учителя

:

Нет в мире одинаковых дорог,
Хоть каждая выходит за порог
И по земле дороги разбегаются,
По-разному дороги называются.
Дороги есть короткие и длинные,
Есть дальние и краткие пути,
Но мы идём. И всё ясней с годами
Тот путь, что мы нашли среди других.
Дороги в жизни выбираем сами,
И сами же прокладываем их.

Учитель

: Как вы поняли, о чём это
стихотворение? (о жизни, о жизненных путях, что у
каждого человека своя дорога в жизни)

Вы согласны, что мы сами выбираем свой
жизненный путь? (конечно)

Скажите, пожалуйста, какое слово часто
употребляется в этом стихотворении? (дороги)

* Каково лексическое значение этого слова?
(место, по которому идут люди; Путь следования;
Жизнь; Судьба)

* Проверим ваши предположения по словарю С.И.
Ожегова. (Дорога - 1.Узкая полоска земли,
предназначенная для передвижения, путь
сообщения. Проселочная дорога 2. Место, по
которому надо пройти или проехать, путь
следования. По дороге к дому 3. Путешествие,
пребывание в пути. Взять еды в дорогу. 4. перен.
Средства достижения какой-нибудь цели, жизненный
путь. Труд — дорога к успеху.)

К слову дорога подберём синонимы (Путь, шоссе,
тропа, тропинка, жизнь…)

Какие из этих слов применимы к понятию “дорога
жизни”? (тропа, путь)

Слово учителя

: У каждого человека,
действительно, своя дорога, свой жизненный путь.
Свою дорогу помогают нам определить и писатели,
те, кто рассказывают о судьбах людей, о выборе
человека. Сегодня мы начинаем изучать
“деревенскую” прозу. В литературу периода
“оттепели” “писатели- деревенщики”, как их
называли, вошли тихо, без шума, демонстраций и
декламаций, но сделали для России очень много.
Появление “деревенской” прозы было обусловлено
потребностью сохранения памяти земли, спасения
от забвения уходящего в прошлое многовекового
уклада жизни, так как появляется эта литература в
период массового переселения людей из деревни в
город.

В “деревенской” прозе не просто изображается
жизнь села, а решаются важнейшие проблемы
человеческого бытия: взаимоотношения человека и
природы, личности и коллектива, каким человек
должен быть.

Яркими представителями
писателей-“деревенщиков” являются В. Шукшин, В.
Распутин, В. Белов.

А мы сегодня познакомимся с творчеством Фёдора
Абрамова.

А творчество можно назвать дорогой, тропой?
(можно) Почему?

*Как вы думаете, проживает ли писатель жизнь
своих героев? (проживает, переживает за них…)

Запись на доске темы: Тропа Ф. Абрамова и
его героев (по повести “Пелагея”.)

Какую учебную задачу поставим? (сравнить
жизненные пути Ф.Абрамова и его героини Пелагеи)

Чтение учащимися эпиграфов

Жить и сгорать у всех в обычае,
Но жизнь тогда лишь обессмертишь,
Когда ей к славе и величию
Своею жертвой путь прочертишь.
Борис Пастернак

Чтобы туча над тёмной Россией
Стала облаком в славе лучей.
Анна Ахматова

Жизнь не те дни, что прошли,
А те, что запомнились.
П.А.Павленко.

В конце урока нужно выбрать тот, который, на ваш
взгляд, подойдёт к содержанию нашего урока.

Для того, чтобы поближе познакомиться с
творчеством Ф. Абрамова, посмотрите
видеофрагмент и постарайтесь ответить на
вопросы. (вопросы даны на карточках
)

  1. Где и когда родился Ф. Абрамов?(1920г., с.Веркола,
    Архангельсая губерния)
  2. Каким было детство будущего писателя? (Трудное
    детство, рос в многодетной семье, рано остался
    без отца)
  3. Где воевал в годы Великой Отечественной войны?
    (воевал под Ленинградом, дважды ранен)
  4. Как называется первое произведение Ф. Абрамова?
    (1958г., роман “Братья и сёстры”)
  5. Назовите произведения Ф.Абрамова? (“Вокруг да
    около”, “Трава-мурава”, “Последняя страда”,
    “Деревянные кони”, “Пелагея” и др.)
  6. Что более всего беспокоит писателя? (сохранение
    русской деревни)
  7. Почему, по мнению Абрамова, нужно сохранить
    деревню? (это прародина всего)

Учитель обращает внимание на значение
приставки пра-. Пра- обозначает наиболее древний,
первоначальный.

Что видел писатель, садясь на письменный стол?
(свои родные места, сёла на берегу Верколы,
развалины старой пекарни, где работала его
героиня Пелагея)

Вы правильно ответили, что главная героиня
Пелагея.

Какое впечатление произвела на вас повесть? (Произведение
понравилось; было интересно; повесть очень
близка нам, так как мы тоже жители деревни;
читалось очень легко, на одном дыхании, было жаль
Пелагею; очень поучительная повесть, показывает
отношение в семье, жаль, что Алька уехала из
деревни и оставила мать в одиночестве)

Составьте, пожалуйста, опираясь на текст,
словесный портрет героини? Что подчеркивает
писатель в Пелагее? Как он к ней относится? (“по
лугу бежала босиком, как бы играючи, полоща ноги в
холодной травяной росе”, “по песчаной косе тоже
шла ходко, почти не замечая её вязкой,
засасывающей зыби”, “глаза у Пелагеи были
острые — кажется, это единственное, что не
выгорело у печи”, “ходила по знакомым с детства
холмикам и веретийкам, по мызам, по старинным
расчисткам, отдыхала у ручейка, у речки,
всматривалась в осеннюю синеву, слушала крики
журавлей, собачий лай…”, “болеть не любила, была
в мать — трудолюбивая..”, “длинные, красивые,
густые волосы в молодости..”

Где работала? Как? (в колхозе, на пекарне, но
везде относилась к работе ответственно, работа в
руках спорилась, любила сделать так, чтоб людям
приятно было.)

Расскажите подробнее о последней работе
Пелагеи и о том, как она к ней относилась?(На
пекарне всегда чисто, “чтобы хлеб духовитее
был, чего только она не делала : воду брала на
пробу из разных колодцев, дрова смоляные, избави
боже- сажа, муку требовала первый сорт, а на счёт
помела и говорить нечего. Всё перепробовала: и
сосну, и ёлку, и вереск
”. И даже перед
смертью Пелагее показалось, что она стоит у
раскалённой печи… Так она любила свою работу.)

Что можно сказать об отношении героини к своему
мужу? (*она любила своего мужа, когда
провожала на фронт, то сказала: “На меня надейся.
Никому не расчесывать моих волос, кроме тебя”. И
так и сделала: за всю войну не разу не переступила
порог клуба. * Пелагея винила себя в болезни
мужа, что отдыху ему не давала. Жалела (на Руси
жалеть- любить)
мужа.)

Вспомните историю с жакетами, которые ей
продали в сельском магазине. Что поняла Пелагея? (подавщица
Окся из-под прилавка продала ей плюшевые жакеты,
которые, оказалось, висят в магазине с лета
. “Плюшевки
все-таки у нее взяли обратно, до самого
председателя дошла. Но это для неё был удар. Удар
страшный. И не то её повергло в изумление, что её
надули. Нет, об этом она не думала, это приняла как
должное — всегда кто-нибудь кого-нибудь надувает.
Покоя её не давало другое — то, что она так легко
опростоволосилась, попала в ловушку к этой Оксе.
Значит, говорила она себе, ты уж не в ладах с
жизнью, выпала из телеги. А как же иначе?”)

Что удивило Пелагею на пекарне, когда она
пришла её “попроведать”? Как называются такие
слова? Приведите примеры диалектов.( Перед тем,
как идти на пекарню, Пелагея сходила в баню,
надела всё чистое. А что же она увидела? Пелагею
удивило, поразило отношение Ульки-пекарихи к
работе: у пекарни помойка, на пекарне бегает
поросёнок, вонь, грязь, сарай, а не пекарня, “всё
немыто, засалено, в окошке веник торчит- вот
отчего весны на пекарне нету, вместо помела
рогожина. Самовар нечищеный. Печь грязная. А от
Улькиного виду Пелагею чуть не стошнило. Улька
потная, жирная, волосы немытые блестят, будто она
и век в бане не бывала”. “И Пелагея, так и не
присев, вышла, ей казалось, что и самовар, и
рукомойник, и печь с тоской и укором смотрят на
неё…)
Диалекты: чаёвничать, кажись, рук ног
не чую, испужались и др…



Как вы считаете, какую жизнь прожила Пелагея?
Была ли она счастлива? (жизнь была трудной,
дом, хозяйство, работа, больной муж — всё лежало на
её плечах, но она по-своему была счастлива,
так как гордилась, что у неё “самая заглавная
должность на земле — она хлеб печёт, она сама
жизнь делает”, Пелагея гордилась своей
дочерью: видная, красивая….)

В чём драма Пелагеи? Есть ли в этом её вина? (Драма
Пелагеи в том, что она осталась одинокой, муж
умер, Аька сбежала в город, писала редко, но
Пелагея верила, надеялась что дочь приедет. Но
даже на похороны Алька не приехала. А когда
приехала, то всё нажитое матерью (отрезы, тряпьё,
самовары и прочее добро) продала, возложила
прощальные венки на могилы родителей и уехала.

Вина Пелагеи в том, что за работой она не
увидела дочери, ей некогда было по душам
поговорить с ней (да и в то время это было не
принято), Пелагея не смогла научить Альку любить
свой край, деревню, ведь она сначала и не хотела,
чтобы её дочь в деревне оставалась. А Алька в этой
повести оказалась неблагодарной дочерью.)

* Какими бы словами вы определили главное в
Пелагее? (трудолюбивая, верная, работящая,
домовитая, аккуратная, хозяйственная, не ищет
лёгких путей в жизни, труженица, настоящая
русская женщина, крестьянка…)

Слово учителя: Тема деревни 60 годов волновала
не только писателей, но и художников. Примером
может стать художник Стожаров и его натюрморт
“Хлеб. Соль. Братина”. Обратите внимание на
репродукцию в чёрно-белом изображении
(репродукции на столах у каждого ребёнка)

* Предположите, какие цвета использовал бы
художник? (белый, коричневый, желтый, красный)

* Как вы думаете, натюрморт изображён красками
теплых или холодных тонов?(теплых)

Что ещё создает ощущение тепла? (предметы
старые, фон теплый, каравай из русской печи)

Учитель показывает репродукцию в цветном
изображении
.

* Совпали ли ваши предположения? (совпадают)

* Предметы изображены старые, они прожили
долгую жизнь вместе с людьми. Но на натюрморте
людей не изображают, а ощущается ли их
присутствие? Докажите.(приподнят край занавески,
хлеб разрезан, люди будто где-то рядом, предметы
согреты теплом их души)

* Какой предмет, по-вашему, самый главный? (хлеб,
именно русский хлеб, испечённый в печи)

* Натюрморт назван “Хлеб. Соль. Братина”.А что
такое братина?

(посуда, выточенная из дерева для кваса. Такая
посуда применялась в крестьянских семьях, так
как семьи были большими- большой ковчег. Братина -
от слов “брат” (так как много родственников),
“брать” (в форме утицы, чтобы было удобней брать)

* Что общего между репродукцией В.Ф.Стожарова и
повестью Ф.Абрамова “Пелагея”?

Их объединяет тема деревни;

  • любовь к своему, родному;
  • время написания;
  • желание сохранить память о том, что уходит из
    нашей жизни.

* Как вы думаете, проявляет себя как-то будущее
на картине Стожарова и в повести Абрамова? (на
картине будущее- это хлеб, так как хлеб- это
символ благополучия, достатка, счастья. А в
повести будущее Пелагеи, её продолжение — дочь
Алька, ради которой и жила главная героиня)

Ребята, объединитесь в группы так, как вам
удобнее, и постарайтесь предположить, что будет с
Алькой потом? (групповая работа, звучит
запись песни “Отчего так в России берёзы шумят” Ответы
ребят
:

- Мы считаем, что Алька все-таки вернется в
деревню через несколько лет, поработав в городе,
она поймет, что где родился, там и пригодился;

Мы думаем, что Алька будет городским жителем,
так как она стремится найти выгодное, “веселое”
место работы, ей всегда нравилось развлекаться.
Хотя она и трудолюбивый человек, но в деревню не
вернётся, ведь и Пелагея сначала не хотела, чтобы
её дочь жила в деревне.;

Мы пришли к выводу, что Алька поймет, что
поступила неправильно, когда все продала (но
осуждать её не надо, все имеют право на ошибку),
рано или поздно у неё появится желание вернуться
туда, где прошло её детство, где похоронены её
мать и отец, ведь это родина, забывать корни никак
нельзя. Хотелось бы, чтобы она это поняла как
можно быстрее. В душе она все-таки любит свой
край.

Мы думаем, что у Альки будет своя тропа в жизни,
она будет похожа на свою мать трудолюбием,
стремлением жить в достатке, как хотела жить
Пелагея, но Алька на первое место в жизни ставит
не работу, а любовь, ведь из-за любви она убегает в
город. У Альки родится дочь, которой она
обязательно с гордостью расскажет о бабушке.

Учитель:

Спасибо, вы высказали своё
предположение о будущем Альки.А у Ф. Абрамова
есть продолжение повести “Пелагея” под
названием “Алька”, я думаю, что вы её
обязательно прочтете. А я вам хотела бы зачитать
отрывок из этой повести.

(учитель зачитывает отрывок о Паладьиной
меже, где встречается много диалектных слов,
выражается любовь к русской деревне, память
жителей к Пелагее, гордость Альки, что именем её
матери названа тропа….

“-У меня девушки из города жили — больно
нравилась наша водица. Такой, говорят, воды,
бабушка, и на свете нету. Всё вон по Паладьиной
меже бегали..

По Амосовской,- поправила Алька.

А нет, по Паладьиной,- сказала Христофоровна.- То
раньше Амосовской- то звали, а теперь Паладьиной
зовём. Даже мы, старые, так говорим.

Паладьина межа…Межа родной матери… Не часто,
ох, не часто бывает такое, когда дочь шагает
тропой, которая называется по имени её матери…”)

Учитель

: Давайте постараемся ответить на
проблемный вопрос: чем же похожи жизненные пути
Ф.Абрамова и его героини?

  • любили свой край
  • любили свою работу
  • были трудолюбивы
  • тяжёлая судьба, война
  • после себя оставили след на Земле

Учащиеся обращаются к эпиграфам

, выбирают
понравившееся высказывание, доказывают.

1 эпиграф

: В своей жизни мы всегда делаем
выбор, делать выбор- это что-то терять, идти на
компромиссы, чем-то жертвовать. Пелагея в своей
жизни много трудилась, кормила семью, складывала
в сундуки материю для Альки, потом себя за это
ругала. “И на это ушла её жизнь”?- спрашивала она
себя. Но она не стремилась к славе. Это люди,
односельчане оценили её жизнь, назвали тропинку,
по которой она ходила на пекарню её именем. В
чем-то судьба Пелагеи была жертвенной.

2 эпиграф

: Проблема сохранения деревни
актуальна и сегодня, очень много деревень сейчас
вымирает, так как людям негде работать. Повесть Ф.
Абрамова очень актуальна в наше время.

3 эпиграф

: *Согласны со словами Павленко. Это
очень мудрые слова, так как независимо, кем ты
будешь по профессии, важно, какой ты человек,
каким тебя запомнят люди. Пелагею любили за её
простоту, работоспособность.

* Всегда запоминаются самые хорошие моменты
жизни, хочется, чтобы их было больше. За
трудолюбие Пелагею помнят жители деревни.

Свое мнение по уроку ребята высказывают

,
продолжая предложения:

-на уроке я задумался над….

я открыл для себя…

урок помог мне…

мои чувства по уроку можно выразить словом…

Домашнее задание:

1. Прочитать повесть Ф. Абрамова “Алька”

2. Составить кластеры (т.е. кратко описать
проблемы) к повестям “Пелагея” и “Алька”

3. Выступить в роли художников и создать обложки
к произведениям Абрамова (по желанию учащихся)

Слово учителя

: Благодарность за урок,
оценивание деятельности учащихся.

В конце урока хотелось бы прочесть отрывок из
замечательного стихотворения Р.Гамзатова “Мы
все умрём, людей бессмертных нет”:

Мы все умрем, людей бессмертных нет.
И это всем известно и не ново.
Но мы живем, чтобы оставить в жизни след:
Дом иль тропинку, дерево иль слово.

Приложение.




Следующий: