Русские сказочники Еще Алексей Толстой


Русские сказочники

  • Еще Алексей Толстой.
  • Всем известен С. Т. Аксаков — «певец родной природы» и сказочник. Аленький цветочек Сказка ключницы Пелагеи Сказку «Аленький цветочек» записал известный русский писатель Сергей Тимофеевич Аксаков (1791 — 1859). Он услышал ее в детстве во время своей болезни. Писатель так рассказывает об этом в повести «Детские годы Багрова-внука»: «Скорому выздоровлению моему мешала бессонница.. . По совету тетушки, позвали один раз ключницу Пелагею, которая была великая мастерица сказывать сказки и которую даже покойный дедушка любил слушать.. . Пришла Пелагея, немолодая, но еще белая, румяная.. . села у печки и начала говорить, немного нараспев: «В некиим царстве, в некиим государстве… » Нужно ли говорить, что я не заснул до окончания сказки, что, напротив, я не спал долее обыкновенного? На другой же день выслушал я в другой раз повесть об «Аленьком цветочке». С этих пор, до самого, моего выздоровления. Пелагея ежедневно рассказывала мне какую-нибудь из своих многочисленных сказок. Более других помню я «Царь-девицу», «Иванушку-дурачка», «Жар-птицу» и «Змея Горыныча». В последние годы жизни, работая над книгой «Детские годы Багрова-внука», Сергей Тимофеевич вспомнил ключницу Пелагею, ее замечательную сказку «Аленький цветочек» и записал ее по памяти. Впервые она была напечатана в 1858 году и с тех пор стала у нас любимой сказкой. Михаил Евграфович Салтыков — Щедрин. Родился выдающийся русский сказочник Михаил Евграфович Салтыков — Щедрин 27 января 1826 года. Среди наиболее известных произведений Щедрина — сказки. Сказки — это особый литературный жанр, основанный на народных легендах, былях, песнях, суевериях. В них часто используются традиционные сюжеты, персонажи (Василиса Прекрасная, Иван-царевич, серый волк) , художественные приемы (фантастика, устойчивые обороты, присказки, устойчивые эпитеты, антитеза) . Но сказки Салтыкова — это особое явление в русской литературе. По сути своей эти произведения являются политическими памфлетами, а сказочный сюжет — лишь форма изложения. Сказки Салтыкова-Щедрина рисуют не просто злых или добрых людей, но они дают представление о реальной жизни России во второй половине XIX века. Ведь именно тогда особо остро проявлялись классовые различия, основные свойства эксплуататорских классов. Сам Щедрин не завещал свое творчество новым поколениям. Он так об этом говорит: “…писания мои до такой степени проникнуты современностью, так плотно прилаживаются к ней, что ежели и можно думать, что они будут иметь какую-нибудь ценность в будущем, то именно и единственно как иллюстрация этой современности”. Но “Сказки” Салтыкова-Щедрина и другие сатирические произведения, столь популярные в прошлом веке, остаются актуальными и сегодня: настоящее искусство вечно, оно не поддается влиянию времени, а общественные проблемы, затронутые писателем, имеют значение и сейчас. Наиболее известным сказочником в России XIX в. был самарский сказочник Абрам Новопольцев. После 1917 среди сказочников выделяются А. К. Барышникова (Куприяниха) , Н. О. Винокурова, Ф. П. Господарев, И. Ф. Ковалев, М. М. Коргуев, А. Н. Королькова, М. А. Сказкин. http://www.licey.net/lit/istok/story
  • Свою заслугу в русской литературе Александр Николаевич Афанасьев видел в издании «Народных русских сказок» . Действительно, собрание Афанасьева по широте и богатству остаётся непревзойдённым до сего дня. Оно было задумано как «учёное» , «по образцу издания бр. Гриммов» . К сказкам разных российских губерний из архива Русского Географического общества Афанасьев добавил записи Владимира Ивановича Даля, Петра Васильевича Киреевского, Измаила Ивановича Срезневского. Афанасьев подготовил тексты к печати, систематизировал их и сопроводил «нужными филологическими и мифологическими примечаниями» . «Народные русские сказки» печатались в восьми выпусках с 1855 по 1863 год. Сам Афанасьев полный свод — в шестьсот сказок — пригодным для детского чтения не считал. Ещё составляя первый выпуск, он писал Срезневскому: «Мысль Ваша о том, чтобы при издании сказок иметь в виду и маленьких читателей, представлялась и мне. Но я решился выпустить для детей отдельное издание, не удерживая областных особенностей говора, не обременяя книгу примечаниями и выбравши из нескольких вариантов лучшие по рассказу» . Ил. А. Куркина к сказке «Колобок» В 1870 году Афанасьев выбрал и издал «Русские детские сказки» . Цензоры, критики и педагоги были настроены, по своему обыкновению, сурово, так что Афанасьев мог только надеяться, как он писал в одном из писем (впрочем, не без иронии) , что «найдутся дети, которым отцы и матери не побоятся давать читать сказки» . В 1871 году в возрасте сорока пяти лет Афанасьев умер. К сожалению, нельзя сказать, что его книги — так, как они составлены им самим: «Народные русские сказки» , «Народные русские легенды» , «Поэтические воззрения славян на природу» — переиздаются много и часто. То же замечание относится и к «Русским детским сказкам» . Конечно, сказки Афанасьева включаются в разнообразные сборники и выходят отдельными иллюстрированными книжечками. «Лиса и журавль» , «Колобок» , «Терем мышки» , «Пузырь, Соломинка и Лапоть» , «Василиса Прекрасная» , «Царевна-лягушка» , «Морозко» — эти и многие другие сказки, несмотря на опасения великого фольклориста, давно стали самой подлинной основой чтения для детей, читающих на русском языке.
  • У писателя Бажова было позднее цветение. Очевидно, потому что он очень серьезно относился к понятию «настоящая литература», слишком высоко ставил звание писателя и не считал его применимым к себе. Образцом, мерилом для писателей, работающих в жанре сказки, он считал А. С. Пушкина, «у которого сказка представляет тот чудесный сплав, где народное творчество неотделимо от личного творчества поэта», и Л. Н. Толстого, «сказки и детские рассказы которого — неизмеримый образец простоты, ясности, занимательности, отсутствия языковых ухищрений. У него это выходило хорошо, потому что он был Львом Николаевичем Толстым». (1944 г. , «Малахитовая шкатулка» ) Ершов Петр Павлович (22.02.1815 года, д. Безруково, близ г. Ишим, ныне Тюменской области — 18.08.1869 года, Тобольск) — известный русский писатель. Уроженец Сибири; образование получил в Петербургском университете; был директором тобольской гимназии. Печатал стихотворения в «Библиотеке для Чтения» Сенковского и в «Современнике» Плетнева . Известность принесла Ершову сказка «Конек-Горбунок», написанная им еще на студенческой скамье и впервые напечатанная отрывком в третьем томе «Библиотеки для Чтения» 1834 г. , с похвальным отзывом Сенковского; первые четыре стиха сказки набросал Пушкин, читавший ее в рукописи. «Теперь этот род сочинений можно мне и оставить», — сказал тогда Пушкин. Великому поэту понравилась легкость стиха, с которым — говорил он — Ершов «обращается как с своим крепостным мужиком». Вслед затем она вышла отдельной книжкой и при жизни Ершова выдержала 7 изданий; начиная с 4-го издания, в 1856 г. , она выходила с восстановлением тех мест, которые в первых изданиях заменены были точками. «Конек-Горбунок» — произведение народное, почти слово в слово, по сообщению самого автора, взятое из уст рассказчиков, от которых он его слышал; Ершов только привел его в более стройный вид и местами дополнил. Простой, звучный и сильный стих, чисто народный юмор, обилие удачных и художественных картин (конный рынок, земский суд у рыб, городничий) доставили этой сказке широкое распространение; она вызвала несколько подражаний (например, Конек-Горбунок с золотой щетинкой) . С. Леон сочинил балет на ее сюжет. Белинский видел в ней подделку, «написанную очень недурными стихами», но в которой «есть русские слова, а нет русского духа». Бажов Ершов



Следующий: