Русские поэты о Родине, родной природе и о себе. 5-й класс

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1,59 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели урока: развитие любви к поэзии,
навыков выразительного и внимательного чтения,
устного словесного рисования.

Тип урока: урок-концерт

Оборудование урока: музыкальные
записи П.И.Чайковский «Времена года», выставка
работ учащихся – иллюстрации к стихотворениям,
презентация к уроку с репродукциями работ
художника И. Левитана, посвящёнными русской
природе.

ХОД УРОКА

I. Вступительное слово учителя

– Тема природы в творчестве поэтов, музыкантов
и художников – вечная. Ещё древний человек
ощущал себя частью природы. Но с течением
времени, с развитием цивилизации эта связь
нарушилась. Человек начал мучительно размыщлять
о том, в каких отношениях с окружающей природой
он находится. Тема природы по-разному
проявлялась в творчестве разных поэтов,
художников и композиторов. Цель нашего урока –
погрузиться в этот мир и почувствовать
настроение художника.

II. Звучит Зимний цикл «Времён года»
П.И.Чайковского

Учащиеся читают стихотворения: А.Пушкин
«Вот север, тучи нагоняя…», И.Никитин «Зимняя
ночь в деревне», И.Суриков «Зима»
. Далее они
отвечают на вопросы:

– Какие чувства по отношению к зиме испытывают
поэты?
– Почему ты выбрал именно это стихотворение для
заучивания наизусть? Чем оно тебе понравилось?
– Какие художественные средства использовали
поэты? Примеры.
– Почему олицетворение является самым ярким
художественным средством? Привести примеры.
– Какие мотивы нашли отражения на картинах
русского художника Исаака Левитана?



(Слайды 2-4)

III. Звучит Весенний цикл «Времён года»
П.И.Чайковского.

Учащиеся читают стихотворения Ф.Тютчева
«Зима недаром злится», «Весенние воды», А.Фета
«Весенний дождь», А.Плещеева «Весна» и др.

Задание: устное словесное рисование.
Учащиеся описывают картины И.Левитана,
представленные на слайдах 6-12, а также рисуют
словесные иллюстрации к музыкальным
произведениям П.Чайковского.

Вопросы для беседы:

– Почему так много жизни в стихотворениях о
весне?
– С помощью каких выразительных средств поэты
передают своё отношение к этому времени года?
– Какие краски и почему преобладают на картинах
Левитана?
– Что общего в настроении всех этих
стихотворений и музыкальных фрагментов?

IV. Звучит осенний цикл «Времён года»
П.И.Чайковского.

Учащиеся читают стихотворения А.Пушкина
«Осень», А.Майкова «Ласточки», Ф.Тютчева «Есть в
осени первоначальной»

Вопросы для беседы:

– Какие чувства, кроме грусти, описывают поэты?
Примеры.
– Какие краски, звуки, запахи осени помогают
поэтам передать свои чувства?
– Какое настроение передаёт музыка?
– Какие впечатления оставляют картины русского
художника И. Левитана?

(Слайды № 17-22)

V. Работа с учебником-хрестоматией. Чтение
раздела «Духовное родство со своей землёй»

VI. Выводы по уроку. Домашнее задание




Следующий: