Русская народная сказка. Обобщение. 3-й класс

Данный урок построен на расширении знаний и представлений учеников 3-го класса о русских народных сказках.

Деятельность, которой занимаются дети на уроке литературного чтения, способствует развитию учебно-познавательных умений: постановке и решению проблемных задач, применению логических операций, проведению сравнения героев и их поступков, классификации, нахождению причинных

Цели урока:

  • закрепить понятия о русских народных сказках;
  • учить различать положительных и отрицательных героев сказок;
  • учить работать с сюжетом сказки;
  • учить сравнивать, обобщать, делать выводы, давать полный ответ;
  • выделять особенности русской народной сказки;
  • обучать художественному рассказыванию сказки;
  • развивать фантазию, воображение, творческие способности;
  • воспитывать доброту, отзывчивость, любовь к животным, умение сопереживать.

Оборудование:

  • учебник Л.А. Ефросинина. «Литературное чтение», 3 класс;
  • Л.А. Ефросинина. Литературное чтение. Рабочая тетрадь № 1 для учащихся 3 класса;
  • карточки с пословицами;
  • рисунки к сказкам;
  • книги с русскими народными сказками;
  • планшет со стихотворением Ф. Кривина «О чём – то скрипит половица…»;
  • шапки-маски для инсценирования;
  • платок, сарафан для Сказочницы, «волшебный» цветок, медали;
  • кроссворд с музыкальным сопровождением;
  • плакат для орфографического чтения;
  • толковый словарь С. Ожегова;
  • диск с заданиями к уроку.

Ход урока

Урок сопровождается компьютерной презентацией.

I. Организация класса

II. Подготовительная работа (под музыку «В мире много сказок»)

– Сегодня на уроке мы отправимся в удивительную страну, где живут ваши любимые знакомые сказки . Перед вами «Литературное лукошко», полное сказок. Мы с вами разделимся на три группы: 1 группа представляет русскую народную сказку «Самое дорогое», 2 группа – «Про Ленивую и Радивую», 3 группа – «Дочь-семилетка» (каждый ряд работает над своей сказкой).

(Слайд 2)

III. Орфографическая минутка

– Прочитайте слова, которые встретятся вам на уроке:

в предложении, пересказана, предположим, предположить, мне кажется, содержание, соответствует, соотнести, отнести, я считаю, я думаю, я узнал, изобретательная, находчивая, сметливая, несчастный, необычное, невероятное, фантастическое.

– Подумайте, почему некоторые слова подчёркнуты? (С этих слов можно начинать ответы)

IV. Рубрика «Тайны живого слова»

– А сейчас обратимся к «Тайнам живого слова»

– Подберите синонимы к слову «изобретательная» (Выдумщица, находчивая)

– Находчивая. Про кого так скажем? (Сообразительная, кто не теряется, легко находит выход из трудного положения)

Когда человек бывает несчастным? (Когда у него горе, когда ему не везёт)

– Составьте словосочетание (предложение) со словом «несчастный» (Несчастный человек залился горькими слезами. Несчастный вид, случай, любовь, лицо; жить несчастно)

Что обозначает слово «необычный»? (Ответы)

– Более точное значение этого слова найдём в «Толковом словаре» С. Ожегова. (с. 40. Не такой, как все, не похожий на обычное, привычное).

V. Сообщение темы и цели урока.

– Необычный у нас сегодня урок. Мы будем изучать сразу несколько сказок.

– Как вы думаете, чему мы будем учиться на уроке? (Задавать вопросы и искать ответы на них, выразительно читать, пересказывать, находить в тексте нужные отрывки, думать, делать выводы, подводить итоги).

– Давайте выделим главную цель урока. Не забудьте: мы будем изучать сразу несколько сказок. (Будем сравнивать и делать выводы)

– Это главная цель нашего урока.

– А чтобы он получился необычным, давайте немного пофантазируем и отправимся в страну, где живут сказки.

VI. Театрализация. Декламация.

(Ученик читает стихотворение Ф. Кривина «О чём- то скрипит половица»)

О чём-то скрипит половица,
И спице опять не спится,
Присев на кровать, подушки
Уже навострили ушки…
И сразу меняются лица,
Меняются звуки и краски…
Тихонько скрипит половица,
По комнате ходят сказки.

(Выходит Сказочница в русском сарафане и платке)

Сказочница: Я поведу вас хитрыми дорогами по Стране сказок.

– А чтобы попасть в эту удивительную страну, нужно назвать сказку, которая заканчивается словами:

«Сказка – ложь, да в ней намёк!

Добрым молодцам урок»

(Такими словами заканчивается «Сказка о золотом петушке А.С. Пушкина)

(Слайд 3)

VII. Обобщение по теме.

– Сегодня я принесла с собой волшебный цветок. На каждом лепестке – задание.

(Сказочница раздаёт каждой группе лепесток с заданиями, читает.)

Пусть каждая группа представит свою сказку, чтобы все остальные догадались, с какой сказкой они встретились.

1 группа

– Найдите в учебнике и выразительно прочитайте отрывок из сказки: «Вот как-то раз и говорит старуха старику…» (с. 13–14)

2 группа

– Подготовьтесь читать по ролям разговор старшей дочери и Зелёного старика (с. 17–18)

3 группа

– Инсценируйте встречу двух братьев: бедного и богатого (с. 21–22)

(Слайд 4)

(Учитель выставляет книги с русскими народными сказками на доску:

«Самое дорогое», «Про Ленивую и Радивую», «Дочь-семилетка»)

– Как вы думаете, какие это сказки: народные или авторские? (Ответы)

Вывод: Это сказки русские народные. У них нет автора. А принадлежат они целому народу.

(Слайд 5)

VIII. Работа «Поисковой группы».

– Наша «Поисковая группа» продолжает работать. Ребята выполнили задание опережающего характера – подготовили материал о русских народных сказках.

  1. Сказки в нашей жизни появились давно, до начала изобретения письменности. Их не записывали, а только рассказывали и передавали из «уст в уста». Сказки рассказывали в зимние долгие вечера, когда на улице посвистывала, шарахалась, скреблась в стёкла вьюга или потрескивал жгучий мороз. Люди, собравшись в комнате, около печки, начинали рассказывать разные причудливые и забавные небылицы.

  2. Мы с затаённым дыханием слушаем удивительные истории о хитрой лисе, глупом волке, о мудрых волшебниках, творящих небывалые чудеса, об отважных героях или простых людях, преодолевающих все невзгоды и побеждающих своих коварных врагов – страшных чудовищ. Тяжёлая жизнь заставляла людей сочинять сказки о жестокости и злобе, о трудной несчастной, голодной жизни простого народа.

  3. В сказках люди «летали по воздуху», «ходили в сапогах – скороходах», «воскрешали убитых», «пользовались живой и мёртвой водой», «в одну ночь строили дворцы». Сказки – это мечты о будущем, о лучшей жизни. Они учат познавать жизнь, прививают такие благородные черты, как мужество, трудолюбие, воспевают справедливость, правдивость, доброту, любовь.

Вывод: Сказка и сейчас живёт в народе. Её охотно слушают и взрослые и дети.

Полностью текст работы представлен в Приложении.

Следующий: