Сценарий урока Физическая география по теме: Волны в свете технологии Целостное восприятие мира


Задачи:

  • расширить понятие гидросфера;
  • сформировать понятие о ветровых волнах их
    строении, причине возникновения, различиях по
    силе и т.д.;
  • формировать диалектико-материалистическое
    мировоззрение учащихся;
  • воспитывать эмоционально образное восприятие
    мира, природы и себя как ее части;
  • формировать духовность, нравственные качества
    человека;
  • развивать умения вычленять
    причинно-следственные связи, умение
    синтезировать и анализировать факты;
  • развивать познавательные способности,
    самостоятельность, творческого мышление
    учащихся, работать с различными источниками
    информации.

Ход урока

Активизирующие начало урока

Представьте, что вы стоите на высокой скале, а
перед вами простирается бесконечная гладь моря. Просмотр
видеосюжета,
изображающего море.

Как вы думаете, о чем мы сегодня будем с вами
говорить на уроке?

На уроке мы должны будем ответить на следующие
вопросы: как построена волна? Почему она
возникает? Какие бывают волны? Почувствовать
красоту, величие волны и полюбить ее.

Диалог с учащимися.

  • Произнесите в полголоса слово волна.
    Вслушайтесь в него. Что вы слышите?
  • Какая картина возникает перед глазами?
  • Представьте вы всемогущие великаны. Дотрон
    ьтесь до волны. Какая она?
  • А теперь попробуйте ее на вкус?

На доске выставка рисунков нарисованных дома
по заданию: нарисовать чувство волны. Перед вами
ваши рисунки. Кто хочет рассказать о своем
рисунке под воздействием, какого чувства он
возник?

На доске выставка картин Айвазовского. Посмотрите,
как видел море Айвазовский. Послушайте
музыкальный фрагмент произведения Дебюсси
“море и ветер”. Посмотрите еще раз на картины, с
какой из них ассоциируется эта музыка?

Предлагаю вам вспомнить, что же мы знаем о воде,
о море, о гидросфере?



Проводится географическое лото

.

Изучение нового материала

Рассказ учителя мифа о Посейдоне

. Давним
давно, когда у людей не было научных знаний, они
считали, что в море живет царь Посейдон. В
припадке ярости он приводил в волнение море,
создавая волны. Что бы предотвратить шторм люди
приносили ему в жертву осужденного за
преступления. Сейчас мы выясним, что же науке
известно о волнах? Для этого проведем несколько
опытов

Опыт 1.

Ученику предлагается подуть с разной
силой на тарелку с водой.

На основании опыта учащиеся приходят к выводу,
что причиной является ветер, а следствием –
волна. Выводы записываются в тетрадь.

Высота волны зависит от силы ветра. Рассказ
учителя.
Существует несколько типов волн.
Мертвая зыбь, здесь суда вязнут как в грязи. На
глубине образуются волны между слоями воды с
разной температурой и соленостью. Тягун — это
остаточные волны высотой до тридцати
сантиметров, на берегу мешают вести погрузку и
разгрузку судов. Сейша — стоячая волна. В
результате происшедшего где-то землетрясения в
закрытом водоеме две три волны набегают друг на
друга. Это явление часто встречается в Азовском
море. По скорости волны бывают несколько видов.
Слабый ветер — 1 м/с — поверхность воды не
изменяется, небольшие впадины. Ветер-10 мс –
маленькие, короткие волны, бегущие параллельными
рядами. Сильный ветер – исчезают правильные
ряды, море беспорядочное, вихревые движения.
Штормовой ветер — высокие волны бегущие
параллельными рядами несущие большую энергию.
При затихании ветра волны продолжают двигаться,
превращаясь в остаточные. Они длинные и пологие
– это мертвая зыбь. В ней суда вязнут.

Опыт 2



.Ученику предлагается закрытыми
глазами из емкости вытащить только те камни,
которые морские. Так как морские камни гладкие, учащиеся
записывают в тетрадь вывод,
что волна имеет
силу. Рассказ учителя. Стихотворение “веками
длится этот бой”. Главным врагом Посейдона
является берег. Ударная сила волны может
достигать сорока тонн на квадратный метр. В
Амстердаме волной высотой четыре метра с пирса
сбросило двадцати тонную бетонную стену. В
Шотландии на четыре метра сместилась дамба
массой 800 тонн. В Одессе за 50 лет берег отступил на
45 метров в глубь материка. В Сочи сила удара волны
зафиксирована на отметке 11-18 тонн на квадратный
метр.

Физминутка

. Имитация волны по рядам.

Работа со схемой

. По весящей на доске схеме
строения волны назвать ее части.

Беседа с учащимися

. Человек пытается
бороться с волной и использовать ее.

Приведите примеры? (электростанции, волноломы,
спорт, искусство и т.д.)

Закрепление изученного материала

.

Просмотр фрагмента кинофильма

. Где в жизни вы
еще можете встретить волну, что похоже на волны?
Закрыв глаза, учащимся предлагается прослушать
стихотворение на фоне шума моря и ответить на
вопрос, в каком состоянии показано море?
Запомните прилагательные, которыми оно
характеризуется. Что это? Зябь, шторм или волна.

Обратная связь.

Учащимся раздаются листочки, и предлагается
нарисовать ваши эмоции и чувства от урока в форме
волны.

Рейтинг работы учащихся на уроке

.




Рисунок чувств моря дома 2 балла
Комментарии к рисунку 1 балл
Участие в опытах 1 балл
Выводы к опытам 3 балла
Работа с учебником и схемой 2 балла
Комментарии к схеме 3 балла
Ответы на вопросы, одно логически
законченное выступление
2 балла
Призовые баллы 2 балла
Работа в тетради 1 балл

Итоги, рейтинг урока. Комментарии к
домашнему заданию.




Следующий: