Русская равнина. Географическое положение. Особенности природы. 8-й класс

Цели урока

:

  • актуализировать и продолжить формирование знаний о природном
    районировании;
  • формировать знания об особенностях природы Восточно-Европейской равнины;
  • развивать умения объяснять взаимосвязи природных компонентов и умения
    работы с разными источниками информации;
  • формировать географический облик территории.

Оборудование.

Карты России – физическая, климатическая, природных зон.
Контурные карты, географический атлас, 8 класс.

План урока.

1. Подготовка учащихся к восприятию новых знаний (мотивация).

1.1. Крупные природные районы объединяют значительные территории, имеющие
общие черты, единство в происхождении и развитии, геологическом и тектоническом
строении, рельефе, ландшафтах.

Это целостная природная территория, имеющая своеобразный облик. Русская
равнина, Западно-Сибирская низменность, Урал и Восточная Сибирь, Кавказ, Дальний
Восток: каждый природный регион индивидуален, неповторим по-своему и отличается
от другого, и люди, живущие в разных местах как бы “впитывают в себя” все
особенности своей местности. В жизни мы наблюдаем, как северянин отличается от
южанина, сибиряк от волжанина и т.д. Почему так происходит? Каковы особенности
природы в различных регионах? Как они влияют на человека? Об этом мы узнаем,
изучая природные регионы России.

1.2. Работа по ознакомлению учащихся с планом комплексной характеристики
крупного природного региона.

План распечатан и имеется на столе у каждого ученика.

2. Получение учащимися новых знаний с использованием активных форм
познавательной деятельности – организации практической и самостоятельной работы
с разнообразными источниками географической информации.

2.1 Восстановление в памяти учащихся понятия “географическое положение”.

2.2. Работа с картами, текстом учебника, справочным материалом.

2.2.1. Физическая карта России, атлас, стр. 14–15, контурная карта, стр. 4–5.
Где находиться Русская равнина? Как она выделена на физической карте? Каковы её
естественные границы? Как протяженность равнины с севера на юг влияет на
изменение природных условий? Объясните, как открытость равнины к Северному
Ледовитому океану влияет на погодные условия?

2.2.2. Тектоническая карта России, атлас, стр. 16.
По тектонической карте определите, на каком участке земной коры расположена
равнина.
Повторение. Что такое платформа? Какие формы рельефа соответствуют
платформе? Проявляются ли внутренние процессы земной коры на платформах? А
внешние? Какие? Влияет ли тектоническое строение на природу Русской равнины?
Приведите примеры. Какие ещё формы рельефа имеются на Русской равнине? Отметьте
эти формы рельефа в контурных картах. (Работу можно закончить дома.)
Какая низменность имеет самую низкую абсолютную высоту? Наибольшую высоту?
Рельеф равнины разнообразен. Почему? Какие внешние процессы сформировали рельеф
равнины на севере? Какие формы рельефа образовались? А на юге и в центре
равнины?
Определить происхождение Смоленско-Московской гряды, Валдайской возвышенности,
Северных Увалов. А также Мещеры, Окско-Донской равнины, озёр – Чудского,
Псковского, Ильмень.
Запись в тетрадь: форм рельефа – бараньи лбы, штрихи, валуны, морены,
зандровые равнины, подпружные озёра.
Текучие воды расчленили южную часть равнины, образуя овражно-балочно-эрозионный
рельеф. Почему много оврагов на Среднерусской и Приволжской возвышенностях?
Вывод в тетрадь: рельеф Русской равнины разнообразный: низменности и
возвышенности чередуются. Рельеф севера равнины сформировал ледник, юг – текучие
воды.

2.2.3. Климатическая карта России, раздаточный материал “Климатические
показатели в разных городах Русской равнины”
Какие вы знаете климатообразующие факторы? Как они влияют на климат Русской
равнины?
Вывод записать в тетрадь, после обсуждения вопроса “Климат Русской
равнины”.
– четко выражены 4 времени года;
– господствуют западные ветры;
– наибольшее влияние оказывает Атлантический океан.
Работа по раздаточному материалу и рис. 62 учебника.
Проанализируйте средние температуры самого холодного месяца для зоны тундра
(февраль).
Как они изменяются? Определите, как изменяется средняя
температура самого теплого месяца (июль) для всей равнины. Определите
тенденции среднегодовой температуры. Как изменяется облачность и увлажнение с
севера на юг равнины? Какую закономерность отражают климатические показатели
Русской равнины?
Вывод в тетрадь. Климатические показатели подтверждают закон широтной
зональности, т.е. природные зоны.
Анализ профиля по рис. 62. Как показатель температуры сказывается на
испаряемости и испарении? Почему изменяется коэффициент увлажнения? Влияют ли
климатические изменения на растительность и почвы? Выявление климатических
отличий не только между севером и югом, но востоком и западом.

2.2.4. Работа в парах. Брянск и Самара расположены примерно на одной широте,
но различаются среднегодовым количеством осадков, средними температурами лета и
зимы. Почему?
Межпредметная связь. Физика. Удельная теплоёмкость воды.
Атлантические циклоны. Антициклоны с севера и с востока. Типы воздушных масс.

2.2.5. Влияние климата на речную и озёрную сети. Найдите и назовите крупные
реки равнины, к бассейнам каких океанов они относятся? Выявите различия в
густоте речной и озёрной систем в северных и южных широтах равнины.
Терминология. Ледостав, половодье, питание, режим реки, наводнение. На каких
реках половодье опасно наводнениями?

2.2.6. Реки и озёра равнины. Сообщение ученика о самой крупной реке равнины –
Волге.
Большинство озёр находится на северо-западе равнины. Почему? Как называется
самое крупное пресное озеро Европы?
Терминология. Типы котловин, водоупорные породы щита.

3. Закрепление изученного материала.

Географический диктант.

Критерии оценок. За правильный ответ – 1 балл.
9 баллов – “5”, 8 баллов – “4”, 7– 6 баллов – “3”, менее 6 баллов – “2”.

  1. Что находится в основании Восточно-Европейской равнины?
  2. На Кольском полуострове и в Карелии на поверхность выходит…
  3. На рельеф северной части равнины большое влияние оказало…
  4. Тип климата Русской равнины…
  5. Какой океан оказывает наибольшее влияние на климат равнины?
  6. Каков режим и питание рек равнины?
  7. Площадь Русской равнины.
  8. Как называются отполированные ледником округлые скалы?
  9. Где больше выпадает осадков на северо-западе или юго-востоке Русской
    равнины?

Проверка в парах. На доске даны правильные ответы.

4. Итог урока.

Запись в тетрадь.

Широтную зональность на равнине определяет равнинность
рельефа и умеренно-континентальный климат.
Оценки за географический диктант в журнал выставляются только хорошие,
материал будет изучаться дома и повторяться на последующих уроках темы. Ставятся
оценки за активную познавательную деятельность на уроке.

5. Домашнее задание

.
Параграф № 27, нанести в контурной карте географические объекты Русской равнины,
изученные на уроке.

Следующий: