Русские народные промыслы Центральной России. 9-й класс

Цели

:

  • Познакомить учащихся с географией народных промыслов Центральной России,
    их историей, особенностями технологии и художественной целостностью.
    Формировать умение самостоятельно отобрать материал, готовить презентации;
  • Формировать умение самостоятельно отобрать материал, опыта публичного
    выступления, развитие устной речи, умение готовить презентации;
  • Развивать кругозор учащихся и творческие способности через рекламу
    продукции промыслов.

Тип урока

: комбинированный (с использованием элементов
информационно-исследовательского проекта)

Оборудование:

карта Центральной России, атласы, карточки с таблицами,
анкеты для учащихся, компьютер, проектор, экран.

Подготовительный этап

: анкетирование учащихся 9 классов. Результаты
анкетирования.

Анкета для учащихся:

  1. Слышали (знаете) ли вы о народных промыслах а) да б) нет в) что-то
    слышал.
  2. Есть ли в вашем доме изделия народных промыслов? а) да б) нет.
  3. Где вы приобретаете изделия народных промыслов а) в специализированных
    магазинов; б) на стихийных рынках; в) у производителей.
  4. Назовите известные вам народные промыслы.
  5. Как вы относитесь к существующим народным промыслам а) считаю, что это
    сохраняет культуру и самобытность народа; б) это устаревшее прошлое в) мне
    все равно, я не думал об этом.
  6. Кто на ваш взгляд должен заниматься вопросами сохранения и развития
    народных промыслов? а) государство б) те, кто этим занимается в) это вообще
    ненужный вид деятельности.
  7. Знаете ли вы учебные заведения, где обучают искусству народных
    промыслов? а) да б) нет

(Результаты анкетирования учитель сообщает в заключительной части урока)

Ход урока

1. Организация класса

2. Мотивация учебной деятельности

Деятельность учителя Деятельность учащихся
Мы живем в огромной многонациональной
стране с богатой историей и культурой. В России проживает 143,1
млн.человек, из них 85% населения русские. В.Даль писал “ Национальная
принадлежность человека определяется по тому языку, на котором он
думает. Так русский язык считают родным в России 86,6 %, а 97,7 %
свободно им владеют. Многовековая история русского народа выражается в
национальном своеобразии, которое раскрывается в искусстве живописи,
литературе, архитектуре и, конечно же , в русских народных промыслах. С
которыми из них мы и познакомимся на примере промыслов Центральной
России.

Тема нашего урока “Русские народные промыслы Центральной
России”

Запись темы урока в тетради.

3. Постановка познавательных целей

Деятельность учителя Деятельность учащихся
Что Вы должны знать?

1. Уметь
объяснять причины возникновения народных промыслов;

2. Иметь представление об искусстве русских народных промыслов на
территории Центральной России, знать их географию, характер производимой
продукции.

Наш урок будет проходить в форме защиты мини-проектов, где вашему
вниманию помимо иллюстрационного материала будет представлена теория
вопроса.

4. Изучение нового материала

Деятельность учителя Деятельность учащихся
Как же возникли народные промыслы? Я на
карте покажу районы и центры существования народных промыслов.
Попробуйте определить закономерности В размещении центров народных
промыслов. (О: вблизи крупных городов).

Условиями возникновения
народных промыслов стали следующие причины:

Свободное время зимой;

Неустойчивые урожаи;

Соседство рынков и ярмарок, где можно было продать свою продукцию.

Искусство русских народных промыслов богато и разнообразно: это и
хохлома золотая, и гжель, жостовские изделия и многое другое. Такая
форма традиционных занятий русского народа неоднородна. В одних
искусство народных промыслов проявилось полностью, в других преобладает
труд мастеров-надомников, в третьих это приобрело формы
профессионального искусства. Но в любом из них отражены традиции и
обычаи русского народа. И наш урок мы посвятим знакомству с русскими
народными промыслами Центральной России.

Работа учащихся в тетради;

Выступления учащихся с сообщениями, сопровождаемые презентацией:

– Лаки Федоскина; < Приложение 1,
Рисунок 1
>

– Жостовский поднос; < Рисунок 4>

– Гжельский фарфор; < Рисунок 8>

– Загорская матрешка; < Рисунок 3>

– Павловский платок; < Рисунок 2>

– Богородская игрушка; < Рисунок 5>

– Палех; < Рисунок 7>

– Хохломская роспись. < Рисунок 6>

(литература: Мастера народных художественных промыслов – юбилею
А.С.Пушкина. … 106. Каталог – альбом; «Художественные ПРОМЫСЛЫ земли
нижегородской» Язык;

Первушина О.М. Столбова В.Г. Природа и творчество. Ростов-на-Дону:
“Феникс”, 2003 Русская матрешка.

Бардина Р. Художественные промыслы Владимирской области. Ярославль,
1975.;

Русская деревянная посуда 17–20 веков. Народные художественные
промыслы РСФСР. Учеб пособие для худож уч-щ.;

Барадулин В.А, Сидоренко В.Т. Подсобные художественные промыслы
России. – М.: Россельхозиздат, 1983.; Журнал “География в школе №5,
2000г., Журнал география для школьников №2, 2009г.

5. Закрепление знаний. Постановка учебной задачи

Деятельность учителя Деятельность учащихся
2. Обсуждение в форме фронтальной
беседы после выступлений учащихся.

В: 1. Что полезного вы узнали на
уроке?

2. Что из представленного вы не знали вообще?

3. Считаете ли вы, что материал урока расширил ваши знания о русских
народных промыслах?

В ходе представления мини-проектов в
форме слайдовых презентаций учащиеся заполнят таблицу, которую сдают в
конце урока.

Русские народные промыслы Центральной России

№ п/п

Вид народного промысла
Производимая продукция
Район, центр производства

1. Лаки Федоскина
2. Жостовский поднос
3. Гжельский фарфор
4. Загорская матрешка
5. Павловский платок
6. Богородская игрушка
7. Палех
8. Хохломская роспись

6. Заключение

На подготовительном этапе урока было проведено анкетирование (демонстрация
презентации учащимися, проводившими анкетирование < Рисунок 1>). Выводы по
результатам анкетирования.

Центральная Россия – колыбель русского народа и в его промыслах отражены,
развиваются и живут народные традиции, а знания о них укрепляют национальное
самосознание русского человека.

Всем спасибо за урок.

Следующий: