Сценарий мастер — класса Использование практико-ориентированных заданий на уроках


Информатика, как наука, имеет прикладной
практико-ориентированный характер. Именно эта ее
особенность позволяет перевести обучение из
плоскости знаний в плоскость деятельности.

Применение технологий проектного и кейсового
обучения при изучении информатики очень
эффективно. Ученик в процессе работы с
материалами кейса или над учебным проектом
постигает реальные процессы и объекты, проживает
конкретные ситуации, приобщается к
проникновению вглубь явлений, процессов и
конструированию новых объектов.

Практическое применение накопленных знаний
позволяет развивать познавательные, творческие
навыки учащихся, умения самостоятельно
конструировать свои знания, ориентироваться в
информационном пространстве. Учащиеся
самостоятельно собирают информацию, опираясь на
свой жизненный опыт.

Практика указывает на преимущества выполнения
таких заданий: высокая мотивация, энтузиазм и
заинтересованность детей, связь полученных
знаний с реальной жизнью, выявление лидеров,
самоконтроль, лучшее закрепление знаний,
сознательная дисциплинированность.

ХОД МАСТЕР-КЛАССА



Цель класса: Создать условия для
формирования навыка формулирования
практико-ориентированных заданий

Знакомство со слушателями мастер-класса

Мастер: Добрый день, уважаемые
коллеги! Давайте познакомимся. Я буду говорить
некоторые фразы. Утверждения, к кому из Вас они
подходят, те выходят в круг.

Фразы:

  • Кто пришел сегодня на класс с хорошим
    настроением?
  • Кто любит мыть посуду?
  • Кто пришел сегодня в юбке?
  • Кто сегодня завтракал?
  • У кого есть сотовый телефон?
  • У кого день рождения 7 числа?
  • Кто любит мороженое?

Выяснение ожиданий и опасений слушателей
мастер-класса

Участникам предлагается обвести свою ладонь на
листе бумаги. На каждом пальце нужно написать
ответ на вопрос «Чего я ожидаю от класса?». Затем
ответы зачитываются вслух.



Постановка задач мастер-класса

Мастер: Сегодня в конце мастер-класса
Вы сможете:

  • объяснить, что такое практико-ориентированные
    задания;
  • отличать практико-ориентированные задания от
    других видов учебных заданий;
  • формулировать практико-ориентированные
    задания по заданной теме;
  • видеть возможности применения
    практико-ориентированных заданий на своих
    уроках.

Шаг первый. Что это такое?

Мастер: Для начала давайте
определимся с понятием, что такое
практико-ориентированные задания (выслушиваются
мнения присутствующих).
Практико-ориентированные задания:

  • являются интегрированными,
  • новые ЗУН формируются и проявляются
    исключительно в деятельности.

Задание 1



Мастер: Предлагаю Вам темы занятий
по информатике и разные виды заданий по этим
темам. Выберите из предложенных заданий те,
которые, по Вашему мнению, являются
практико-ориентированными и обоснуйте Вашу
точку зрения. (Приложение 1)

Шаг второй. Сформулируй по образцу

Задание 2

Мастер: Предлагаю Вам несколько
тем из курса информатики. Выполните предложенное
практико-ориентированное задание. Попробуйте
составить 1-2 практико-ориентированных задания
для этой темы. (Приложение 2)

Шаг третий. Пробуй, выдумывай, дерзай

Задание 3

Мастер: Придумайте несколько
практико-ориентированных заданий по своему
предмету, не забыв указать тему урока.

Шаг четвертый. Отсроченный во времени

Задание 4

Мастер: Познакомьтесь с одним из
вариантов использования
практико-ориентированных заданий на уроках (Урок
по информатике с мультимедиа презентацией на
тему «Информационные процессы» Приложение
3
и Приложение 4)
Разработайте и проведите урок с применением
практико-ориентированных заданий.
Поделитесь своими впечатлениями об изменениях в
результатах деятельности учащихся.

Шаг пятый. Рефлексия. Подведение итогов
мастер-класса

Мастер предлагает слушателям представить, что
сегодняшний день они провели в
ресторане и теперь директор ресторана просит их
ответить на несколько вопросов:
– Я съел бы еще этого…
– Больше всего мне понравилось…
– Я почти переварил…
– Я переел…
– Пожалуйста, добавьте…
Участники пишут свои ответы на карточки и
приклеивают на лист ватмана, комментируя.

Список использованной литературы и
Интернет-ресурсов
:

  1. База данных мастер-классов http://www.openclass.ru/master_classes
  2. Задания Международной Олимпиады по основам
    наук http://www.urfodu.ru/index.php
  3. Информатика и информационно-коммуникационные
    технологии в школе http://www.klyaksa.net/
  4. Информатика. Методическое пособие для учителей.
    7 класс / Под ред. Н.В.Макаровой. – СПб.: Питер,
    2006
  5. Информатика.7-9 класс. Базовый курс. Теория./Под
    ред. Н.В. Макаровой. – СПб.: Питер, 2001
  6. Как подготовить и провести мастер-класс http://www.openclass.ru/wiki-pages/51793
  7. Копилочка активных методов обучения http://www.moi-universitet.ru/ebooks/kamo/kamo/
  8. Материалы сайта «Фестиваль педагогических идей
    «Открытый урок» http://festival.1september.ru
  9. Методическая копилка учителя информатики http://www.metod-kopilka.ru/
  10. Цифровые ресурсы к учебникам http://school-collection.edu.ru/catalog/teacher/



Следующий: