Русская равнина. Разработка урока по географии в 8-м классе

На территории России выделяется 7 крупных природных районов; т.е., каждый из них занимает большую площадь, разнообразен внутри себя, но от других отличается своей ярко выраженной индивидуальностью. Вот эти индивидуальные черты придают определенному региону свою неповторимость.

БЛОК №1

Тема: Русская равнина
Цель: - Познакомить учащихся        физико-географическими закономерностями Русской равнины.

  • Изучить особенности Восточно-Европейской равнины.
  • Учить читать и анализировать карты.
  • Формировать чувство любви к родной природе.
  • Формирование экологического сознания. На примере экологических проблем Русской равнины и их причины.
  • Эстетическое воспитание при работе с художественными произведениями.

План изучения темы:

  1. Вхождение в тему (1ч)
  2. Творческий поиск. (1ч)
  3. Проверка знаний (1ч) (выходной контроль)

Урок№1. Вхождение в тему.
Оборудование: настенные карты: «Физическая карта России», «Русская равнина», географические атласы 8 класс, запись (аудиокассета).
Оформление класса: Перечисленные карты, название темы, сигнальные слова, таблица 1, значение знаков маркировки текста, место для «паучка».

Таблица 1:

Я знаю или предполагаю Хочу знать Узнал(а) новое

Значение маркировки.
V — я прав, я так и думал.
- — я не прав, мое мнение ошибочно.
+ — новая интересная информация.
? — нужно задать вопрос» не понял или не хочу узнать больше?

Сигнальные слова:фундамент, Хибины, Тиманский, Ильмень, полесье, дубрава, Нечерноземье.

Весь урок разбиваем на этапы:

I этап
Хочу начать словами русского поэта К.Д, Бальмонта;

Как угрюмый кошмар исполина.
Поглотивший луга и леса,
Без конца протянулась равнина
И краями ушла в небеса.
И краями пронзила пространство,
И до звезд прикоснулась вдали,
Затенив мировое пространство
Монотонной печалью земли…

-     Что вам известно о Русской равнине? Запишите свои сведения,
пожалуйста, в первую колонку таблицы.
II этап

  1. Работа в парах ученики обмениваются информацией о равнине, дополняя друг друга, записывая информацию в первую колонку таблицы.
  2. Учащиеся зачитывают свою информацию вслух и записывают в таблицу на доске.

Примечание:информация даже если не верна, не поправляется.

Ш этап.
1. Каждый ученик дает в тетради толкование сигнальных слов: фундамент (выход кристаллических пород на поверхность), Хибины (интрузивный массив, горы Кольский полуостров) Тиманский (кряж. Моренная форма рельефа поднятие фундамента), Ильмень
(крупное озеро равнины), полесье (песчаные равнины, образовавшиеся после отступления ледника), дубрава (дубовый лес), Нечерноземье (районы к северу от Москвы),
2. Ученики читают определения или объяснения, учитель записывает на доске, каждый дополняет свои определения.
3. Работа в группах. Используя все сигнальные слова, но выбирая их версии, составляют портрет Русской равнины.
Примечание: Возникшие вопросы при толковании слов и составлении рассказа ученики записывают в таблицу в колонку 2.

IV этап
Разбиваем тему на блоки, чертим схему — «паучка».

V этап
Работа с учебником Раковская «География: природа России» стр. 193-203, Нужно читать текст, маркировать его (отмечать карандашом).

VI этап
Пользуясь текстом учебника, вычеркнуть все неверные предположения. Подчеркнуть те сведения, которые подтверждены текстом.
Домашнее задание: §32, §33, §34.

Урок №2. Творческий поиск.
Форма работы: групповая.
Оборудование: настенные карты; «Физическая карта России», «Русская равнина», географические атласы 8 класс, запись (аудиокассета).
Оформление класса:
 На доске — слова И Никитина:

Уж и есть за что,
Русь могучая,
Полюбить тебя,
Назвать матерью…

Рисунки с видами Русской равнины, литература.

I этап.
Мозговой штурм(раздаточный материал).

  1. Спланировать порядок изучения блоков («паучок»).
  2. Изучить блоки кластера (учитель при необходимости консультирует учеников). Составить О.С.
  3. Провести творческий поиск по следующим направлениям:

а)  освоение Русской равнины;
б)  заповедники;
в)  писатели, поэты, композиторы, художники в произведениях
которых присутствует тема Русской равнины (дом. задание).
г)  заполнить таблицу по номенклатуре Русской равнины.
д)  объекты, отмеченные знаком *, нанести на контурную карту.

Таблица.

Возвышенности Низменности Город
(нас. пункт)
Реки Озера Водохранилища Заповедники

Номенклатура: Хибины*, Лапландский, Кольский, Тиманский*, Печора*. Архангельск*, Чудское, Онега, Северные Увалы*, Ладожское*, Рыбинское*, Валдайская, Элиста, Малоземельская тундра, Ильмень, Общий Сырт*, Воронежский*, Прикаспийская*, Мещера, Кивач, Кама*, Ворона, Пинежский, Приволжская*, Кумо-Манычская*. Бутурлиновка, Хопер, Калач, Дон, Вятка, Коряжма, Имандра, Селигер, Сокол, Хоперский, Дарвинский, Баскунчак*, Саратовское.

II этап.
Учитель консультирует по блокам каждую группу.

Ш этап.
Домашнее задание: §32, §33, §34.
Подготовиться к тестированию, Перед следующим уроком сдать контурные карты, дополнить и проверить записи в тетрадях.

Урок №3. Проверка знаний.
Форма занятия: индивидуально-групповая (командная).
Оборудование: настенные карты, контурные карты, магнитофон и запись (аудиокассета).
Оформление класса:

 На доске слова С, Есенина:
О, Русь, малиновое поле.
И степь, упавшая в реку.
Люблю до радости и боли
Твою озерную тоску,..



Ход урока:

Вступительное слово учителя: - ребята, мы завершили работу над темой Русская равнина. Перед вами просторы равнины, на ней размечены дорожки. Мы с вами участники Русского ралли, что такое ралли?
Ралли — это традиционные гонки автомобилей. Автомобили могут быть разными. Ребята выбирают себе автомобиль и название своей команде.
- Прошу вас во время ралли помнить о тех качествах, которые должны быть присущи каждому спортсмену: выдержка, умение уважать противника, умение прислушиваться к мнению товарищей, воля к победе. Вам предстоит долгий путь. Я верю в вас. Счастливого пути! Правила игры:
Играют 5 команд по 5-6 человек.
Каждой команде задается по одному вопросу или заданию на каждом этапе. Если команда отвечает «не верю» или совсем не отвечает, может ответить любая другая команда. За правильный ответ команда получает жетон и продвигается по дорожке. В команде ребята сами решают кому отдать жетон. Выигрывает команда, которая первой придет к финишу или приблизится к нему ближе всех. После завершения игры ребята в командах обсуждают работу каждого и выставляют оценки. На партах нет ничего, кроме листочка, ручки и контурной карты.

Старт «Веришь не веришь?»

  1. Рельеф — природный водоем с замедленным водообменом, заполняющий впадину суши и закрытый от свободной связи с морем.
  2. Водный режим — характер движения вод, их температура и т.д.
  3. Озеро — это совокупность форм земной поверхности, различных по очертаниям. Размерам, происхождению, возрасту и истории развития.
  4. Синеклиза — прогибы на платформе.
  5. Антропогенное воздействие — изменение компонентов природы
    человеком.

Ключ; 1(3), 2(2), 3(1), 4(4), 5(5).

I этап. «Исторический».

  1. На западе берега Русской равнины омывает море, которое древние греки называли Янтарным, к II веку н.э. оно называлось Венедским, по имени племени венедов. В IX веке его называли Варяжским и Славянским. Как называется море сейчас? (Балтийское).
  2. Назовите крупное озеро, о нем известно, что 5 апреля 1242 года произошло на нем важнейшее для России историческое событие (Чудское).
  3. Эта область России не граничит с другими областями России и появилась после II Мировой войны (г. Калининград и его область).
  4. Самый крупный город мира, лежащий за Северным Полярным кругом. Лежит на берегу залива незамерзающего моря (г. Мурманск),
  5. На этом озере есть остров, знаменитый деревянной церковью 1714 года. Это произведение известно под названием Кижи. Как называется озеро (Онежское),

II этап. «Узнай меня».

  1. Болотце. Такая низинка у леса. Есть и ключ, только его плохо видно. Над ним деревянная избушка. На протяжении веков это место считается началом      русской (Волдайская возвышенность, исток реки Волга).
  2. Соль белыми пластами лежит на его берегах, образуя острова на мелководье. В водах озера никто не может жить. Здесь ведется добыча соли, ее начали добывать еще в VII веке половцы и хазары. Расположено оно в Астраханской области, его площадь больше, чем 100 км» (Баскунчак).
  3. Он был крупным ремесленным и торговым центром Руси. Войска этого города разгромили шведов и немцев. На центральной площади этого города высится памятник «Тысячелетие России». Что это за город (Новгород).
  4. Возвышенность, протянулась с северо-запада на юго-восток на 900 км. Состоит из невысоких гряд. Северная часть лежит в пределах тундры, а южная — в пределах тайги. В ее недрах залегают нефть и природный газ (Тиманский кряж).
  5. Волнистая гряда протяженностью примерно 600км с запада на восток. Покрыта хвойным лесом, местами заболочена. Является водоразделом двух крупных рек, образовалась как конечно-моренная гряда (Северные Увалы).

Ш этап. «Покажи меня».
Показать на физической карте:

  1. 5 возвышенностей,
  2. 5 низменностей.
  3. 5 рек.
  4. 5 озер.
  5. 5 водохранилищ.

IV этап. «Пятачок».
Назвать:

  1. 5 полезных ископаемых равнины,
  2. 5 видов животных степи,
  3. 5 видов растений широколистных лесов.
  4. 5 морей, портом которых является город Москва.
  5. Природные зоны Русской равнины.

V этап. «Заповедный»

Раим Фархади; Современник, ты — мой собеседник
Чем встревожен, молчишь отчего,..
Приглашаю тебя в заповедник.
Ты входи без боязни в него.

  1. Назовите биосферные заповедники на территории Русской равнины (Центральнолесной, Приокеко-Террасский, Центрально-Черноземный. Воронежский, Лапладский),
  2. Назовите заповедники в зоне тундры и лесотундры (Мурманский. Кандалакшский).
  3. Единственный заповедник в зоне пустыни в устье реки Волга (Астраханский).
  4. Назовите основные экологические проблемы равнины (плотность населения, интенсивность использования ПР., дефицит воды, загрязнение атмосферы, почвы, гидросф. (много предпр.), эрозия почвы),
  5. Назовите 2 основных экологически кризисных района Русской равнины (Кольский полуостров, КМА).

VI этап. «Дальше — дальше» (блицтурнир).
Каждый работает на себя (и на команду).

  1. В основании Восточно-Европейской равнины находится (древняя платформа).
  2. Фундамент платформы выходит на поверхность на (Кольском полуострове).
  3. Что представляет собой рельеф равнины (чередование возвышенностей и низменностей).
  4. Как возрастает континентальность климата на Русской равнине (с Запада на Восток).
  5. Какие природные зоны есть на равнине (от тундры до пустыни).
  6. Где добывают уголь (Подмосковье, Печора).
  7. Где добывают железные руды (К.М.А.).
  8. Где добывают апатиты (Кольский полуостров),
  9. Как называется река, древнее название которой Ра (Волга).
  10. Что такое синиклиза (прогиб платформы).
  11. Что такое Моренные холмы (следы древнего обледенения).
  12. Где выпадает больше всего осадков (Северо-Западные районы)

VII этап. Подведение итогов: Подсчитываются жетоны, выставляются оценки




Следующий: