Сценарий проведения классного часа Законы сохранения доброты

Цели:

  • Воспитательная:

  • продолжить формирование негативного отношения
    детей к таким понятиям, как буллинг, моббинг,
    насилие, агрессия
    и пр;
  • продолжить формирование толерантного
    отношения к сверстникам и взрослым людям
    • Образовательная:
    • закрепить понятия буллинг,
      моббинг
      как резко отрицательных явлений жизни.

    • Развивающая:
    • продолжать развивать такие
      нравственные качества, как терпимость к людям,
      доброта, милосердие, сочувствие, сострадание,
      нетерпимость к любому виду насилия.


    1. Активизация внимания детей.Я долго
    думала, как сегодня начать разговор на ту тему,
    которой мы посвятили достаточно много классных
    часов, бесед, собраний. Исходя из тех проблем,
    которые выявились после анкетирования, сделала
    вывод: одна из проблем – неумение следить за
    своей речью. И решила начать со стихотворения В.
    Полторацкого “Слово о словах”

      Слова бывают разные –
      То дельные, то праздные.
      То честные, правдивые,
      То льстивые, фальшивые.
      Есть слово – утешение
      И слово – удушение.
      Есть трезвые и пьяные,
      Лукавые, туманные.
      Есть чистые, алмазные,
      И есть бесстыдно-грязные.
      Одни помогут выпрямить,
      Другие – душу вытравить.
      Есть речь огнем горящая,
      Есть тлением смердящая.
      Слова – высокой доблести
      И самой низкой подлости…

    Сегодня мы и поговорим о том, что же разрушает
    нас, что заставляет нас становиться грубыми,
    нетерпимыми, агрессивными, что провоцирует
    непонимание между людьми. У вас на партах есть
    листы для групповой работы. Их вы будете
    заполнять в течение всего классного часа. Приложение 1.

    Приложение 7.
    Компьютерная презентация.

    Слайд 1

    2. В школе, как и в любой социальной
    среде, возможны конфликты. Какие конфликты чаще
    возникают в школе? Итак, мы отметили, что конфликт
    может развиться как между двумя учениками, так
    может быть и односторонним, т.е. его разогревает и
    провоцирует один из учеников.

    Слайд 2

    Конфликты между учениками. В чем
    причина их возникновения, как они разрешаются, к
    чему может привести конфликтная ситуация – это
    вопросы, на которые мы с вам попробуем ответить.
    Буллинг – это систематическое физическое
    насилие, словесные оскорбления и запугивание
    детей со стороны одноклассников. Выступление
    подготовленных детей (ученики готовились по
    газетным публикация и материалам сети Интернет).
    Сейчас говорят, что буллинг – это конфликт один
    на один. По мнению большинства исследователей,
    буллинг включает четыре главных компонента:
    1. Это агрессивное и негативное поведение.
    2. Оно осуществляется регулярно.
    3. Оно происходит в отношениях, участники которых
      обладают неодинаковой властью.
    4. Это поведение является умышленным.

    3. Что же провоцирует буллинг? Ответьте на
    вопрос на листе. По вашим анкетированиям (Приложение 2) можно
    сделать вывод, что в нашем классе, к счастью,
    явлений буллинга нет. А встречались ли вы с его
    проявлением в других классах? Сообщения детей.

    Слайды 3 – 7

    4. Помимо буллинга существует и такая
    форма психологического насилия, как моббинг —
    форма психологического насилия в виде травли в
    коллективе. Школьники издеваются, высмеивают
    своих же одноклассников, которые, возможно, не
    так, как принято в их среде, одеваются, слишком
    хорошо учатся и т. п. Виды моббинга: бойкот,
    придирки, насмешки, предоставление ложной
    информации, доносительство, различные
    издевательства. Как вы думаете, к чему могут
    привести буллинг и моббинг? К эмоциональному
    напряжению, постоянному стрессу, физическим
    заболеваниям, суициду; страху перед школой. Как
    избежать моббинга? Напишите, пожалуйста.
    Шведские специалисты задумались, что же можно
    предпринять. Вот их предложения:
    • учителя во время перемен должны внимательно
      следить за обстановкой на школьном дворе, чтобы
      вовремя вмешаться;
    • в классах должны быть разработаны обязательные
      для всех учеников правила, как вести себя при
      общении друг с другом;
    • в случае моббинга должна быть проведена беседа
      как с жертвой, так и с виновниками. Для этого
      должны быть привлечены родители и ученики, не
      замешанные в моббинге.

    Сообщения детей. Моббинг для ребёнка, особенно
    ученика младших классов, — это постоянный
    стресс, приводящий к нервным заболеваниям. У
    детей, так же как и у взрослых, может возникнуть
    физическое и эмоциональное истощение,
    приводящее к различным заболеваниям. Но, к
    сожалению, страх перед школой формируется и при
    другом, очень сложном конфликте: между учителем и
    учеником.

    Слайды 8 – 9

    5. Знаете, я сейчас вспомнила о законе
    сохранения энергии. Помните? Энергия не исчезает
    в никуда и не создается из ничего. Она лишь
    превращается из одного вида в другой или
    переходит от одного тела к другому. Как вы
    думаете, почему я говорю об этом законе? И в школе
    действует этот закон. Информацию детей: по данным
    МВД, количество учителей, привлеченных к
    ответственности за жестокое обращение с детьми,
    за последний год увеличилось в 3,5 раза. При этом в
    2 раза больше педагогов стали жертвами агрессии
    со стороны школьников. Эксперты считают, что
    всему виной низкие зарплаты педагогов и
    хронические перегрузки, от которых страдают и
    взрослые, и дети. Во многих школах учителя боятся
    своих учеников. Давайте обратимся к вашим
    анкетам (Приложение 3).

    Слайд 10

    6. Вопросы 1 – 2. Из этого мы можем сделать
    выводы: конфликты между учителем и учеником
    можно разделить на следующие виды:

    Слайды 11 – 12

    7. Конфликт деятельности. Информация
    ученика: одной из причин вспышек насилия в школе
    названа перегрузка. Это подтвердилось в 2006 году в
    Мурманской области в ходе комплексного
    психолого-педагогического исследования.
    Результаты этой работы показали, что средняя
    продолжительность рабочего дня старшеклассника
    (включая выполнение домашних заданий) равняется
    11,5 часам. Очень часто эта цифра доходит до 14
    часов, в отдельных случаях до 16 часов. При этом у
    школьников один выходной день. Для сравнения – у
    взрослых рабочий день в среднем составляет 8
    часов при двух выходных в неделю. Не хватает сил и
    времени на подготовку домашних заданий у 27%
    опрошенных. На вопрос “Что тебе мешает учиться?”
    44% опрошенных учеников 8 – 11 классов ответили
    “Перегрузка”. Итак, как же при таких достаточно
    суровых условиях избежать конфликта
    деятельности? Запишите.Конфликт поведения,
    возникающий в связи с нарушением учащимися
    правил поведения в школе, на уроках. Как избежать?
    Запишите. Конфликт отношений, возникающий в
    сфере эмоционально-личностных отношений
    учащихся и педагогов в рамках их общения в
    процессе обучения. Как избежать? Запишите.

    Слайд 13

    8. “В жизни ценнее всего доброта” – эти
    слова хорошо знакомого вам Дмитрия Сергеевича
    Лихачева взяты в качестве эпиграфа к нашей
    беседе. Но ваши ответы на следующие вопросы
    анкеты заставили меня вспомнить и другие его
    слова. Они тоже у вас на листочках. “Злобная и
    злая реакция на окружающих, грубость,
    непонимание других – это признак душевной и
    духовной слабости”.

    Слайд 14

    9. Мы с вами говорили много раз о том, что
    человек в гневе себя практически не
    контролирует, следовательно, он может сказать
    что угодно. Поэтому меня не удивили ответы
    старшеклассников на следующие 2 вопроса: кто
    сильнее в агрессии и как она проявляется.

    Слайд 15

    10. Чтение отрывка из книги Натальи
    Соломко “Если бы я был учителем…” (Москва,
    “Детская литература”. 1987 г.). Стр.123 – 125, 140 – 142,
    147, 161. А что бы вы ответили, если вам предложили
    стать учителем?

    Слайд 16

    11. Продолжаем наш трудный разговор.
    Следующий вопрос звучал так: “Какие слова и
    выражения оскорбляют вас?”. Ответы в двух 11-тых
    классах получились такими. Давайте опять
    обратимся к уважаемому Дмитрию Сергеевичу
    Лихачеву. Какие слова вы считаете главными? Приложение 4.

    Слайд 17

    12. Затем мы попытались ответить на
    вопрос: “Какова ваша реакция на услышанное?”.
    Большинство ребят ответили так: не реагировать,
    уйти, хочется заплакать, агрессия в ответ.
    Помните, в начале нашего разговора я вспомнила
    знакомое вам правило о том, что никакая энергия
    не исчезает? Вот и получается какой-то замкнутый
    круг: вы пришли в школу с невыполненным домашним
    заданием и с плохим настроением, учитель уличил
    вас в этом, отругал, вы огрызнулись в ответ,
    учитель сделал запись в дневнике. А вечером к вам
    вернулась ваша отрицательная энергия: родители
    прочли замечание и стали вас ругать… А завтра
    все может повториться вновь. Как же быть? Давайте
    сейчас попробуем сформулировать правила
    содружества учителя и ученика, но сначала я
    расскажу вам притчу “Два друга”.

    Два
    друга

    Однажды два друга поспорили, и один из них
    ударил другого. Последний, чувствуя боль, но
    ничего не говоря, написал на песке: “Сегодня мой
    лучший друг дал мне пощёчину”. Они продолжали
    идти, и нашли озеро, в котором решили искупаться.
    Тот, который получил пощёчину, едва не утонул, и
    друг его спас. Когда тонувший пришёл в себя, он
    написал на камне: “Сегодня мой лучший друг спас
    мне жизнь”. Тот, кто дал пощёчину и который спас
    жизнь своему другу, спросил его: – Когда я тебя
    обидел, ты написал на песке, а теперь ты пишешь на
    камне. Почему? Друг ответил: – Когда кто-либо нас
    обижает, мы должны написать это на песке, чтобы
    ветры могли стереть это. Но когда кто-либо делает
    что-либо хорошее, мы должны выбить это на камне,
    чтобы никакой ветер не смог бы стереть это.

    • Пожалуйста, помните о том, что учителя много
      сделали для вас хорошего.
    • Работа в группах. Вырабатывается “Кодекс
      поведения учителя” и “Кодекс поведения
      ученика”. Выступление детей.
    • Конечно, сегодня мы не решим всех проблем, такие
      сложные дела быстро не разрешаются. Вы это тоже
      понимаете, т.к. уже взрослые люди. Но я все же
      расскажу вам притчу, рассказанную маленькому
      индейцу.

    Притча о двух волках

    Когда-то давно старый индеец открыл своему
    внуку одну жизненную истину. В каждом человеке
    идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков.
    Один волк представляет зло – зависть, ревность,
    сожаление, эгоизм, амбиции, ложь… Другой волк
    представляет добро – мир, любовь, надежду,
    истину, доброту, верность… Маленький индеец,
    тронутый до глубины души словами деда, на
    несколько мгновений задумался, а потом спросил:
    “А какой волк в конце побеждает?”. Старый индеец
    едва заметно улыбнулся и ответил: “Всегда
    побеждает тот волк, которого ты кормишь”. Я очень
    надеюсь на то, что мы вместе кормим доброго волка.
    Потому что согласны с выражением Марка Твена:
    “Доброта – это то, что может услышать глухой и
    увидеть слепой”. И наша с вами дружба тому
    доказательство.

    • Рефлексия. Отметьте в наших карточках все так,
      как вы считаете нужным. Спасибо вам за работу.

    Слайд 18

    Слайд 19

    Слайд 20

    Примечания

    • Приложения 5 – 6.
    • Приложение 5 – это
      материал, использованный учителем на классном
      часе “Виды агрессии”, который предворял данный
      классный час, “Законы сохранения доброты”
    • Приложение 6 – это
      материал, который использовался в качестве
      эпиграфов к классному часу, а затем был
      распечатан и вклеен каждому ученику в дневник.
    • При подготовке данного классного часа
      использованы материалы сети Интернет, а также
      материалы журналов “Классный руководитель” (№
      4, 2006 г.), “Справочник классного руководителя” (№
      0, 2006 г.; № 11, 2007 г.; № 11, 2008 г.; № 8, 2009 г.)

    Следующий: