Самостоятельная работа – одно из направлений совершенствования урока географии


Существенными качествами современной личности
школьника являются активность и
самостоятельность в познании окружающего мира,
потребность в приобретении знаний, умение
применять их на практике, решать творческие
задачи. Одним из основных средств формирования
названных качеств является самостоятельная
работа. Она способствует воспитанию у школьников
трудолюбия, росту самостоятельности,
обеспечивает формирование умений применять
знания и приобретать новые. Самостоятельная
работа направлена на развитие у школьников
различных мыслительных операций, так как процесс
мышления представляет собой их совокупность. В
данной работе особенно важна ориентация не на
простое запоминание, а на усвоение и переработку
материала.

Самостоятельная познавательная деятельность
учащихся подразделяется на два основных вида -
воспроизводящая и творческая.

Им соответствуют следующие виды
самостоятельных работ:

  1. Самостоятельные работы по образцу
    (воспроизводящие).
  2. Реконструктивные работы.
  3. Творческие работы.

Рассмотрим характерные черты этих видов
деятельности на уроках географии.

Самостоятельная работа по образцу или
преобразующее воспроизведение знаний
заключается:

а) в отборе материала нужного для выполнения
задания.

Для такой работы целесообразнее брать материал
учебника и других географических источников. В
качестве примера заданий на отбор материала по
указанному признаку можно применить следующие:
Какие материки находятся в северном полушарии?
Какие материки находятся в южном полушарии?
Такая постановка вопроса предполагает не только
необходимость вспомнить все материки или найти
их на карте, но и из их числа отобрать те, которые
относятся к северному или южному полушарию.

Очень показательно в этом плане умение
определять географические координаты, работать
с климатическими диаграммами.

б) в переработке материала или построения
заново структуры и логики изложения материала.
Например: описать по плану рельеф своей
местности (6 класс, параграф 20, зад.7).

в) в использовании новой по сравнению с
источниками формы воспроизведения
(конспективной, тезисной, графической). Например:
по ходу урока учитель на доске заполняет ЛОК по
теме, а при проверке домашнего задания учащиеся
должны воспроизвести его; построить диаграмму
«Структура сельскохозяйственных угодий» (9
класс, параграф 32).

В старших классах все большее значение
приобретает организация реконструктивных работ.
К ним относятся: составление планов, конспектов,
тематических таблиц, схем.

Творческая познавательная деятельность
предполагает поиск нового знания с помощью
самостоятельно выбранных или придуманных
способов. Наиболее распространенной творческой
самостоятельной работой является решение
познавательных задач:

1) Проанализируйте карту почв России и
объясните большее разнообразие почв в западной
части страны по сравнению с восточной.

2) Почему большинство рек Южной Америки
относятся к бассейну Атлантическому океану?

К творческой познавательной деятельности
относятся: подготовка сообщений, рефератов,
выполнение тестовых заданий, составление
кроссвордов, ребусов.

Результативность самостоятельной работы во
многом определяется содержанием заданий, тем
насколько оно организует и направляет
мыслительную деятельность по усвоению учебного
материала. Остановимся на работе с картой, так
как именно на этом примере заметно
прослеживается связь между элементами
содержания.

На начальных этапах работы с картой
формируются наиболее известные способы — это
визуальный анализ и описание. Следовательно, для
того чтобы работать с картой, учащимся
необходимо обладать определенными запасами
знаний как географических, так и
картографических.

Так, в 6 классе учащимся необходимо уметь по
физическим картам определять направления,
расстояния, географические координаты, называть
физико-географические объекты, составлять
описания. В 7 классе познавательная деятельность
усложняется. Они учатся пользоваться картами
различного содержания, читать, анализировать их,
применять прием наложения карт, устанавливать
связи и закономерности, составлять описание и
характеристики природных комплексов, пользуясь
типовым планом. При этом, используется не какой -
то один источник информации, а несколько: карта и
текст учебника; карта и диафильм и т.д. В данном
случае основным элементом содержания будет
выступать не только умение, а и применение знаний
и умений в новой ситуации. В 8 классе с опорой на
уже достигнутый уровень развития умений и
навыков школьникам предлагается самостоятельно
(без типового плана) работать с картами разного
содержания и масштаба: выбирать нужную карту для
ответа, свободно пользоваться легендой карты,
сопоставлять. Школьники совершенствуют умения
составлять географические характеристики путем
анализа различных источников информации: карт,
профилей, текста, таблиц. При этом многие задания
они выполняют на высшем уровне
самостоятельности. При сдаче ГИА в 9 классе нет
прямого указания на использование карт, учащиеся
должны сами определить, какие карты атласа и для
выполнения каких заданий целесообразно
использовать.

Проведение каждой самостоятельной работы
нужно планировать. Должны быть сформированы цели
работы, определен ее объем, форма фиксации, а
также определены необходимые источники
географической информации. В случае пользования
несколькими источниками информации, допустим
при составлении характеристика природного
комплекса, необходимо предложить
последовательность изучения и указать
необходимые источники информации.

Планирование самостоятельных работ по
теме «Географическая карта» в 6 классе


Содержание урока Самостоятельные работы Средства обучения
1.Форма и размеры Земли

2. Географическая карта

3.Градусная сеть на глобусе и картах.

4.Географическая широта

5. Географическая долгота

6. Географические координаты

7. Изображение высот и глубин на физических
картах

8. Значение планов местности и карт

1. Чтение рис.16, с.24

2. Нарисовать рисунок
«Размеры Земли»

3. Определение масштаба глобуса и объяснение -
что показывает масштаб глобуса.

1. По рисункам атласа объяснить переход от
глобуса к карте.

2. Сравнить масштабы плана и карт, условные
знаки.

3. Заполнить таблицу

Признаки сравнения Карта полушарий Физическая карта РФ
1.Западно-Сибирская равнина

2. Река Волга

1.Чтение картосхемы рис.17, с.28.

2. Обозначение на контурной карте направлений,
выделение меридианов и параллелей.

Чтение картосхемы рис.18, с.30. Определение
географической широты.

Заполнение графического конспекта «Как
определять географическую широту»

Определение географической широты по картам
полушарий, физической карте России.

Чтение картосхемы рис.20, с.33. Определение
географической долготы.

Заполнение графического конспекта
«Определение географической долготы».



1. Определение географических координат.

2. Обозначение на контурной карте
географических объектов, в том числе своего
населенного пункта.

1.Чтение картосхемы рис.21 с.35.

2.Практическая работа «Определение абсолютных
высот и глубин отдельных объектов и территорий».

1. Обозначение на контурной карте
географических объектов по координатам.

2.Определение географических координат по
различным картам.

3. Определение направлений на плане и карте.

4. Нахождение высот точек земной поверхности и
глубин.

Учебник, глобус, атлас

План местности, карты- физическая полушарий,
физическая РФ, атлас.

Глобус, карты, атлас, контурная карта.

Глобус, карты, учебник, схема «Нахождение точки
на карте»

Глобус, карты, атлас, контурная карта, учебник,
схема «Нахождение точки на карте»

Глобус, карты, атлас, контурная карта, учебник,
схема «Нахождение точки на карте»

Карты — физическая полушарий, Российской
Федерации, атлас, план местности.

Карты — физическая полушарий, Российской
Федерации, атлас, план местности, контурная
карта.

В организационном плане самостоятельная
работа может предполагать одинаковое задание
всем учащимся класса, разные, но одинаковые по
сложности варианты заданий, учитывающие
индивидуальные различия учащихся. Формой учета
индивидуальных особенностей могут быть задания,
предлагаемые учащимся на выбор.

Во многом такая работа зависит от
педагогического мастерства учителя, его
подготовки по предмету, его личностными
качествами, а также особенностями школьников
(развитием у них памяти, мышления, интереса к
предмету). При тщательно продуманной методике
проведения самостоятельных работ ускоряются
темпы формирования у учащихся умений и навыков
практического характера, а это в свою очередь
оказывает положительное влияние на формирование
познавательных умений и навыков. При любом
уровне самостоятельности учеников учитель
руководит учебной деятельностью, ставит задачи,
проверяет и при необходимости координирует ее
выполнение. Руководство самостоятельной работой
включает такие основные звенья как:

  • Определение целей, задач самостоятельной
    работы.

Учитель делает это исходя из требований
программы. Важно в каждом конкретном случае
выяснить, что учащиеся могут и должны сделать
самостоятельно.

  • Формулировка и разъяснение задания.

Исходя из установленных задач по каждой теме,
планируются конкретные задания для учащихся.

  • Инструктаж о выполнении отдельного задания
    является чрезвычайно важной частью деятельности
    учителя.

Здесь, как правило, разъясняется, как выполнять
тот или иной вид самостоятельной работы,
характеризуются методы и приемы различных
познавательных действий.

  • Контроль над самостоятельной работой
    предполагает наблюдение и, в случае
    необходимости, корректировку.

К последней относятся такие действия учителя,
как объяснение сути задания, предупреждение о
сложном моменте, проверка правильности
промежуточных результатов. Часто упущение
какого-то одного элемента в работе не позволяет
ученику успешно выполнить задание. В этом случае
учитель помогает ему найти слабое место,
определить недостающее звено в цепочке действий.

  • Проверка и анализ результатов.

Без анализа того, что сделано верно, что
неправильно, какие недостатки надо преодолеть,
невозможно дальнейшее продвижение. Итоги
самостоятельной работы желательно обсуждать с
классом на том же или на ближайшем уроке. При этом
проверку выполнения заданий не ограничивать
выставлением отметок, а сопровождать анализом,
комментарием учителя.

Формы проведения работы могут быть
разнообразными. Разумеется, при их выборе
следует учитывать особенности содержания
материала, который следует усвоить, а также
уровень предшествующей подготовки учащихся. Как
правило, деловые игры можно использовать в том
случае, когда школьники обладают достаточным
уровнем самостоятельности, а изучаемое
содержание носит проблемный характер.
Значительную возможность в организации
самостоятельной работы учащихся открывает такая
форма, как уроки-семинары. Отличительной чертой
данной формы является коллективное обсуждение
вопросов и проблем, основанное на
самостоятельном изучении литературы. Здесь
формируются такие умения как: работа с
различными источниками, отбор необходимого
материала, систематизация материала в логике
поставленных вопросов; способность выступать
перед аудиторией на заданную тему; участвовать в
коллективном обсуждении.

На уроках-лекциях применение самостоятельной
работы правомерно в старших классах. Слушая
учителя, учащиеся самостоятельно отбирают и
записывают главное. Для руководства
познавательной деятельности во время лекции
важно сообщить им логическую структуру
изложения, дать план лекции, записав его на доске.

И, наконец, самостоятельным методом активного
обучения является игра. Она может быть
организована как форма проверки знаний и умений
после домашней проработки материала и при
изучении нового материала как форма
самостоятельного изучения материала на основе
работы с учебником, дополнительной литературой и
картой на уроке.

Например, при изучении физико-географического
положения Африки можно провести игру -
путешествие «На корабле вокруг Африки». От
участников игры требуется указать, мимо каких
островов, полуостровов проходит путешествие, по
какому морю, проливу. Нанести географические
объекты на контурную карту. Изучение природных
зон материка проводится в форме ролевой игры.
Участники игры — географ, климатолог, почвовед,
биолог получают карточки с заданиями. Используя
текст учебника, карты атласа, дополнительную
литературу — составляют характеристику
природных компонентов изучаемой зоны.
Результаты работы фиксируются в таблице.

С течением времени при систематической
организации самостоятельной работы на уроках и
сочетании ее с различными видами домашней работы
по предмету у учащихся вырабатываются
устойчивые навыки самостоятельной работы. В
результате для выполнения примерно одинаковых
по объему и степени трудности работ учащиеся
затрачивают значительно меньше времени по
сравнению с учащимися таких классов, в которых
самостоятельная работа совершенно не
организуется или проводится нерегулярно. Это
позволяет постепенно наращивать темпы изучения
программного материала, увеличить время на
решение задач, выполнение экспериментальных
работ и других видов работ творческого
характера, что и способствует совершенствованию
любого урока.

Список литературы.

  1. Баринова И.И. Самостоятельные и практические
    работы по физической географии.- М.: Просвещение,
    2001.
  2. Коринская В.А. Самостоятельная работа учащихся
    по географии материков.- М.: Просвещение, 1997.
  3. Обучение в малокомплектной сельской школе: 5-9
    классы: книга для учителя /под ред. Г.Ф.Суворовой.-
    М.: Просвещение, 1990.
  4. Шкарбан Н.В. Преподавание географии в
    малокомплектной средней школе.- М.: Просвещение,
    1991.



Следующий: